Суд оставил «Адама и Еву» Кранаха музею
Десятилетнее дело о реституции диптиха «Адам и Ева» Лукаса Кранаха Старшего закончилось в пользу Музея Нортона Саймона. Наследница Марай фон Захер намерена подать апелляцию
С 2007 года Марай фон Захер, невестка крупного нидерландского коллекционера Жака Гаудстиккера (Jacques Goudstikker), пыталась отсудить у Музея Нортона Саймона в Пасадене (Калифорния) диптих стоимостью $28 млн в ценах 2006 года.
У диптиха «Адам и Ева» Лукаса Кранаха Старшего довольно запутанная и трагическая история. После революции большевики изъяли его из семейного собрания Строгановых-Щербатовых и отправили на аукцион в Европу, видимо, сочтя недостаточно ценным для Советского государства, но вполне способным быть проданным за приличные деньги. На торгах в 1931 году в Берлине диптих Кранаха и купил Жак Гаудстиккер. Правда, владел он им недолго: в 1940-м его собрание реквизировали нацисты, в том числе и «Адама и Еву».
После войны диптих оказался в Нидерландах. Голландское правительство рассудило, что настоящий владелец диптиха — потомок Строгановых американец Георгий Строганов-Щербатов, и продало Кранаха ему. Это было в 1960-х, а в 1971-м Строганов-Щербатов перепродал диптих уже Музею Нортона Саймона.
Марай фон Захер была весьма успешно занималась реституцией собственности своего тестя: в 2006 году правительство Нидерландов возвратило ей 200 произведений из коллекции Жака Гаудстиккера. Но среди них не было диптиха Кранаха. И Марай фон Захер решила добиться его возвращения во что бы то ни стало: подала в суд на Музей Нортона Саймона и почти десять лет раз за разом подает апелляции на решения американского суда, которые все как одно не в её пользу.
Так произошло и в этот раз. 15 августа калифорнийский суд снова вынес решение в пользу Музея Нортона Саймона. Судья Джон Уолтер постановил, что семья Гаудстиккеров и юридическая фирма, представлявшая их интересы после войны, вовремя не заявили о своих правах на диптих. Все возможные сроки подачи претензий истекли. Истица намерена подавать очередную апелляцию.
А музей приветствовал решение суда: «Музей Нортона Саймона серьезно относится к той ответственности, которая возложена на него в связи с владением столь значимыми произведениями искусства. Эти работы находятся в экспозиции практически постоянно с 1971 года, и мы обеспечим открытый доступ к ним публики во все последующие годы».
Источники: artnet.com, theartnewspaper.com, artinvestment.ru
Почитать по теме на AI:
Калифорнийскому музею не уйти от реституционного иска по поводу диптиха Кранаха
Наследница еврейского дилера хочет отобрать у музея картину Кранаха
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20160823_cranach.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20160823_cranach.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.