Музей Нортона Саймона не лишат диптиха Лукаса Кранаха Старшего
ARTinvestment.RU   01 августа 2018

Речь идет о знаменитом диптихе «Адам и Ева», который на протяжении долгих лет пыталась отсудить по реституции Марай фон Захер. Но недавнее судебное решение было принято не в её пользу

Не факт, что на этом Марай фон Захер, невестка нидерландского коллекционера еврейских кровей Жака Гаудстиккера, успокоится. Точнее даже сказать, она наверняка не смирится с решением в пользу музея и подаст очередную апелляцию. По крайней мере три предыдущих раза она так и поступала. Это дело гуляет между обычным и апелляционным американским судом на протяжении вот уже 11 лет. И каждый раз суды принимают решение в пользу Музея Нортона Саймона (Пасадена, Калифорния).

Почему же обычно такой лояльный к еврейским наследникам американский суд в этом случае не соглашается на реституцию? Все дело в том, что этот диптих Кранаха уже однажды вернули законному владельцу — но не Жаку Гаудстиккеру или его родственникам, а наследнику российских аристократов Строгановых-Щербатовых, у которых во время революции «Адама и Еву» конфисковали большевики.

Большевики продали диптих Кранаха в 1931 году в Берлине, когда советскому правительству нужны были деньги на индустриализацию. Тогда его и купил Жак Гаудстиккер. В 1940-м ему пришлось бежать из Нидерладов и бросить свою огромную коллекцию прямо в руки Герману Герингу. До Америки Жак Гаудстиккер так и не доплыл: он погиб в результате несчастного случая на корабле. По окончании войны союзники предоставили правительству Нидерландов право самостоятельно решить, кому что возвращать из конфискованных нацистами произведений искусства. А поскольку вдова Жака Гаудстиккера не заявила своих прав на диптих Кранаха, то нидерландское правительство продало его американцу Георгию Строганову-Щербатову, посчитав его законным правопреемником аристократических предков. Строганов-Щербатов, в свою очередь, перепродал диптих в 1971 году калифорнийскому коллекционеру Нортону Саймону. И вот эти две последние перепродажи американский суд раз за разом признает законными. А пока это происходит, посетители Музея Нортона Саймона в Пасадене по-прежнему могут наслаждаться шедевром Лукаса Кранаха Старшего.

 

Источники: artnet.com, artinvestment.ru

Читайте по теме на AI:
Наследница еврейского дилера хочет отобрать у музея картину Кранаха;
Калифорнийскому музею не уйти от реституционного иска по поводу диптиха Кранаха;
Суд оставил «Адама и Еву» Кранаха музею.



Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх