Названо имя модели, позировавшей Курбе для «Сотворения мира»
ARTinvestment.RU   27 сентября 2018

На одной из самых смелых картин XIX века изображено тело парижской балерины Констанс Кеньо — любовницы османского дипломата, заказчика холста. Об этом проговорился Александр Дюма в письме Жорж Санд

Даже по современным меркам Гюстава Курбе и его заказчика — османского дипломата Халил-бея можно считать отчаянными троллями. «Сотворение мира» по-прежнему остается жупелом для «моралистов» и «знаменем» для их оппонентов. В наши дни перед холстом в музее Орсэ устраивали акции художницы и феминистки. За перепост этой картинки банил аккаунты целомудренный наш «Фейсбук». Да и вообще всякий раз стоит её показать, так разговоров будет на целый день. И это сейчас. А представьте, что было в 1866 году, когда она была написана!

Впрочем владелец не стал искать приключений на свою голову и публично демонстрировать картину. Ее видело довольно много людей света, но не все желающие. Широкой публике показали эту вещь лишь в конце 1980-х годов, а с середины 1990-х она вошла в число шедевров Музея Орсэ.

И сразу начались гадания.

Лица модели на картине не разглядеть. Сам Курбе благородно никаких инструкций на сей счет не оставил. А секреты люди хранить умели. Перешептывались, некоторые даже знали правду, но прямых свидетельств ни в прессе, да и нигде не осталось. Много лет историкам искусства оставалось только гадать (зачем-то), что за женщина осмелилась позировать художнику. Среди основных версий рассматривалась кандидатура ирландской натурщицы Джоанны Хиффернан — любовницы Курбе и Джеймса Уистлера (это его картину «отреставрировал» Мистер Бин). Вероятно, так считать было удобно, несмотря на явную несуразицу: Хиффернан была рыжеволосой.

Но недавно историки искусства напали на след. В письме Дюма-сына, адресованном писательнице Жорж Санд, нашли прозрачный намек на Констанс Кеньо. В 1866 году ей было 34 года, она недавно ушла из балетной труппы парижской оперы и стала любовницей дипломата Халила Шерифа Паши, известного как Халил-бей. Он, кстати, одно время работал посланником в Санкт-Петербурге. Халил-бей собрал выдающуюся коллекцию эротического искусства. В его собрании были «Алжирские женщины» Эжена Делакруа (гаремная сцена, впрочем целомудренная), «Турецкие бани» Энгра и другие шедевры, входящие ныне в экспозиции ведущих французских музеев. После встречи с дипломатом Констанс Кеньо стала известной дамой света, занималась благотворительностью и оставила о себе в целом добрую память.

Что теперь даст истории искусства установление ее личности — это, конечно, еще одна загадка. Как и то, почему до этого сразу не додумались. Вспомнить, какую женщину в тот момент любил заказчик, — куда уж проще. А картина хорошая. Успеть бы посмотреть, пока снова не запретили.

Источники: independent.co.uk, news.artnet.com




  • 06.06.2019 Итоги русской недели в Лондоне. Июнь 2019 года. Как сбылись прогнозы AI Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх