Калифорнийскому музею не уйти от реституционного иска по поводу диптиха Кранаха
Безуспешными оказались попытки Музея Нортона Саймона отклонить реституционный иск наследницы Марай фон Захер, касающийся диптиха «Адам и Ева» кисти Лукаса Кранаха Старшего
Музей Нортона Саймона в Пасадене (Калифорния) не теряет надежды оставить в своей коллекции диптих Лукаса Кранаха Старшего «Адам и Ева», однако Судья Округа Лос-Анджелес на прошлой неделе не дал музею отклонить иск от наследницы и главного претендента на этот диптих Марай фон Захер (Marei von Saher).
Речь идет о реституционном споре, начавшемся в 2007 году, когда Марай фон Захер, невестка крупного нидерландского коллекционера-еврея Жака Гаудстиккера (Jacques Goudstikker), впервые обратилась с реституционным иском в американский суд, требуя вернуть ей диптих Кранаха.
История коллекции Гаудстиккера напрямую связана с противозаконной деятельностью нацистов. Когда дилер со своей семьей бежал из Амстердама в 1940 году, его собрание было реквизировано Германом Герингом (Hermann Goering). Сам Гаудстиккер погиб во время плавания к берегам Америки. После войны коллекция была возвращена правительству Нидерландов, которое, в свою очередь, начало поиск довоенных владельцев работ. В 2006 году Марай фон Захер нидерландским правительством было возвращено 200 произведений из коллекции ее тестя. Однако диптих Кранаха на тот момент уже несколько десятков лет находился в собрании калифорнийского музея.
Реституцию диптиха существенно затрудняет тот факт, что изначальным его владельцем был отнюдь не еврейский дилер, а семья российских аристократов Строгановых-Щербатовых. Большевики изъяли у них «Адама и Еву» и продали диптих на советско-немецком аукционе в Берлине в 1931 году. Именно на этих торгах работу Кранаха приобрел Гаудстиккер. В итоге после войны, в 1960-х, Нидерланды продали диптих не наследникам Гаудстиккера, а американцу Георгию Строганову-Щербатову, тем самым, по их мнению, восстановив справедливость. А Щербатов в 1971 году перепродал диптих основателю музея в Пасадене Нортону Саймону (Norton Simon). С той поры диптих, написанный на двух досках около 1530 года, хранился в собрании калифорнийского музея.
Однако все вышеперечисленные обстоятельства не остановили истицу, Марай фон Захер. За прошедшие годы дело дважды передавалось из обычного суда в апелляционный и обратно. В этот раз Музей Нортона Саймона пытался отклонить иск на основании истечения срока давности дела. Дело в том, что официального запроса к правительству Нидерландов о возвращении диптиха Кранаха на протяжении более полувека со стороны вдовы Гаудстиккера и других родственников так и не поступило. И этот факт позволил Музею утверждать, что продажа диптиха Щербатову-Строганову, равно как и дальнейшая его перепродажа Нортону Саймону были законными.
Судья Джон Уолтер, однако, встал на сторону истицы. В 11-страничном заключении по делу судья предложил в дальнейшем сосредоточиться на конкретных фактах из истории бытования работы в ХХ веке, а не на юридических ограничениях, связанных со сроком давности или конституционных нестыковок, вокруг которых крутилось разбирательство все предыдущие годы.
Так что музею, похоже, не удастся избежать суда за диптих, в 2006 году оцененный в 28 миллионов долларов.
Источники: latimes.com, reuters.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20150406_cranach.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20150406_cranach.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.