Первая работа из коллекции Гурлитта, возвращенная по реституции, выставлена на торги
Полотно Макса Либермана «Двое всадников на пляже» выставляется за £550 тыс. внучатым племянником довоенного владельца
Одна из первых работ из коллекции Корнелиуса Гурлитта, возвращенных по реституции, выставлена на торги Sotheby’s 24 июня 2015 с эстимейтом £350–550 тыс. Это полотно немецкого импрессиониста Макса Либермана «Двое всадников на пляже». В мае 2015 года оно было передано в распоряжение Дэвида Торена (David Toren), внучатого племянника довоенного владельца. Торену сейчас 90 лет, и он слеп, но до сих пор помнит эту картину с наездниками, висевшую в зимнем саду в доме его двоюродного дедушки Дэвида Фридмана (David Friedmann). Торен сказал, что хотя он и единственный из наследников Фридмана, кто видел эту работу своими глазами, тем не менее они приняли совместное решение ее продать. «Пусть ее сможет увидеть и по достоинству оценить кто-то еще, раз я уже не могу этого сделать», — сказал слепой наследник.
Дэвид Фридман заработал состояние на производстве кирпичей. Но с приходом к власти нацистов у него начали отнимать его собственность. Все закончилось тем, что Фридмана вынудили отписать все свое имущество в пользу нацистского генерала Эвальда фон Клейста (Ewald von Kleist). Так случилось, что его племянник Дэвид Торен стал этому свидетелем. В то утро отца Дэвида Торена арестовали агенты гестапо. Однако поскольку он был юристом Дэвида Фридмана, то его присутствие было необходимо при подписании необходимых бумаг о передаче имущества фон Клейсту. Отца Торена повезли под конвоем на виллу Фридмана, и 13-летний мальчик сопровождал его, чтобы последний раз побыть рядом с отцом. На вилле ему велели ждать снаружи, пока шло подписание бумаг. И вот тогда Дэвид Торен в последний раз видел картину Либермана на стене в зимнем саду.
Дэвид Фридман умер своей смертью в 1942 году. Его единственная дочь погибла в Аушвице. Родители Дэвида Торена умерли в том же концлагере, а мальчик спасся в ходе масштабной операции по спасению еврейских детей «Киндертранспорт». Он вырос в Швеции, а позже эмигрировал в США, где живет по сей день. Все работы из собрания его двоюродного дедушки были конфискованы. Картина Макса Либермана в итоге попала в руки арт-дилера Хильдебрандта Гурлитта, сын которого Корнелиус десятки лет скрывал в своей мюнхенской квартире около 1500 произведений искусства из коллекции отца. И кстати, картина Макса Либермана была одной из немногих, что были удостоены места на стене в квартире Корнелиуса, а не сложены в ящики. Благодаря этому она очень хорошо сохранилась. Только в 2012 году о коллекции Гурлитта стало известно налоговой полиции, и только два года спустя о ней заговорил весь мир. Корнелиус Гурлитт, скончавшийся в возрасте 81 года, накануне смерти завещал все свое собрание Художественному музею города Берна. Теперь руководство музея ведет поиск наследников спорных работ.
Источники: telegraph.co.uk, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20150603_libermann_gurlitt_sothebys.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20150603_libermann_gurlitt_sothebys.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.