Англичанам не удалось выкупить первый портрет свободного чернокожего
Средства на покупку были собраны, но теперь, похоже, их вернут жертвователям
AI уже не раз писал о кампаниях по сбору средств на выкуп «для нации» различных произведений искусства. Такая практика распространена в Великобритании. К примеру, в 2009 удалось собрать 50 миллионов фунтов на выкуп полотна Тициана «Диана и Актеон», а в начале 2011 в стране удалось удержать картину Питера Брейгеля Младшего. Однако, как мы увидим ниже, эта система срабатывает далеко не всегда.
Летом прошлого года лондонская Национальная портретная галерея объявила о сборе средств на выкуп портрета гамбийского принца Айюбы Диалло кисти Уильяма Хоара из Бата. Эта старейшее в истории (портрет написан в 1733 году) изображение свободного чернокожего, и к тому же мусульманина. До появления на аукционе Christie’s в ноябре 2009 года эта картина не выставлялась более ста лет. Портрет был куплен за 530 тысяч фунтов Управлением музеев Катара, т. е. фактически представителями королевской династии Катара аль-Тани.
Однако сразу вывезти покупку за пределы Великобритании не удалось. По английскому закону произведения особой «национальной важности», находившиеся в стране более 50 лет, не могут быть экспортированы без специальной лицензии министра культуры. А Надзорный комитет по экспорту произведений искусства и культурных ценностей (Reviewing Committee on the Export of Works of Art and Objects of Cultural Interest) рекомендовал эту лицензию пока не давать.
К объектам «национальной важности» произведение искусства причисляют в том случае, если оно соответствует хотя бы одному из трех так называемых критериев Вейверли (Waverley criteria):
1. Очень тесная связь с историей Великобритании и ее народа.
2. Выдающаяся художественная ценность.
3. Особое значение для искусствоведческих или исторических исследований.
Как отмечено в годовом отчете Надзорного комитета по экспорту произведений искусства и культурных ценностей, в случае с портретом гамбийского принца определяющую роль сыграли первый и третий критерии. Имя Айюбы Диалло вошло в историю трансатлантической работорговли XVIII века (подробнее об истории Айюбы Диалло и создании его портрета смотрите «Первый портрет освобожденного раба хотят оставить в Великобритании»). За время своего визита в Британию он изменил отношение многих образованных людей к африканской культуре, религии и институту рабства. Кроме того, это первый портрет свободного африканца на британской земле, он важен для изучения истории портретирования неевропейцев в Англии.
Началась кампания по сбору средств на выкуп произведения. Более 400 тысяч фунтов внесли благотворительные организации Национальный художественный фонд и Лотерейный фонд «Наследие», а недостающие 100 тысяч фунтов пожертвовали частные лица.
И вот, когда Национальная портретная галерея уже собрала необходимую для выкупа сумму, вдруг выяснилось, что Управление музеев Катара решило портрет не продавать. По закону покупатель имеет на это право. Портрет остается в собственности Катара, но вывезти его теперь нельзя: если иностранный коллекционер, покупку которого задержали в стране, отказывается продать это ценное произведение искусства по «честной рыночной цене» британской государственной организации или частному лицу, министр культуры автоматически отказывает ему в лицензии на экспорт. Обратиться за повторной лицензией можно, но только если обстоятельства дела со времени последнего отказа изменились. В противном случае попытаться вывезти произведение снова владелец может только через 10 лет.
Пока же Национальная портретная галерея и Управление музеев Катара договорились о том, что портрет Айюбы Диалло пробудет в Великобритании минимум пять лет. За это время сотрудники галереи займутся консервацией и исследованием полотна, а после картина отправится в турне по стране через Лестер и Ливерпуль, а в 2013 году примет участие во временной выставке в Дохе, после чего вернется на английскую землю. Что касается пожертвований, внесенных британцами на несостоявшийся выкуп портрета, — их обещают вернуть в скором времени.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20110206_hoares_slave_portrait.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20110206_hoares_slave_portrait.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.