Наследница еврейского дилера хочет отобрать у музея картину Кранаха
Марай фон Захер упорно продолжает настаивать на своих правах на диптих «Адам и Ева», несмотря на то, что предыдущие решения суда были не в ее пользу
Возможно, что судьба 480-летнего произведения из Музея Нортона Саймона в Пасадене, США, кисти Лукаса Кранаха Старшего (Lukas Cranach the Elder), с изображением Адама и Евы, в ближайшее время наконец решится: претендующая на него истица Марай фон Захер (Marei Von Saher) обратилась недавно в окружной апелляционный суд с требованием признать шедевр Кранаха краденым и передать его законной наследнице владельца, то есть ей.
Работа принадлежала ее тестю, Жаку Гаудстиккеру (Jacques Goudstikker), крупному нидерландскому коллекционеру-еврею, бежавшему из оккупированных Нидерландов в 1940 году. Его коллекция была реквизирована Германом Герингом (Hermann Goering).
Наследница дилера хочет оспорить результаты переговоров своих родственников с правительством Нидерландов, состоявшихся после войны, которые считает несправедливыми. Ранее окружной суд счел итоги тех давних переговоров справедливыми и находящимися в соответствии с законодательством США, в частности с положением о «внешней реституции». Согласно этому положению, после войны армия США возвращала произведения искусства в страны, откуда они были незаконно вывезены нацистами, предоставляя правительствам этих стран самим определять и находить законных владельцев и их наследников. Предыдущее решение суда может негативно сказаться на весьма распространенной в США реституционной практике, послужив примером отказа наследникам произведений в удовлетворении их требований, отмечает Los-Angeles Times.
Однако и музей не намерен отказываться от своих прав на диптих, который в 2006 году был оценен в 24 миллиона долларов. Проблема состоит в том, что вдова дилера Дези Гаудстиккер (Desi Gaudstikker) после войны так и не обратилась к правительству Нидерландов с юридически заверенным требованием вернуть ей работу, а в 1960-х Нидерланды продали «Адама и Еву» американскому гражданину Георгию Строганову-Щербатову, который в 1971 году перепродал диптих основателю музея в Пасадене Нортону Саймону (Norton Simon). Положение усугубляется тем, что, по версии Строганова-Щербатова, большевики незаконно изъяли картину Кранаха у его аристократических предков еще во время революции 1917 года, так что Жак Гаудстиккер, купивший работу на советско-немецком аукционе в Берлине в 1931 году, никогда не был ее законным владельцем.
Впрочем, настойчивость Марай фон Захер подогревает тот факт, что в 2006 году голландское правительство все же вернуло ей 200 предметов из коллекции ее тестя, так что она не видит причин, почему для полотна Кранаха должно быть сделано исключение.
Источник: latimes.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20120505_cranach_suit.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20120505_cranach_suit.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.