Музей Нортона Саймона не лишат диптиха Лукаса Кранаха Старшего
Речь идет о знаменитом диптихе «Адам и Ева», который на протяжении долгих лет пыталась отсудить по реституции Марай фон Захер. Но недавнее судебное решение было принято не в её пользу
Не факт, что на этом Марай фон Захер, невестка нидерландского коллекционера еврейских кровей Жака Гаудстиккера, успокоится. Точнее даже сказать, она наверняка не смирится с решением в пользу музея и подаст очередную апелляцию. По крайней мере три предыдущих раза она так и поступала. Это дело гуляет между обычным и апелляционным американским судом на протяжении вот уже 11 лет. И каждый раз суды принимают решение в пользу Музея Нортона Саймона (Пасадена, Калифорния).
Почему же обычно такой лояльный к еврейским наследникам американский суд в этом случае не соглашается на реституцию? Все дело в том, что этот диптих Кранаха уже однажды вернули законному владельцу — но не Жаку Гаудстиккеру или его родственникам, а наследнику российских аристократов Строгановых-Щербатовых, у которых во время революции «Адама и Еву» конфисковали большевики.
Большевики продали диптих Кранаха в 1931 году в Берлине, когда советскому правительству нужны были деньги на индустриализацию. Тогда его и купил Жак Гаудстиккер. В 1940-м ему пришлось бежать из Нидерладов и бросить свою огромную коллекцию прямо в руки Герману Герингу. До Америки Жак Гаудстиккер так и не доплыл: он погиб в результате несчастного случая на корабле. По окончании войны союзники предоставили правительству Нидерландов право самостоятельно решить, кому что возвращать из конфискованных нацистами произведений искусства. А поскольку вдова Жака Гаудстиккера не заявила своих прав на диптих Кранаха, то нидерландское правительство продало его американцу Георгию Строганову-Щербатову, посчитав его законным правопреемником аристократических предков. Строганов-Щербатов, в свою очередь, перепродал диптих в 1971 году калифорнийскому коллекционеру Нортону Саймону. И вот эти две последние перепродажи американский суд раз за разом признает законными. А пока это происходит, посетители Музея Нортона Саймона в Пасадене по-прежнему могут наслаждаться шедевром Лукаса Кранаха Старшего.
Источники: artnet.com, artinvestment.ru
Читайте по теме на AI:
Наследница еврейского дилера хочет отобрать у музея картину Кранаха;
Калифорнийскому музею не уйти от реституционного иска по поводу диптиха Кранаха;
Суд оставил «Адама и Еву» Кранаха музею.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20180801_cranakh_adam_and_eve_wont_be_restituted.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20180801_cranakh_adam_and_eve_wont_be_restituted.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.