Выставка Татьяны Ян

28 июля — 17 августа

Москва, Гороховский переулок, 7

+7 (495) 632–16–81


Микробы могут способствовать сохранности работ старых мастеров и помочь в установлении их подлинности
ARTinvestment.RU   29 июня 2020

К такому выводу пришли ученые, занимающиеся исследованием поверхности картин

Микроорганизмы, находящиеся на поверхности работ старых мастеров, могут изменить правила игры при аутентификации и консервации произведений искусства времен Средневековья и Возрождения и других периодов и эпох. К этому выводу пришла команда американских специалистов из Института Дж. Крейга Вентера (JCVI), известного исследовательского центра, аффилированного с Институтом геномных исследований.

В исследовании, которое называют «первым крупномасштабным исследованием на основе геномики для понимания микробных сообществ, связанных со старением произведений искусства», были использованы образцы, взятые с поверхностей произведений, созданных в основном в период Возрождения и находящихся в частных собраниях Флоренции. Согласно выводам ученых, микроорганизмы, скопившиеся на поверхности работы за долгие годы ее бытования, обладают уникальным составом, помогающим, при его тщательном анализе и фиксации, выявить подделку и подтвердить подлинность конкретной картины или скульптуры. Кроме того, их свойства могут быть использованы для консервации и предотвращения разрушения красочного либо другого поверхностного слоя произведения искусства (по принципу патины).

Более того, обладая определенными данными, можно даже восстановить карту перемещений произведения искусства: ученые утверждают, что при перемещении предмета из одного региона в другой его поверхность неизбежно заселяется бактериями, характерными для нового региона. Комментируя результаты исследования для агентства «Франс-Пресс», микробиолог Манолито Торралба сказал: «Мы не можем указать точную временную шкалу таких перемещений... но можем утверждать, что предмет происходит из определенной [географической] области».

Подобные исследования могут также оказаться полезными для установления подлинности работ: современные технологии позволяют выделить из образцов, взятых с поверхности работы, образцы ДНК их автора. По утверждению Торралба: «Многие художники эпохи Возрождения использовали свой собственный биологический материал в своих работах… Леонардо и другие [авторы] были известны тем, что использовали свою слюну, а некоторые — собственную кровь». Таким образом, в случае если у исследователей будет образец ДНК автора, они смогут с достаточной степенью вероятности подтвердить подлинность той или иной работы. В частности, этот способ наверняка смог бы ответить на вопрос о подлинности некоторых работ, приписываемых Леонардо да Винчи, так как историкам известно точное место его захоронения в замке Амбуаз во Франции.

Что касается реставрации, то знание того, что за бактерии находятся в составе поверхностного слоя работы и каким образом они взаимодействуют с краской, лаком или другими органическими соединениями в ее составе (как известно, многие бактерии питаются масляной краской или холстом), позволит избежать случайного повреждения работ при попытке избавиться от этого бактериального слоя. «Мы знаем, что можем определить, их состав, — сказал Торралба, имея в виду колонии микроорганизмов, находящихся на поверхности работы. — Следующим шагом будет выявление того, что они делают и чем питаются, и тогда у нас будет возможность подобрать очень специфический подход к уничтожению этих бактерий, не опасный для произведения искусства».

Источник: dailystar.com.lb


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20200629_old_masters_microbes.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20200629_old_masters_microbes.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 27.07.2021 Книжная графика Константина Сомова Мастер «галантных сцен», вдохновленных французской придворной культурой XVIII века и окрашенных мирискуснической эстетикой пассеизма, Сомов ярко проявил себя во многих жанрах, особенно в книжной графике
  • 23.07.2021 Киногид ARTinvestment.RU Фильмы об арт-дилерах, коллекционерах и мире искусства
  • 19.07.2021 Открыт 75-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения AES+F, Алексея Барвенко, Андрея Бартенева, Константина Батынкова, Димы Горячкина, Даши Делоне, Михаила Дронова, Александра Курилова, Андрея Медведева, Андрея Мунца, Алексея Орловского, Александра Савко, Армана Сируняна
  • 13.07.2021 Открыт 74-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения Галины Быстрицкой, Дианы Воубы, Наталии Вяткиной, Анатолия Горяинова, Дубосарского и Виноградова, Галины Дулькиной, Ильи Евдокимова, Николая Иванова, Ильи Комова, Ирины Корсаковой, Андрея Криволапова, Юлии Мамонтовой, Леонида Ракова
  • 05.07.2021 Что читать об арт-бизнесе. Гид по книгам про арт-рынок для начинающих Почему искусство так дорого? Как формируется цена на произведение искусства? Как зарабатывают на искусстве? Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете в подборке популярных книг о рынке искусства от портала ARTinvestment.RU
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх