Катар назван главным покупателем произведений искусства в мире
ARTinvestment.RU   07 июля 2011

По версии The Art Newspaper, за большей частью крупнейших сделок на рынках модернизма и современного искусства последних шести лет стоят коллекционеры из правящей династии Катара аль-Тани

Маленький, но очень богатый нефтью Катар назван изданием The Art Newspaper главным покупателем произведений искусства в мире. За большей частью крупнейших сделок на рынках модернизма и современного искусства последних шести лет стоят коллекционеры из правящей династии Катара аль-Тани.

Покупая произведения искусства через консультантов или напрямую у арт-дилеров и на аукционах, аль-Тани создают величайшую коллекцию искусства модернизма и контемпорари-арта. В июне 27-летняя дочь катарского эмира шейха аль-Маясса-бинт-Хамад-бин-Халифа-аль-Тани (Sheikha Al Mayassa Bint Hamad Bin Khalifa Al-Thani), которую полагают главным инициатором покупок произведений искусства, сообщила о том, что президент Christie’s Эдвард Долман (Edward Dolman) станет исполнительным директором ее офиса, а также войдет в попечительский совет Ведомства музеев Катара (Qatar Museums Authority).

Шейха аль-Маясса не единственный собиратель искусства в династии. Ее родственник шейх Сауд-ибн-Мухаммед-ибн-Али-аль-Тани (Sheikh Saud Bin Muhammad Bin Ali Al-Thani) — коллекционер с большим стажем: он регулярно входит в десятку ведущих мировых коллекционеров по версии журнала ARTnews.

Долман будет приобретать работы для растущей музейной сети Катара, а управляет этой сетью еще одна влиятельная персона мирового арт-сообщества — искусствовед и бывший глава Школы Дизайна Род-Айленда Роджер Мэндл (Roger Mandle). Как сообщил Долман, «Катар собирается приурочить несколько грандиозных культурных проектов к чемпионату мира по футболу, который пройдет здесь в 2022 году». Уже сейчас Катар спонсирует выставочный проект Ричарда Серры (Richard Serra), планирует выставку Джеффа Кунса (Jeff Koons). Из последних реализованных проектов Ведомства музеев Катара — выставка Такаси Мураками (Takashi Murakami) в Версале в 2010 году, которую в 2012 году покажут в Дохе.

Дилеры и аукционные дома, понятно, не могут открыто говорить о сделках, заключенных с клиентами из Катара. Однако The Art Newspaper собрала материалы об этих продажах из других источников. Ключевой фигурой в сделках с Катаром многие считают Филиппа Сегало (Philippe Sеgalot), чья компания Giraud, Pissarro, Sеgalot (GPS) работает в Париже и Нью-Йорке.

Среди недавних предполагаемых приобретений Катара:

  • Коллекция работ Марка Ротко нью-йоркского финансиста Эзры Меркина (Ezra Merkin). В 2009 году суд обвинил его в крупных денежных махинациях в финансовой пирамиде Бернарда Мэдоффа, и Меркин был вынужден продать свое крупнейшее в мире собрание из 11 работ Ротко за 310 миллионов долларов. Имя покупателя не разглашалось. Вскоре после продажи коллекцию Меркина показывали в ЦСК «Гараж» в Москве, что вызвало слухи (впрочем, усиленно опровергаемые) о том, что их новый владелец не кто иной, как Роман Абрамович. Согласно двум надежным источникам The Art Newspaper, картины Ротко осели в Катаре.
  • Коллекция Илианы Зоннабенд. В 2007–2008 наследники легендарной галеристки частным порядком продали часть ее собрания, включая выдающиеся произведения Роя Лихтенштейна и Джеффа Кунса, за 400 миллионов долларов. Частная сделка была проведена через компанию Giraud, Pissarro, Sеgalot; многочисленные источники полагают, что клиентом был Катар. Филипп Сегало утверждает, что «группа [работ] была продана более чем одному клиенту».
  • Работы из коллекции Клода Берри. Группу из девяти произведений, в том числе работы Роберта Раймана, Эда Рейнхардта, Джорджо Моранди, Ричарда Серры и Лучио Фонтаны, обещали передать Центру Помпиду в Париже в счет уплаты налогов. Однако в итоге наследники кинорежиссера продали картины через фирму Сегало за 50 миллионов евро Катару. Дилер этого не отрицает, но отмечает, что «реальность была не такой радужной, как ее описывали французские газеты».
  • Картина Энди Уорхола «Мужчины в ее жизни» (1962). Эту работу в ноябре прошлого года пустили с молотка за 63,4 миллиона долларов на аукционе Phillips de Pury в Нью-Йорке. Филипп Сегало курировал одну из сессий этих крайне успешных торгов. Дилер настаивает на том, что Уорхола купил кто-то из Америки. Однако один из постоянных клиентов его компании утверждает, что сделки она часто проводит через свое нью-йоркское отделение, т. е. чисто технически покупатель мог быть из Америки, но конечный владелец работы может быть любого подданства.

Чтобы сделать картину еще более ясной, The Art Newspaper приводит статистические данные о вывозе культурных ценностей из США и Великобритании в Катар в период с 2005-го по апрель 2011 года. Всего из Америки за эти несколько лет в Катар экспортировали произведений искусства на 428,2 миллиона долларов, из которых на 2007-й приходится 250,5 миллиона. Именно в этом году катарский эмир Хамад-бин-Халиф-аль-Тани купил на торгах Sotheby’s в Нью-Йорке «Белый центр» Марка Ротко за 72,8 миллиона долларов (самое дорогое произведение русского художника). За этот же период Катар вывез из Великобритании картин и антиквариата старше 100 лет на общую сумму 128,2 миллиона фунтов. А из современного искусства династия аль-Тани, например, приобрела в Лондоне в 2007 «Сонную весну» Дэмиена Херста за 9,2 миллиона фунтов.

Помимо таких фундаментальных покупок, катарские шейхи приобретают и работы более скромного уровня. Недавно, скажем, они купили за 555 тысяч фунтов «Портрет Айюбы Диалло» (1733) кисти Уильяма Хоара из Бата, однако эту картину запретили к вывозу из Великобритании, посчитав ее произведением «национальной важности».

Официальные представители Катара отказались прокомментировать приводимые данные, предположения и выводы The Art Newspaper.

Источники: theartnewspaper.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20110707_qatar_collection.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20110707_qatar_collection.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх