Новая заря инвестиционного фонда
В эксклюзивном интервью журналу Art + Auction управляющий директор фонда Aurora Fine Art Investments, таинственного предприятия одного из российских миллиардеров, говорит о новой силе на арт-рынке
Говорят, что за последние три года фонд Aurora Fine Art Investments потратил более 100 миллионов долларов на первоклассные произведения русского искусства и сверхдорогой антиквариат. В сентябре единственный в России фонд, занимающийся инвестициями в искусство (а также один из самых важных и загадочных покупателей произведений искусства) представит высококлассные картины, серебро, произведения ювелирной фабрики Фаберже, редкие книги и другие предметы на закрытом показе в московском отеле «Ритц-Карлтон». Проект представляется очень своевременным: цены на русское искусство сейчас, как никогда, высоки.
Компания Aurora Fine Art Investments, имеющая отделения в Нью-Йорке и Лондоне, рассчитывает, что произведения, которые будут представлены на показе, заинтересуют клиентов со всего мира. Но почти нет сомнений в том, что покупать в основном будут россияне. Общая сумма, которую принесли «русские торги» Bonhams, Christie’s, Sotheby’s и Macdougall’s в этом июне, составила 69 миллионов фунтов (135 миллионов долларов) — это русские нувориши готовы расставаться с большими деньгами ради обладания частью художественного наследия своей страны. Но некоторые эксперты говорят, что рынок русского искусства уже достиг своего пика. Действительно, покупатели, по-видимому, не очень хотят, чтобы отдельные работы стоили дороже, чем четыре миллиона долларов. Приняв во внимание этот «потолок», а также медленно, но верно растущий дисбаланс между спросом и предложением (количество отличных работ на рынке не бесконечно), Aurora разработала новую маркетинговую стратегию для максимизации прибыли. Как рассказывает партнер-распорядитель компании Андрей Ружников, вместо того чтобы продавать сотни работ по отдельности, сотрудники Aurora сгруппировали их в коллекции, которых насчитывается около дюжины. Каждую из этих коллекций можно будет купить только целиком, за десятки миллионов долларов. «Когда работы собраны вместе, ценность каждой из них увеличивается благодаря их эстетической и исторической значимости», — объясняет Ружников.
В мае Ружников выставил некоторые высококлассные работы из собрания Aurora на Московском международном салоне изящных искусств. Публика смогла увидеть главные сокровища фонда впервые с сентября 2005 года, когда на том же мероприятии демонстрировались новые приобретения Aurora. Наибольшего внимания удостоились две императорские табакерки и два творения Фаберже: золоченый чайный сервиз и богато украшенные часы, которые раньше принадлежали английской принцессе Маргарет и были куплены на лондонских торгах Christie’s в 2006 году за 1,1 миллиона фунтов (2,2 миллиона долларов).
О том, что часы именно те, «королевские», посвященным догадаться было не сложно, хотя ни один предмет на показе не был снабжен ярлычком или табличкой с информацией. Таинственностью окутана вся деятельность фонда: доподлинно не известно, как он организован, кто им управляет, кто им владеет и сколько стоят все предметы из его собрания. Известно только то, что основал компанию 51-летний московский сырьевой магнат Виктор Вексельберг. Фонд начал свою деятельность в 2005 году, спустя год после того, как Вексельберг купил за более чем 100 миллионов долларов коллекцию знаменитых пасхальных яиц Фаберже, принадлежавшую семье Форбс. Сделка была осуществлена незадолго до нью-йоркского аукциона Sotheby’s, где и должны были быть выставлены яйца. Благодаря этой покупке Вексельберг стал знаменитым в арт-мире. Его поступок придал новую остроту процессам, происходящим на рынке русского искусства. Покупать произведения искусства стало модно среди российской элиты, представители которой до этого редко тратили на какую-либо работу больше миллиона долларов. Всему миру был подан знак: скоро на арт-рынке появится новая сверхдержава. Миллиардеры, стремящиеся вернуть России ее художественное наследие, на деньги скупиться не будут.
Фонд Aurora действует «в обстановке строжайшей секретности», но Андрей Ружников все же согласился дать интервью Art + Auction. Это большой прорыв: в последний раз представитель этой компании общался с прессой в 2005 году. Ружников говорит, что все собрание фонда оценивается в сотни миллионов долларов, но предпочитает не говорить об его деятельности. «Aurora — закрытый фонд, и мы не ищем новых инвесторов», — говорит он. Кажется, что компания существует исключительно для Вексельберга, который является ее главным акционером.
Ружников отмечает, что большинство предметов в собрании Aurora было приобретено в первый год существования фонда. Работы были куплены на аукционе либо им самим, либо другим партнером-распорядителем, Владимиром Воронченко (сделавшим себе состояние на продаже товаров класса «люкс»). Среди ранних покупок стоит отметить предметы декоративного искусства, приобретенные на знаменитой распродаже коллекции Сафра на лондонском Sotheby’s; важные работы художников-модернистов — «Портрет Юрия Петровича Юрьева» Петра Кончаловского (1913; 792 тысячи фунтов, или 1,4 миллиона долларов) и «Бретонку» Бориса Григорьева (не датирована; 377 тысяч фунтов, или 684 тысячи долларов) — тоже на Sotheby’s в Лондоне; а также чайно-кофейный сервиз 1848 года, выполненный знаменитой мастерской Сазикова (1,8 миллиона долларов, нью-йоркский Sotheby’s).
Хорошенько «пошерстив» аукционы, представители Aurora стали обращаться напрямую к собственникам предметов. Иногда они покупали целые частные коллекции — например, собрание Джона Трейна (John Traina) из Сан-Франциско (несколько сотен портсигаров, многие из которых сделаны Фаберже). Способность фирмы «аккумулировать» высококачественные работы и даже монополизировать некоторые ниши не осталась незамеченной в среде конкурирующих дилеров и собирателей. «Aurora очень влияет на рынок, — осторожно подбирая слова, говорит Алексис де Тизенхаузен (Alexis de Tiesenhausen), глава отдела русского искусства Christie’s. — В первый год своего существования они произвели впечатление на всех. Без сомнения, у Ружникова хороший нюх на вещи».
Сейчас Aurora меняет направление деятельности дабы получить все возможное от быстро развивающегося рынка. «Мы будем покупать русское искусство, но только для того, чтобы заполнить какие-то лакуны в коллекции. Период быстрого роста цен на рынке русского искусства закончился, и скоро этот рынок достигнет пика», — говорит Ружников. Он добавляет, что компания «рассматривает разные возможности и ищет варианты, наиболее выгодные с экономической точки зрения». По его словам, некоторые работы русских художников сейчас представляют даже больший интерес c инвестиционной точки зрения, чем картины импрессионистов. Сейчас Aurora заинтересована именно в таких произведениях. Но работы импрессионистов, реализация которых на рынке обеспечивает стабильно высокий доход, фонд тоже покупает. Недавно коллекция Aurora пополнилась несколькими импрессионистскими и постимпрессионистскими произведениями, включая творение Пьера-Огюста Ренуара (Pierre-Auguste Renoir). Фонд также присматривается к «нескольким небольшим собраниям произведений импрессионистов, в которые входят работы очень известных художников, — рассказывает Ружников. — Если появятся картины Пабло Пикассо (Pablo Picasso), Рене Магритта (René Magritte) или Сальвадора Дали (Salvador Dali), покупка которых будет выгодна с финансовой точки зрения, то мы, конечно, их купим. Но мы не собираемся заниматься исключительно охотой на эти имена. Мы будем покупать только те произведения, которые станут хорошим вложением денег».
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20080812_aurora_fine_art_investments_fund.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20080812_aurora_fine_art_investments_fund.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.