Новости АртБазеля
Английская газета The Art Newspaper каждый день выпускает специальный номер, где рассказывается об основных событиях и тенденциях 39-й ярмарки Art Basel
Ярмарка АртБазель продлится до 8 июня. В выставке участвуют 304 галереи со всего света, которые представляют произведения более 2 000 мастеров XX и XXI века.
Основной особенностью АртБазеля 2008 года стало уменьшение количества американских покупателей, обеспокоенных экономическим спадом. Галерист Уильям Аквавелла, выставивший на продажу одну из самых примечательных работ выставки — «Девушку в дверном проеме» Люциана Фрейда — замечает, что пока на арт-рынке не сильно ощущаются последствия кризиса, но ввиду неблагоприятной экономической ситуации приобретать дорогие произведения искусства тяжелее психологически.
Вместе с тем ожидаются сверхдорогие покупки российских миллиардеров. Роман Абрамович, прибывший на ярмарку в самом ее начале, вызвал больший фурор, чем кинозвезда Брэд Питт. По слухам, он (вместе со своей подругой Дарьей Жуковой, собирающейся открыть в Москве Центр современной культуры) уже приобрел одну известную работу: скульптуру Такаши Мураками «Овальный Будда».
Говорят, что российский миллиардер положил глаз на три бронзовые скульптуры Альберто Джакометти, выставленные на продажу Galerie Jan Krugier & Cie (Женева, Нью-Йорк). Самая большая из этих скульптур, «Женщина из Венеции» (1956), стоит 14 миллионов долларов. Работа поменьше, «Стоящая женщина» (1958), оценена в 8 миллионов. Джакометти стал «главной звездой» недавнего аукциона современного искусства Christie’s в Нью-Йорке: там одна из его скульптур принесла 27,5 миллиона долларов. Говорят также, что Абрамовичу приглянулись работы Марка Шагала и Алексея Явленского, (Galerie Thomas, Мюнхен), рисунок Пикассо (Acquavella Galleries, Нью-Йорк) и змееподобная скульптура актуального бразильца Эрнесто Нето (Galerie Max Hetzler, Берлин). Арт-дилеры надеются, что русского миллиардера также привлечет 17-метровая стенная роспись популярных русских художников Дубоссарского и Виноградова (Deitch Projects, Нью-Йорк).
Абрамовича и Жукову сопровождает Молли Дент-Броклхерст, в прошлом директор галереи Ларри Гагосяна, а в будущем — глава отдела планирования Центра современной культуры в Москве.
Как известно, недавние покупки Абрамовича побили рекорды: «Триптих 1976» Фрэнсиса Бэкона стал самым дорогим произведением современного искусства, а «Спящий менеджер по льготам» Люциана Фрейда — самым дорогим произведением ныне живущего художника. Несмотря на то, что Абрамовичу не составит труда приобрести любую работу на любых торгах, на АртБазеле у него (да и у других покупателей) есть отличная возможность приобрести работу известного художника, заплатив при этом в 4–5 раз меньше, чем на аукционе. Сэкономить, наверное, всегда приятно.
В настоящий момент ярмарки произведений искусства — главное «оружие» галерей в войне с аукционами. «Цены на вторичном рынке произведений искусства [на аукционах] вышли из-под контроля, а на первичном [галерейном] рынке есть возможность приобрести работу по реальной цене», — говорит американский коллекционер Дональд Брайант, в чье собрание входят работы Джаспера Джонса, Эллсуорта Келли и Уиллема де Кунинга. Его слова подтверждаются практикой. Недавно в нью-йоркской галерее PaceWildenstein картина модного китайского символиста Чжана Сяогана была продана менее чем за 1 миллион долларов (притом что аукционные цены на произведения этого очень востребованного художника могут достигать 6,1 миллиона).
The Art Newspaper отмечает, что все больше и больше коллекционеров приобретают произведения для того, чтобы организовать собственные музеи. Один из примеров — коллекционер из Майами Мартин Маргулис. В день открытия ярмарки он приобрел три скульптуры австрийца Франца Уэста для того, чтобы выставить их в музее, который он открыл в 1999 году. Коллекция Маргулиса, по его собственным словам, насчитывает более 4 500 работ. Но он не собирается «по старинке» одалживать их другим музеям, «где они будут 15 лет пылиться в хранилище», а хочет показывать шедевры из своего собрания «здесь и сейчас». Под его словами могли бы подписаться многие коллекционеры. Например, всего два месяца назад в парижском квартале Марэ открылся Espace Claude Berri, где можно увидеть современное искусство из коллекции режиссера Клода Берри. В мае польский рекламный магнат Кристиан Борос открыл арт-центр в бывшем нацистском бункере в Берлине. В этом году также ожидается открытие нового музея в Мюнхене, где будет экспонироваться собрание коллекционера Удо Брандхорста.
Многие из таких музеев публикуют каталоги и научные исследования, а также приглашают профессиональных кураторов.
Арт-дилеры чрезвычайно положительно относятся к новой тенденции. Если проданная ими работа будет находиться в постоянной экспозиции музея, это существенно повысит ее престиж — вместе с престижем художника и галереи, его представляющей. Ради этого галереи даже готовы предоставить скидки: до 15 % — уважаемым коллекционерам, до 20 % — музеям.
Иногда работы из частных музеев снова возвращаются на рынок. Например, знаменитый коллекционер Чарльз Саатчи часто продает работы из своей галереи и покупает новые, чтобы обновить коллекцию. «Музейный» провенанс произведения, конечно же, увеличивает его цену.
Какие еще особенности у АртБазеля-2008? The Art Newspaper отмечает, что даты ярмарки частично совпадают с датами проведения Чемпионата Европы по футболу (7–29 июня). Некоторые матчи будут проходить в Базеле, и найти свободный номер в гостинице архисложно. Ожидается, что ярмарку посетят 60 000 человек, в то время как каждый из матчей — 40 000.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20080606_news_artbasel.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20080606_news_artbasel.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.