Персона недели: Скульптор Паата Мерабишвили – Творец создает то, что чувствует, а не то, что видит
Новую рубрику «XXI век. Персона недели» открываем рассказом о скульпторе Паате Мерабишвили, чья работа выставлена сегодня на AI Аукционе
Паата Мерабович Мерабишвили родился в 1964 году в городе Тбилиси. Уже с раннего возраста будущий скульптор проявил интерес к творчеству, увлекшись рисованием. Он пошёл по стопам своего отца Мераба Мерабишвили и поступил в Художественное училище имени Я. Николадзе в Тбилиси на факультет скульптуры. Время, проведенное в стенах училища, он вспоминает с особым трепетом: «Студенческий период был одним из самых замечательных. Именно в училище я встретил людей, которые стали неотъемлемой частью моей жизни. В группе учились лишь талантливые ребята, задававшие высокую планку. Так я убедился, что выбор будущей профессии был сделан правильно».
В 1984 году Паата Мерабишвили был зачислен в Тбилисскую государственную художественную академию. Профессор и заведующий кафедрой скульптуры факультета изобразительного искусства Гоги Очиаури стал не просто преподавателем, но и главным идейным вдохновителем. От учителя Мерабишвили унаследовал манеру, которая легла в основу его дальнейшего творчества: «Гоги Очиаури привил интерес к форме и пластическим особенностям скульптуры. Являясь последователем французского скульптора Аристида Майоля, он научил меня мыслить объемами, передавать осязательность скульптур и уделять особое внимание форме. Благодаря ему сложился мой художественный почерк». В это время Мерабишвили создает свои первые работы: участвует в Первом симпозиуме ледяных скульптур по случаю открытия горнолыжного курорта в Гудаури, в составе творческой группы работает над созданием мозаичного панно, украшающего фасад административного корпуса Южно-Украинской АЭС. Появляются и первые скульптуры малых форм, в которых прослеживается индивидуальная манера художника. Дипломная работа «Воин», представленная Мерабишвили в 1990 году, свидетельствует об увлечении античной скульптурой. Он демонстрирует способность к созданию объемно-пластической формы при помощи текучей и в то же время замкнутой поверхности формы и виртуозное владение материалом.
После окончания Академии художеств Мерабишвили вместе с группой скульпторов работал над мемориальным памятником «9 Апреля» в Саингило в Азербайджане. В период 1991–1996 годов принимал участие в молодёжных выставках, которые проходили в Тбилиси, Москве, Санкт-Петербурге, Киеве. Параллельно скульптор пробовал свои силы в живописи и графике, черпая вдохновение в работах художников-модернистов. В 1996 году Мерабишвили принял непростое решение окончательно переехать в Москву: «Идеология СССР и партийная система власти были разрушены. Получив независимость, страна оказалась в сложном бедственном положении, что препятствовало творческим поискам. После мучительных раздумий я решил приехать в Москву, куда уже долгое время меня приглашал друг детства».
С этого времени начался новый этап в жизни Пааты Мерабишвили, ознаменованный формированием индивидуальной художественной манеры, поиском новых форм и выражений и активной творческой работы. В произведениях, созданных в этот период, скульптор достигает гармонии объема и формы, которую он улавливал еще на раннем этапе своего творчества. Опираясь на осязательность скульптур А. Майоля и античное наследие, Мерабишвили руководствуется во многом формальным языком авангардной эпохи. Среди представителей модернизма скульптор особенно выделяет таких мастеров, как Жак Липшиц, Александр Архипенко и Осип Цадкин, которые обращались к лаконичным формам и уделяли особое внимание фактуре. Даже создавая скульптуры малых форм, Мерабишвили всегда мыслит объемами, добиваясь их архитектонического единения. Об этом свидетельствуют работы конца 1990-х — 2000-х годов, отличающиеся замкнутым силуэтом, плавностью форм и текучестью линий. Этих качеств Мерабишвили во многом достигает за счет использования бронзы — материала, известного своей пластичностью. В произведениях монументальной скульптуры, несмотря на отход мастера от реалистической изобразительной традиции, по-прежнему ощущается влияние уравновешенной пластики А. Майоля. Так, будучи наследником традиций, Мерабишвили умело переплетает в своих работах разные художественные направления, которые станут основой собственного творческого метода скульптора.
Человеческая фигура является основным образом в творчестве Пааты Мерабишвили, который сосредотачивается на изучении ее экспрессивных возможностей. В связи с этим скульптуры зачастую носят геометризированный характер, обладают подчеркнутой угловатостью и заостренностью форм. В то же время в основе многих работ лежат стремление к передаче круглых, вогнутых поверхностей и изучение пластических возможностей изображаемой фигуры, отличающейся повышенной экспрессией. Несмотря на абстрактную стилистику, которой Мерабишвили придерживается в своих работах, его скульптуры по-прежнему находятся в контексте фигуративного искусства. Отказываясь от традиционной фигуративности и идя по следам скульпторов-авангардистов, Мерабишвили экспериментирует с формой и цветом, техникой и материалом, создавая тем самым продукт современной эпохи.
Тяга к поиску новых форм и средств выразительности в наибольшей степени присуща последним работам мастера. Эти качества отличают скульптуру «Портрет Пиросмани» (2018; бронза, патина), изображающую знаменитого грузинского художника. Рассуждая о своём отношении к его творчеству, Мерабишвили отмечает уникальный талант Нико Пиросмани, вдохновивший его на создание этой работы: «Для меня Пиросмани — легенда мирового искусства, настоящий самородок, писавший картины внутренним чувством. Не имея художественного образования, он с виртуозностью передавал всю художественную самобытность Грузии. Его строгий, несколько мрачный колорит и эффект немногословности и отчуждения, столь свойственный его творчеству, до сих пор поражают даже самого искушенного зрителя». Изображая Пиросмани, скульптор не стремится добиться точного портретного сходства. Его работа — это образ, который сформировался при знакомстве с творчеством грузинского художника: сложным, мрачным, наполненным всевозможными смысловыми ассоциациями, при этом уникальным и сугубо национальным. Скульптура выполнена в характерной для Мерабишвили кубистической манере, напоминающей творческие эксперименты Жоржа Брака или Пабло Пикассо, одного из почитаемых скульптором мастеров. Геометризированные, сложносоставные объёмы акцентированы линеарным контуром, подчёркивающим замкнутость скульптуры.
В своих произведениях Мерабишвили обращается к творчеству не только художников, но и музыкантов, талант которых вызывает его особые чувства. Подтверждением этому служит скульптура «Скрипачка» (2019; сталь, патина), посвященная творчеству Ванессы Мэй. В представлении Мерабишвили ее талант служит не только источником вдохновения, но становится аллегорией творчества в целом. Музыкальную виртуозность В. Мэй скульптор попытался передать при помощи заостренных, перетекающих форм, которые отражают игру и ритм волнообразного движения.
В аналогичной манере выполнена скульптура «Мать и дитя» (2019; сталь, патина). Образы матери и ребёнка становятся главными в творчестве Мерабишвили, для которого семья представляется великим жизненным даром. Абстрактный силуэт, построенный на пластическом соотношении уравновешенных и разнонаправленных плоскостей, передает с их помощью сакральное звучание темы материнства, классической для мирового искусства. Скульптор использует минимальные средства, нарочито упрощает форму и отказывается от прямолинейности — все для того, чтобы показать самую суть идеи.
Этому же сюжету посвящена скульптура «Кентавриха» (2019; сталь, патина), однако в данной работе Мерабишвили использует мифологический образ. Несмотря на популярность у живописцев и скульпторов, для Мерабишвили кентавр не только символ диалогичности природного и человеческого начала, но прежде всего олицетворение мудрости, любви и преданности. Вновь радикально редуцируя форму, мастер добивается необходимого эффекта и создает метафорический образ, трактованный в абстрактной изобразительной манере. Используя насыщенные, яркие, монохромные цвета для своих скульптур, П. Мерабишвили тем самым акцентирует внешний облик, что позволяет зрителю изучить пластические свойства его образов, их динамику, экспрессию и ритм.
И хотя Паата Мерабишвили идентифицирует себя в первую очередь как скульптор, ключевыми понятиями его творчества являются универсальность и экспериментирование. Пробуя свои силы в разных сферах творческой деятельности, оставаясь восприимчивым к новым изобразительным формам и направлениям, обращаясь к лучшим и наиболее значимым достижениям искусства прошлого, скульптор создает собственную художественную формулу, которая не только выражает новый вкус, но отражает личные переживания и ищет ответы на вечные вопросы.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/xxicentury/20200203_merabishvili_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/xxicentury/20200203_merabishvili_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.