В мюнхенской квартире найдены 1500 работ «дегенеративных» художников
ARTinvestment.RU   05 ноября 2013

Коллекция «дегенеративного» искусства стоимостью до миллиарда евро была найдена в ходе обыска в квартире Корнелиуса Гурлитта, сына арт-дилера Хильдебранда Гурлитта, сотрудничавшего с нацистами

Сенсационная находка произошла в квартире обычного многоквартирного дома в мюнхенском районе Швабинг. В сильно замусоренном помещении, на сколоченных вручную стеллажах, спрятанных за занавеской, были найдены около 1500 произведений искусства общей стоимостью до одного миллиарда евро. Речь идет об одной из крупнейших коллекций искусства, изъятого нацистами из государственных и частных собраний. В числе обнаруженных работ — произведения Пабло Пикассо, Анри Матисса, Марка Шагала, Эмиля Нольде, Франца Марка, Макса Бекмана, Пауля Клее, Оскара Кокошки, Эрнста Людвига Кирхнера, Макса Либермана, Альбрехта Дюрера и других.

«Пещера Аладдина», в которой были найдены эти сокровища, принадлежит 80-летнему Корнелиусу Гурлитту (Cornelius Gurlitt), сыну арт-дилера Хильдебранда Гурлитта (Hildebrand Gurlitt). Но самое интересное в том, что коллекция была найдена в квартире Корнелиуса аж два года назад, в 2011м, однако СМИ сообщили о находке лишь сейчас.

Арт-дилер Хильдебранд Гурлитт (1895–1956) с 1920-х годов собирал произведения модернистов начала ХХ века, впоследствии названных нацистами «дегенеративными» художниками. Произведения «дегенеративного» искусства массово изымались из государственных собраний и частных коллекций. Всего было конфисковано около 20 тысяч модернистских произведений. Несмотря на то, что у самого Хильдебрандта бабушка была еврейкой, министр пропаганды Йозеф Геббельс использовал его как посредника при продаже «дегенеративного» искусства за границу. Однако Гурлитт, обладавший широкой сетью профессиональных контактов, успевал не только сбывать «дегенеративное» искусство за рубеж, но и покупать работы для себя, в том числе у преследуемых властью еврейских арт-дилеров, вынужденных продавать работы из своих собраний.

После войны Хильдебранд Гурлитт сумел убедить союзников, что его коллекция погибла при бомбежке в Дрездене и что сам он подвергался гонениям со стороны нацистов. Дилер погиб в автокатастрофе в 1956 году. Хранившаяся в тайне коллекция перешла к его супруге, а после ее смерти — к сыну Корнелиусу. Годами он чах над ней как царь Кощей, изредка продавая отдельные работы, чтобы обеспечить свое существование. На этом он, по всей видимости, и попался. В конце 2010 года во время рядовой проверки в поезде, следовавшем из Швейцарии в Мюнхен, у Корнелиуса Гурлитта была обнаружена допустимая законом, но все равно слишком большая сумма наличных. Есть версия, что это были деньги, вырученные от продажи одной из его картин бернской Galerie Kornfeld. Хозяева галереи, впрочем, отрицают эту сделку. После проверки в поезде власти заподозрили Гурлитта в уклонении от уплаты налогов и в 2011 году, получив ордер на обыск его квартиры, обнаружили его тайную коллекцию.

Наследники жертв Холокоста и организации, представляющие их интересы, требуют немедленной публикации списка найденных работ с фотографиями. Многие возмущены тем, что власти Баварии скрывали факт обнаружения работ в течение двух лет. Сегодня в Аугсбурге должна состояться официальная пресс-конференция, посвященная найденному собранию. Самый актуальный на сегодняшний день вопрос — какие из работ происходят из бывших государственных коллекций немецких музеев (по закону музеи, увы, не могут требовать возвращения своих довоенных экспонатов), а какие принадлежали частным лицам (эти работы попадают под закон о реституции). Пока что известно, что среди работ, к примеру, есть «Женский портрет» Анри Матисса, некогда принадлежавший еврейскому коллекционеру Полю Розенбергу.

Источники: focus.de, bbc.co.uk, bloomberg.com, reuters.com, artdaily.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20131105_munich.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20131105_munich.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх