Карт-бланш как способ выживания?
ARTinvestment.RU   20 июня 2008

Лейпцигский музей Galerie für Zeitgenössische Kunst запустил необычный проект: в 2008 и 2009 годах большинство выставок будут курировать владельцы частных коллекций произведений искусства и арт-дилеры

Британская газета The Art Newspaper недавно опубликовала две статьи о >Carte Blanche< — новом проекте Музея современного искусства Лейпцига (Galerie für Zeitgenössische Kunst Leipzig). Музей заявил о том, что в 2008 и 2009 годах в нем пройдут выставки, организованные частными коллекционерами и арт-дилерами. Новшество заключается в том, что музей предоставляет владельцам собраний и коммерческим организациям (в данном случае галереям и компаниям, обладающим корпоративными коллекциями современного искусства) полную свободу в выборе работ для выставок и способа их экспонирования. Другими словами, в этом и в следующем году именно сторонние частные лица и организации будут решать, что и как экспонировать в Музее современного искусства.

Для участия в проекте Музей пригласил одну корпорацию, активную на мировом рынке; две средних компании и одну небольшую; нескольких коллекционеров современного искусства и две галереи — Dogenhaus и Eigen + Art. Они обеспечат полную финансовую поддержку выставок, а за это музей даст им возможность распоряжаться его помещениями по своему усмотрению.

Владельцы коллекций и галеристы смогут не только пригласить к участию в организации выставок штатных кураторов лейпцигского музея, но и обратиться и к сторонним специалистам. Концепции выставок тоже за ними. Так, издательский дом Leipziger Verlags решил использовать «карт-бланш», чтобы познакомить зрителей со своим масштабным собранием, включающим работы многих актуальных немецких художников. А коллекционер Леон Янусек, собирается устраивать персональные выставки художников, которых он поддерживает (кстати, эта идея близка многим галеристам). С помощью выставок в Музее современного искусства собиратели и дилеры смогут повысить престиж своих коллекций, а также сделать хорошую рекламу своим протеже, произведения которых наверняка возрастут в цене.

Директор музея Барбара Штайнер заявляет, что >Carte Blanche< будет благом не только для частников, но и для самого GzFK. «В XIX веке поддержка коллекционерами государственных и муниципальных музеев воспринималась как должное, — говорит она. — Но времена меняются, и пришла пора задаться рядом вопросов об отношениях частного капитала и публичных культурных институтов». Если раньше коллекционеры просто предоставляли произведения из своих собраний музею, позволяя кураторам самим решать, как, когда и в каком контексте их выставлять, то сейчас они хотят больше влияния. Если владельцу произведения не понравятся какие-то кураторские решения, то он просто откажется от участия в выставке. А потом пойдет и откроет собственный музей, наймет своих кураторов и будет экспонировать что хочет. Эта новая тенденция отмечается повсеместно: artinvestment.ru уже писал о том, что на последней ярмарке ArtBasel многие покупали произведения для того, чтобы включить их в экспозицию собственных музеев. Государственные музеи бьют тревогу: Барбара Штайнер отмечает, что в будущем большая часть публики предпочтет им частные музеи. Особенно, следует полагать, надо бояться за ту часть любителей современного искусства, что предпочитает видеть в творчестве прежде всего провокацию. Музеи, функционирующие за счет средств налогоплательщиков, все-таки не могут себе позволить экспонировать совсем уж скандальные произведения, а у частных музеев «руки развязаны». Более того, если у государственных институтов и коллекционеров таким образом «разойдутся пути», то возможность установить диалог по поводу того, что можно выставлять, а что нельзя, сойдет на нет.

Не все согласны с мнением, высказанным Штайнер. Крис Деркон, директор Haus der Kunst в Мюнхене, говорит, что проекты типа >Carte Blanche< — это «то, что ни в коем случае нельзя допускать музеям, существующим на общественные деньги». Он добавляет, что главная опасность проекта состоит в том, что он представляет собой очередной шаг к «коммерциализации» искусства. То есть некоммерческие музеи накрывает черное крыло рынка. По словам г-на Деркона, многие коллекционеры рассматривают произведения искусства исключительно как предметы роскоши, обращая внимание только на их рыночную стоимость и игнорируя художественную ценность.

Большинство немецких директоров музеев также выражают несогласие с Барбарой Штайнер. Шон Рейнберд, директор Staatsgalerie в Штутгарте, называет проект «интересным», но не хочет, чтобы в его музее проходило что-то подобное. По его словам, если музеи не будут тщательно контролировать, какие произведения и с какой целью будут выставлять коллекционеры, то скоро они превратятся в обычные арендуемые площади. Директор музеев Дрездена Мартин Рот замечает, что если уж музей предпринял такой проект, то ему нужно следить, чтобы выставки, организуемые владельцами собраний и арт-дилерами, не имели своей главной целью коммерческую выгоду.

Что думают представители «частного сектора» по этому поводу? Владелец галереи Dogenhaus Йохен Хампель называет свое участие в >Carte Blanche< «благотворительностью», отмечая, что на выставку в GzFK «затрачено в два раза больше денег и сил, чем на участие в ярмарке современного искусства», — говорит он. Получив приглашение стать частью проекта, Хампель, по его словам, был очень удивлен. «Странно, что они решили отказаться от всякого контроля. Это немного рискованно».

Споры спорами, а многие уже давно уверены в том, что музеи и без того находятся под влиянием частников. Как пишут в американской прессе, часто именно коллекционерам, многие из которых являются членами правления музеев, принадлежит решающее слово при отборе работ для той или иной экспозиции.

Источник: artnewspaper.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20080620_leipzig_museum.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20080620_leipzig_museum.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх