Art Investment

Художники и цены

Торги «В Никитском» 27 марта. Краткие итоги

В Доме антикварной книги «В Никитском» 27 марта, в Международный день театра, прошли тематические торги «История искусств. Театр, кино и музыка». Коллекционерам были предложены более 500 лотов, непосредственно связанных с театром, кино, музыкой — автографы певцов, актеров и антрепренеров, афиши советских кинофильмов, открытки с портретами актеров, фотографии «первого тенора» России и личный фотоархив знаменитой балерины, театральные билеты, сувениры и программки, оригинальные эскизы костюмов и декораций, карнавальные маски, балетки Барышникова, гусарские костюмы и, конечно же, книги.

Все это изобилие покупатели оценили по достоинству: из 576 выставленных лотов (10 лотов были сняты до торгов) с молотка ушли 408 (71 %), а выручка достигла свыше 15 миллионов рублей (137 % от среднего суммарного эстимейта). Примерно 44 % лотов приобрели участники в зале, 35 % досталось заочным игрокам, и 18 % проданных лотов ушло к телефонным покупателям. Интернет-игроки хоть и были активны, но победных ставок на их долю пришлось только 9 (2 % проданных лотов).

Топ-лотом аукциона стал литографический портрет К. С. Станиславского работы Валентина Серова. Исходя из эстимейта 60–70 тысяч рублей, сложно было предположить, что участник в зале и заочный игрок будут спорить за этот портрет до 900 тысяч рублей. Должно быть, на финальную цену повлиял автограф Станиславского. Выиграл участник в зале.

Вторым топ-лотом стал четвертый выпуск ежемесячного литературного журнала «Россия» за 1925 год с опубликованной в нем первой частью романа «Белая гвардия» Михаила Булгакова. Именно в этом периодическом издании роман Булгакова впервые вышел в свет — в 4-м и 5-м номерах. Последняя часть романа не была опубликована, так как журнал был закрыт. На цену лота снова повлиял автограф — дарственная надпись Булгакова другу его семьи Елене Павловне Ландсберг. Эстимейт в каталоге был 150–180 тысяч рублей, из-за нескольких заочных ставок торговаться начали с 300 тысяч рублей, а купили журнал за 800 тысяч рублей. Победил заочный участник.

За книгу стихотворений Владимира Маяковского 1923 года «Лирика» с автографом поэта, при эстимейте 120–150 тысяч рублей, боролись до 420 тысяч рублей. А за книжку «Роза и крест» с автографом Александра Блока участник в зале заплатил 220 тысяч рублей (эстимейт 70–80 тысяч рублей).

Не уступали автографам поэтов и лоты с автографами художников. За письмо Марка Шагала 1956 года заочный игрок заплатил 110 тысяч рублей (эстимейт 70–80 тысяч). А за издание Н. Евреинова «Театр для себя» с автографом Юрия Анненкова телефонный участник отдал 130 тысяч рублей (эстимейт 50–60 тысяч рублей).

Много было лотов, связанных с жизнью и творчеством «первого тенора» России Федора Ивановича Шаляпина. Например, договор Ф. И. Шаляпина с Сергеем Дягилевым об участии в «дягилевских сезонах» 1909 года в спектаклях «Псковитянка» и «Князь Игорь». Экземпляр Ф. И. Шаляпина с подписью Дягилева ушел с молотка за 240 тысяч рублей (эстимейт 80–90 тысяч). Другой договор знаменитого тенора и антрепренера об участии в парижском сезоне 1907 года достался заочному покупателю за те же 240 тысяч рублей. Собственноручное заявление Шаляпина в Революционный Трибунал РСФСР, в котором Шаляпин заступается за свою знакомую Софью Александровну Стахович, досталось заочному участнику за 180 тысяч рублей (эстимейт 50–60 тысяч). А несколько фотографий Шаляпина, снятых Карлом Буллой во время визита певца в усадьбу Ильи Репина «Пенаты» в Финляндии, были куплены по заочке за 35–40 тысяч рублей каждая.

Фотопортреты Шаляпина в сценических костюмах расходились на ура, так же как и фотографии других известных актеров, поэтов, танцоров и других деятелей театра. К примеру, фотография Сергея Есенина с Айседорой Дункан и ее приемной дочерью Ирмой была куплена за 42 тысячи рублей при эстимейте 15–16 тысяч. За 65 тысяч ушла фотооткрытка Анны Павловой с ее автографом (оценка 18–20 тысяч). А фотография Всеволода Мейерхольда, Владимира Маяковского и Николая Эрдмана, предположительно сделанная Александром Родченко, досталась участнику в зале за 160 тысяч рублей при эстимейте 18–25 тысяч.

Отдельным стрингом шли фотографии и документы из архива балерины Татьяны Михайловны Вечесловой (1910–1991), примы-балерины Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова. Из 22 лотов стринга нашли покупателей 19, причем большинство лотов ушли с превышением эстимейта. Самым дорогим стал карандашный рисунок Фаины Раневской: она нарисовала приснившегося ей Иисуса Христа и подарила рисунок Т. Вечесловой. На рисунке есть автограф Раневской. Лот ушел в зал за 130 тысяч рублей (эстимейт 60–70 тысяч рублей).

Аукционный каталог изобиловал недорогими театральными лотами — афишами и программками, и они порой уходили с неплохим торгом. Даже, казалось бы, такая недолговечная вещь, как театральный билет, и та находила своего покупателя: к примеру, за два билета на оперу «Вертер» в театре С. И. Зимина боролись с 500 рублей до 3 400 рублей (должно быть, покупателя интересовали наклеенные на билет почтовые марки). Или, скажем, программка Большого Театра в Торжественный день 300-летнего юбилея Дома Романовых в красочной иллюстрированной обложке была куплена по заочке за 70 тысяч рублей при эстимейте 7–8 тысяч. А вот балетные туфли Михаила Барышникова с написанной его рукой фразой «Заштопать туфли можно — душу и не пытайся» покупателя не нашли (эстимейт 22–25 тысяч рублей).

Не забыли составители аукциона и о «важнейшем из искусств» — кино. Настоящий ажиотаж вызвал киносценарий Исаака Бабеля «Блуждающие звезды» (1926), за него торговались зал, телефон и заочка, в результате чего лот в десять раз превысил оценку и достался заочному покупателю за 200 тысяч рублей. А киноповесть Бабеля «Беня Крик» (1926) была продана за 110 тысяч (эстимейт 15–16 тысяч рублей). Были раскуплены все киноплакаты к советским фильмам («Королевство кривых зеркал», «Кавказская пленница», «Понедельник день тяжелый» и др.).

Последний раздел каталога был посвящен оригинальной театральной графике — эскизам костюмов, декораций, а также предметам декоративно-прикладного искусства (театральным маскам, статуэткам). Основу этого раздела составило знаменитое собрание А. и А. Заволокиных. Были представлены работы Федора Федоровского, Сергея Юткевича, Леонида Чупятова, Валентины Ходасевич, Вадима Рындина, Татьяны Бруни, Артура Фонвизина, Александра Лабаса, Ниссона Шифрина, Александра Тышлера, Симона Вирсаладзе и др. Из этих 60 живописных и графических лотов куплены были 39, и почти все они ушли в зал.

Прошедший аукцион «В Никитском» можно назвать одним из самых объемных и разнообразных по составу лотов, и результаты его полностью соответствуют уровню каталога. 


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20140401_nikitskiy.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20140401_nikitskiy.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

Икона «Святой великомученик и целитель Пантелеимон, с 14 клеймами жития». Вторая половина XIX века (106 × 78,5 × 4,3 см)

Текущая ставка35000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

ЗВЕРЕВ Анатолий Тимофеевич (1931–1986) Петух. 1958 (71 × 50,2)

Текущая ставка100000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

ЭРТЕ (Тыртов Роман Петрович, 1892–1990) Bacchante (Вакханка). 1988 (52 × 16,5 × 17 см)

Текущая ставка50000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».