Первый портрет освобожденного раба хотят оставить в Великобритании
Британцев призывают собрать 100 тысяч фунтов, дабы оставить в стране старейший в истории портрет свободного чернокожего. Произведение кисти Уильяма Хоара из Бата, изображающее Гамбийского принца Айюбу Сулеймана Диалло, относится к началу XVIII в.
Народ Британии призывают собрать 100 тысяч фунтов, дабы оставить в стране старейший в истории портрет свободного чернокожего. Произведение кисти Уильяма Хоара из Бата (William Hoare of Bath), изображающее Гамбийского принца Айюбу Сулеймана Диалло (Ayuba Suleiman Diallo), относится к началу XVIII столетия.
До своего появления на аукционе Christie’s в декабре 2009 года, картина не выставлялась уже более ста лет. Она была куплена частным коллекционером за 500 тысяч фунтов стерлингов. Однако когда новый владелец захотел вывезти её из страны, картину задержала таможня Великобритании. Картину столь высокого исторического и художественного значения захотели оставить в стране.
Лондонской Национальной портретной галерее дали срок до 25 августа текущего года на сбор средств для выкупа картины. Всего необходимо собрать 554 937 фунтов стерлингов.
Благотворительный Национальный художественный фонд уже внес 100 тысяч.
Еще 333 тысячи собрал Heritage Lottery Fund. Эта организация через проведение национальных лотерей собирает средства для поддержки и развития объектов культурного наследия Великобритании.
Для того чтобы портрет остался в стране, необходимо собрать еще 100 тысяч фунтов. Развернута обширная кампания по сбору средств.
Картина, являвшаяся частью частной коллекции с 1840-х, имеет крайне необычную историю создания.
Вплоть до появления портрета на аукционе в прошлом году, о его существовании искусствоведы знали лишь благодаря гравюре с портрета, которая была опубликована в книге.
Это единственное известное изображение свободного чернокожего человека на картине XVIII века. Другие произведения этого периода изображают негров только в услужении у богатых белых патронов.
До того, как подтвердилось существование портрета Хоара, самым первым изображением освобожденного черного раба в позитивном ключе считалась картина Бенджамина Хейдона (Benjamin Haydon) 1840 года. На ней изображен свободный Генри Бекфорд (Henry Beckford) на Конференции аболиционистов.
Принцу Айюбе Диалло удалось получить свободу и вернуться на родину тогда, когда рабство еще процветало. Он был рожденный в семье влиятельных мусульманских священнослужителей в районе Сенегамбия на западе Африки. Айюба попал в рабство случайно во время набега на его территорию соседнего племени. Он ехал продавать собственных рабов, когда вместе с другими его схватили и погрузили на британский корабль, идущий в Мэриленд, а оттуда отправили работать на табачную плантацию.
Он попытался бежать, но был пойман и посажен в тюрьму. Там он познакомился с британским юристом Томасом Блуэттом (Thomas Bluett), который был впечатлен знатным происхождением и религиозностью Гамбийского принца.
Решив, что Айюба «не простой раб», Блуэтт добился его освобождения и забрал его с собой в Англию в 1734 году. Там Диалло быстро вошел в круг высокообразованных мыслителей, которые впоследствии стали вдохновителями антирабовладельческого движения.
Его новые друзья-протестанты были поражены тем, как Айюба мог читать наизусть суры Корана. Известно, что Айюба Диалло помогал сэру Гансу Слоану (Sir Hans Sloane) в написании английского перевода священной книги мусульман. Портрет Хоара изображает молодого принца с небольшим Кораном, подвешенным на шее. Книга была записана им собственноручно по памяти.
Попечитель Национальной портретной галереи Зейнаб Бадави (Zeinab Badawi) отмечает значение портрета для изучения как вопроса рабства, так и истории мусульманства в Британии: «Портрет поразителен, поскольку изображенный на нем Диалло без сомнения свободный, образованный и обеспеченный человек. Это очень сильно разнится с типичным изображением рабов-африканцев. Особое значение имеет Коран на шее позирующего. Портрет повествует о многовековой истории мусульманства в Британии».
Уговорить Диалло позировать для портрета было непросто из-за его религиозных убеждений. Изображение людей в исламе считается грехом. Блуэтт писал: «[Его] отвращение к картинам любого рода было чрезвычайным, до такой степени, что нам стоило огромных усилий заставить его позировать самому. Мы убедили его в том, что никогда не поклонялись ни единой картине, и что его портрет нам нужен только на добрую память».
Диалло провел в Британии чуть больше года, а затем вернулся в Африку. Он продолжил торговать рабами. Однако одновременно заключил договор с Королевской африканской компанией о том, чтобы она содействовала освобождению всех рабов-мусульман, которые будут через неё проходить. Потребовалась еще сотня лет для того, чтобы институт рабства как таковой был полностью упразднен.
Источник:
Читайте также:
Британские власти запретили вывозить из страны картину Мурильо
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20100723_slave_portrait.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20100723_slave_portrait.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.