Малевич на Sotheby’s 3 ноября
ARTinvestment.RU   07 октября 2008

Картина «Супрематическая композиция», выставленная на вечерние торги Sotheby’s в Нью-Йорке, — одна из пяти работ, возвращенных наследникам художника амстердамским музеем Стеделейк. Эстимейт произведения — 60 миллионов долларов

Аукцион произведений импрессионистов и модернистов Sotheby’s, который пройдет в Нью-Йорке 3 ноября, впору называть чуть ли не «торгами года». Каждую неделю Sotheby’s выдает очередную сенсацию: сначала было объявлено, что на торги будет выставлен «Вампир» Мунка (Edvard Munch) с эстимейтом 35 миллионов долларов, потом стало известно, что там появится «Арлекин» Пикассо (Pablo Picasso), предварительно оцененный в 30 миллионов… Но на прошлой неделе аукционный дом превзошел сам себя: он объявил, что 3 ноября на аукционе будет представлена «Супрематическая композиция» Казимира Малевича. Эстимейтом картина превосходит даже работы тяжеловесов Пикассо и Мунка: специалисты оценили ее в 60 миллионов долларов.

Как нетрудно догадаться, «Супрематическая композиция» — один из пяти шедевров Малевича, которые этой весной амстердамский музей Стеделейк (Stedelijk Museum) передал наследникам художника. Картина была написана в 1916 году и впервые показана на выставке в Москве тремя годами позднее. В 1927 году она экспонировалась в Варшаве и Берлине, где прошли первые персональные выставки художника за пределами России. Поездка за границу была очень плодотворной для Малевича: он не только смог познакомить со своим творчеством Европу, но еще и встретился с видными художниками того времени, работавшими в Германии. Но в июне 1927 года советские власти внезапно вызвали художника на родину. Почуяв неладное, Малевич решил оставить свои картины в Германии и отдал их на хранение архитектору Хуго Хэрингу (Hugo Häring). Художнику так и не довелось забрать свои творения: больше его за рубеж не выпускали. Советской власти авторы, подобные Малевичу, были не по душе. Никто не знает, как сложилась бы судьба картин, если бы художник забрал их с собой в Союз. Скорее всего, они бы гнили в запасниках какого-нибудь провинциального музея.

Хотя в Германии 1930-х картины Малевича тоже были в опасности. Для Гитлера и его приспешников любое абстрактное искусство было «дегенеративным», и перед шедеврами супрематизма всерьез замаячила перспектива быть сожженными на костре вместе с произведениями Кандинского, Клее (Paul Klee) и других великих модернистов. Хэринг отдал работы на хранение директору музея Ганновера Александру Дорнеру (Alexander Dorner), который продал некоторые из них директору нью-йоркского Музея современного искусства Альфреду Барру (Alfred Barr). Оставшиеся вещи Хэринг продал в 1958 году музею Стеделейк. Более тридцати лет они спокойно висели в музее и служили одной из его главных «приманок», пока в 1993 году не объявился немецкий историк искусства Клемент Туссен (Clement Toussaint), решивший найти настоящих наследников Малевича и восстановить историческую справедливость.

Сначала наследники принялись за МоМА, но нью-йоркский музей отделался сравнительно легко: из 16 картин Малевича вернул всего одну (тоже «Супрематическую композицию»), а за остальные заплатил компенсацию. Стороны пришли к договоренности в июне 1999 года, а менее чем через год картина уже была выставлена на аукцион. На торгах Phillips de Pury, прошедших в мае 2000 года, картина с легкостью превзошла эстимейт в 10 миллионов долларов и ушла за 17 миллионов, став самой дорогой работой Малевича в истории. Это заставило наследников призадуматься, и в следующий раз они решили брать не деньгами, а картинами. Четыре года продолжалась битва между наследниками и музеем Стеделейк, и весной 2008 года суд вынес решение в пользу первых. В том, что работы вскорости появятся на каком-нибудь крупном аукционе, сомнений не было. И вот, началось. 3 ноября специалисты по арт-рынку во всем мире обратят свои взоры на Нью-Йорк: именно там решится судьба «Супрематической композиции». Найдет она нового владельца или нет? Если найдет, то Малевич сможет стать вторым, а то и первым в списке авторов самых дорогих работ среди художников русского происхождения. Сейчас на первом месте там обитает Марк Ротко (Mark Rothko), чей «Белый центр» был продан в прошлом году за 72,8 миллиона долларов, а на втором — Василий Кандинский с результатом 22,99 миллиона за картину «Фуга». Для того чтобы Малевич превзошел Ротко и переместился с пятого места на первое, «Супрематическая композиция» должна принести сумму, превышающую эстимейт на 13–15 миллионов долларов.

3 октября в лондонском офисе Sotheby’s открылась экспозиция, где можно увидеть уже приобретшую легендарный статус картину Малевича. С 29 октября по 3 ноября она будет экспонироваться в Нью-Йорке.

Источники: bloomberg.com, sothebys.com, artinvestment.ru



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх