- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Оценка картин
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
Почему работы женщин-художниц намного дешевле произведений, созданных мужчинами?
ARTinvestment.RU 09 июля 2008
Самая дорогая картина, написанная ныне живущим художником, стоит 33,6 миллиона долларов. А самая дорогая картина ныне живущей художницы стоит всего 6,3 миллиона. Правы ли те, кто говорит, что женщины-художницы «не дотягивают» до уровня мужчин?
«Женщинам трудно нравиться людям», — говорит знаменитый скульптор Луиз Буржуа в новом документальном фильме, посвященном ей и ее творчеству. Арт-критик Брайан Сьюэлл более резок: «Ни одна женщина-художница не достойна звания великой».
Один из самых известных в мире арт-дилеров Иван Вирт в прошлую субботу выступил с заявлением, что женщинам-художницам, чьи работы представлены на арт-рынке, приходится сталкиваться с предрассудками и дискриминацией. Из-за этого цены на их произведения в разы меньше, чем суммы, которых достигают работы художников-мужчин. Вирт представляет интересы Луиз Буржуа, постоянно проживающей в США французской художницы, известной главным образом своими гигантскими скульптурами паучих. Одна из этих «паучих» (под названием «Мама») в прошлом году экспонировалась в Лондоне (у здания галереи Tate Modern) и была очень популярна у туристов. Несмотря на всемирную известность Буржуа и огромное количество поклонников ее творчества, ее большой отрыв от Лусиена Фрейда в списке авторов самых дорогих работ среди ныне живущих художников представляет собой «вечное разочарование».
Недавно торги произведениями современного искусства Sotheby's и Christie's вновь поразили всех сенсационными ценами. Картина Лусиена Фрейда «Портрет обнаженной женщины с отражением» была продана за 23,4 миллиона долларов, скульптура Джеффа Кунса «Цветок из воздушного шарика (Пурпур)» ушла за 25,6 миллиона… Вместе с тем картина уроженки Южной Африки Марлен Дюма «Посетитель», ставшая самой дорогой работой ныне живущей женщины-художницы, продалась на Sotheby’s всего за 6,3 миллиона долларов, при том что о качестве и художественной ценности работ Дюма или Луиз Буржуа и того же Кунса можно спорить.
Иван Вирт очень недоволен такой ситуацией. «Ценность произведений на рынке не должна определяться полом художника, — говорит он. — Мы, например, представляем действительно выдающихся художниц, таких как Луиз Буржуа, Джоан Митчелл и Ева Хессе, большинство работ которых представляют собой вещи высочайшего класса».
На прошлой неделе на Sotheby’s был установлен новый рекорд: картина легенды оп-арта (optical art) Бриджет Райли «Песнь 2» ушла за 4,5 миллиона долларов, и этот результат поднял Бриджет Райли на первое место в ценовом рейтинге работ британских художниц. Луиз Буржуа также является рекордсменкой: на данный момент она занимает первое место в списке авторов самых дорогих работ среди ныне живущих французских художников. Она также установила рекорд в мае этого года, когда одна из ее «паучих» была продана на парижском Christie’s за сумму, превышающую 4 миллиона долларов. Это сделало ее автором самой дорогой работы среди ныне живущих женщин-художниц, но, как мы видим, ее рекорд был скоро побит Марлен Дюма.
Наивысший аукционный результат среди работ женщин-художниц принадлежит картине нашей соотечественницы, легенды русского авангарда Наталии Гончаровой. Ее «Цветы» были проданы на прошедшем в июне Christie’s почти за 11 миллионов долларов. Однако эта цифра бледнеет по сравнению с гигантскими суммами, которые покупатели готовы выложить за работы выдающихся художников-мужчин: в мае «Триптих 1976» Фрэнсиса Бэкона был продан за 86,2 миллиона долларов, став самым дорогим произведением послевоенного художника, когда-либо купленным на аукционе.
Иван Вирт выражает недовольство тем, что картины, скульптуры и инсталляции даже самых известных художниц продаются в среднем всего за 4–6 миллионов долларов, в то время как менее ценные с художественной точки зрения работы некоторых творцов мужского пола приносят более впечатляющие суммы. «Уж арт-рынок-то должен быть свободен от предрассудков, — говорит он. — Конечно, я был рад, когда картина Марлен Дюма ушла на Sotheby’s за 3,2 миллиона фунтов. Но нужно сравнить эту сумму с результатами, которых достигли на том же аукционе произведения художников-мужчин: работа Бэкона была продана за 13,7 миллиона фунтов, Баския — за 5 миллионов, Ричарда Принса — за 4,2 миллиона… На сегодняшнем рынке искусства произведения женщин-художниц считаются дешевым товаром».
Автор и социолог Сара Торнтон, чья книга об арт-рынке выйдет в этом году, отмечает, что произведения искусства, созданные женщинами, составляют всего 30 процентов работ, экспонирующихся в музеях и галереях. В рейтинге Top-100 художников, чьи работы достигли самых высоких результатов на аукционах в 2007 году, только четыре позиции — 49-е место и ниже — принадлежат женщинам.
«Недопустимо полагать, что стоимость произведений на аукционах есть эквивалент их эстетической ценности, — говорит Торнтон. — В мире искусства, конечно же, должно быть равноправие. Только в 2004 году работа ныне живущей художницы (Марлен Дюма) впервые была продана за сумму, превышающую 1 миллион долларов. Сверхдорогие произведения искусства покупают в большинстве своем бизнесмены мужского пола. И им нравятся в первую очередь художники-бизнесмены, такие как Уорхол, Херст, Кунс, — наверное, потому, что они напоминают им самих себя».
Вторая причина неуспеха женщин-художниц на аукционах — это гораздо меньший «размах» их искусства. Те же самые Марлен Дюма и Луиз Буржуа выполняют свою работу сами, в отличие от Дэмиена Херста и Джеффа Кунса. «На женщин-художниц обычно не трудится целая фабрика ассистентов, беспрестанно штампующих картины и скульптуры, — продолжает Торнтон. — Если кому-то нужно, чтобы работы какого-то художника все время повышались в цене, то ему следует постоянно поставлять все новые и новые творения этого художника на аукционы. Для женщин-художниц такая ситуация нехарактерна».
Но арт-критик Брайан Сьюэлл отмечает, что исторически женщинам было легче добиться признания в мире искусства, чем в какой-либо еще области. В XVI, XVII и XVIII веках женщин-художниц современники превозносили до небес. Стоит только вспомнить Артемизию Джентилески (1593–1651/63) и ее современницу Феде Галлици, известную как Галиция (1578–1630), которые считались величайшими художницами своего времени.
«На арт-рынке нет никакого сексизма, — говорит Сьюэлл. — Просто Бриджет Райли, Луиз Буржуа и им подобные — художники второго и третьего ранга. Первоклассных женщин-художниц вообще никогда не было… Только мужчина способен создать великое произведение искусства. В художественных училищах 50 процентов или даже больше студентов — женщины. Однако в 28–30 лет они все “выгорают”. Может быть, это как-то связано с рождением детей».
Иван Вирт, однако, с этой точкой зрения не согласен. Он верит, что ситуацию еще можно изменить к лучшему. «Проблема в том, что произведения женщин-художниц во все времена редко достигали музеев, — сказал он в интервью газете The Art Newspaper. — Но сейчас появилось очень много кураторов-женщин, а также [выступающих за равноправие полов. — Ред.] молодых кураторов-мужчин, готовых пересмотреть историю искусства».
Что об этой ситуации думают представители аукционов? Глава отдела современного искусства Christie’s Пилар Ордовас не согласна с тем, что на арт-рынке существует дискриминация по половому признаку. «Работы многих художников-мужчин продаются за те же суммы, что и “женские” произведения, — считает она. — Говорить о том, что пол или возраст [художника. — Ред.] как-то влияет на цену, — значит сильно все упрощать».
Источник:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20080709_woman_artists.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20080709_woman_artists.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн
- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Оценка картин
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год