Калифорнийскому музею не уйти от реституционного иска по поводу диптиха Кранаха
ARTinvestment.RU 06 апреля 2015
Безуспешными оказались попытки Музея Нортона Саймона отклонить реституционный иск наследницы Марай фон Захер, касающийся диптиха «Адам и Ева» кисти Лукаса Кранаха Старшего
Музей Нортона Саймона в Пасадене (Калифорния) не теряет надежды оставить в своей коллекции диптих Лукаса Кранаха Старшего «Адам и Ева», однако Судья Округа Лос-Анджелес на прошлой неделе не дал музею отклонить иск от наследницы и главного претендента на этот диптих Марай фон Захер (Marei von Saher).
Речь идет о реституционном споре, начавшемся в 2007 году, когда Марай фон Захер, невестка крупного нидерландского коллекционера-еврея Жака Гаудстиккера (Jacques Goudstikker), впервые обратилась с реституционным иском в американский суд, требуя вернуть ей диптих Кранаха.
История коллекции Гаудстиккера напрямую связана с противозаконной деятельностью нацистов. Когда дилер со своей семьей бежал из Амстердама в 1940 году, его собрание было реквизировано Германом Герингом (Hermann Goering). Сам Гаудстиккер погиб во время плавания к берегам Америки. После войны коллекция была возвращена правительству Нидерландов, которое, в свою очередь, начало поиск довоенных владельцев работ. В 2006 году Марай фон Захер нидерландским правительством было возвращено 200 произведений из коллекции ее тестя. Однако диптих Кранаха на тот момент уже несколько десятков лет находился в собрании калифорнийского музея.
Реституцию диптиха существенно затрудняет тот факт, что изначальным его владельцем был отнюдь не еврейский дилер, а семья российских аристократов Строгановых-Щербатовых. Большевики изъяли у них «Адама и Еву» и продали диптих на советско-немецком аукционе в Берлине в 1931 году. Именно на этих торгах работу Кранаха приобрел Гаудстиккер. В итоге после войны, в 1960-х, Нидерланды продали диптих не наследникам Гаудстиккера, а американцу Георгию Строганову-Щербатову, тем самым, по их мнению, восстановив справедливость. А Щербатов в 1971 году перепродал диптих основателю музея в Пасадене Нортону Саймону (Norton Simon). С той поры диптих, написанный на двух досках около 1530 года, хранился в собрании калифорнийского музея.
Однако все вышеперечисленные обстоятельства не остановили истицу, Марай фон Захер. За прошедшие годы дело дважды передавалось из обычного суда в апелляционный и обратно. В этот раз Музей Нортона Саймона пытался отклонить иск на основании истечения срока давности дела. Дело в том, что официального запроса к правительству Нидерландов о возвращении диптиха Кранаха на протяжении более полувека со стороны вдовы Гаудстиккера и других родственников так и не поступило. И этот факт позволил Музею утверждать, что продажа диптиха Щербатову-Строганову, равно как и дальнейшая его перепродажа Нортону Саймону были законными.
Судья Джон Уолтер, однако, встал на сторону истицы. В 11-страничном заключении по делу судья предложил в дальнейшем сосредоточиться на конкретных фактах из истории бытования работы в ХХ веке, а не на юридических ограничениях, связанных со сроком давности или конституционных нестыковок, вокруг которых крутилось разбирательство все предыдущие годы.
Так что музею, похоже, не удастся избежать суда за диптих, в 2006 году оцененный в 28 миллионов долларов.
Источники: latimes.com, reuters.com, artinvestment.ru
https://artinvestment.ru/news/artnews/20150406_cranach.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20150406_cranach.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн