Сценограф, график, живописец
Из семьи коммерсанта. Учился в гимназии, в 1911–1916 — Киевском коммерческом институте. Параллельно посещал Школу живописи и рисования А. А. Мурашко в Киеве (1912–1915). Продолжил образование в Школе А. А. Экстер (1918–1919), Украинской Академии художеств (1920–1921) в Киеве.
Жил в Киеве (до 1922). В годы учебы участвовал в оформлении массовых празднеств, вечеров революционной поэзии. Помогал И. М. Рабиновичу в создании декораций для концерта футуристов в Киеве; познакомился с Д. Д. Бурлюком, В. В. Маяковским, В. В. Каменским. В 1920 — художник агитпоезда XII армии на Польском фронте.
С 1919 работал как театральный декоратор; оформил постановку оперы Ш. Лекока «Зеленый остров» в Театре музыкальной комедии в Киеве. Сотрудничал также с Еврейским художественным театром, Театром Н. Н. Соловцова (2-й Государственный драматический театр УССР им. В. И. Ленина) в Киеве.
В 1922 переехал в Москву. Весной 1923 был привлечен И. И. Нивинским и А. А. Экстер к оформлению 1-й ВСХВ в Москве. Сблизился с А. Д. Гончаровым, А. А. Лабасом и многими московскими художниками.
Занимался театрально-декорационным и оформительским искусством, книжной и станковой графикой. В 1924–1927 заведовал графическим отделом Центроиздата. Во второй половине 1920-х — начале 1930-х сотрудничал с ГИЗ, издательством «Молодая гвардия». Оформил книги: «Чирики-пузырики» (1927, 1929; вместе с другими художниками), «Октябрятская» (1930, 1931) Н. Венгрова; «Кем быть?» В. В. Маяковского (1929, 1930, 1931, 1932), «Роальд Амудсен» Н. И. Дементьева (1931), «Звери в пещере» М. А. Гершензона (1931) и другие. Во второй половине 1930-х выполнил диораму Кабардино-Балкарии для ВСХВ (вместе с М. Г. Генке-Шифриной).
Создал костюмы и декорации к спектаклям: «Гайавата» по Г. Лонгфелло в Московском театре для детей (1923); «Чудо в Кэпдоне» Л. Мойзфильда в Художественно-театральной студии В. В. Барановской (1923); «Приключения синьора Кихадо» по М. Сервантесу (1926), «Черный Яр» А. Н. Афиногенова (1928) в Государственном педагогическом театре; «Саранча» Е. О. Любимова-Ланского (1926), «Штиль» В. Н. Билль-Белоцерковского (1927) в Театре им. МГСПС; «Хлеб» В. М. Киршона (1930), «Страх» А. Н. Афиногенова (1941) во МХАТ; «Токмаков переулок» В. В. Смирновой (1931), «Улица радости» Н. А. Зархи (1932), «Вольные фламандцы» по Ш. де Костеру (1935) в Театре рабочих ребят. Сотрудничал также с театром «Березиль», Еврейским театром в Харькове, Театром оперетты, Музыкальном театром им. В. И. Немировича-Данченко в Москве.
В 1934 оформил постановку «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука в Центральном театре Красной Армии. В 1935–1961 — главный художник ЦТКА — ЦТСА; среди наиболее значительных постановок — «Глубокая провинция» М. А. Светлова (1935), «Укрощение строптивой» У. Шекспира (1937), «Падь серебряная» Н. Ф. Погодина (1939).
В годы Великой Отечественной войны оставался в Москве. Выезжал в командировки на Западный фронт в Смоленскую область (1942), Сталинград (1943).
После войны продолжал работать в театрах Москвы (ЦТКА — ЦТСА, МХАТ, ГАМТ): оформил постановки «Разлом» Б. А. Лавренева (1950), «Поднятая целина» по М. А. Шолохову (1957), «Барабанщица» А. Д. Салынского (1958), «Чайка» А. П. Чехова (1960). Лауреат Сталинской (Государственной) премии 1949 года (1-й степени) за постановку спектакля «Московский характер» А. В. Софронова в ГАМТ; 1951 года (2-й степени) за постановку спектакля «Флаг адмирала» А. П. Штейна в ЦТСА.
В качестве оператора участвовал в съемках фильма «Великий перелом» Ф. М. Эрмлера (1945).
С 1914 — участник выставок. Член группы «Кольцо» (1914), Культур-лиги (1917–1920), Общества станковистов (1925–1932). Экспонент выставок: 1-й еврейской художественной выставки скульптуры, графики, рисунка в Киеве (1920), «Театрально-декорационное искусство Москвы. 1918–1923» (1923), «Жизнь и быт детей Советского союза», «Итоги театрального сезона Москвы», 1-й передвижной выставки живописи и графики (все — 1929), отчетных работ художников, командированных в районы индустриального и колхозного строительства (1931), «Художники советского театра за XVII лет» (1935), «Художники детского театра за XV лет» (1935), «Н. В. Гоголь в произведениях советских художников» (1952), Всесоюзной художественной выставки (1955) в Москве; 1-й Государственной передвижной выставки картин по городам РСФСР (1925); 4-й выставки картин современных русских художников в Феодосии (1928); «Художники РСФСР за XV лет» в Ленинграде и Москве (1932–1933) и других.
Участник многих зарубежных выставок: XIV Международной выставки искусств в Венеции (1924), Международной выставки художественно-декоративных искусств в Париже (1925), Международной выставки «Искусство книги» в Лейпциге и Нюрнберге (1927), Международной выставки «Современное книжное искусство» в Кёльне (1928), немецких художников в Берлине (1928), Международной выставки «Искусство книги» в Париже и Лионе (1931–1932), Всемирной выставки «Мир завтрашнего дня» в Нью-Йорке (1939), Всемирной выставки в Бельгии (1958); советского искусства по США (1929, передвижная), в Вене, Берлине, Стокгольме (все — 1930), Кенигсберге (1932), Мадриде и Марселе (1933), Лондоне (1934), Англии (1936, передвижная).
Провел персональные выставки в Москве (1953, 1962).
Преподавал во Вхутеине (1929–1930), Московском полиграфическом институте (1931–1932), Институте театрального искусства им. А. В. Луначарского (1934–1936) в Москве. Автор статей: «Работа художника», «Задача художника», «Оформление спектакля», «Принципы оформления»; книг «Художник в театре» (Л., 1964), «Моя работа в театре» (М., 1966).
Народный художник РСФСР (1958).
Похоронен на Введенском кладбище в Москве.
Творчество представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном центральном театральном музее им. А. А. Бахрушина, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.
Украденное искусство: краткая история арт-похищений. Часть 3
21.01.2025Открыты 564-е торги аукциона ARTinvestment.RU
20.01.2025Открыт 245-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
20.01.2025Рынок русского искусства за рубежом. Итоги 2024 года
17.01.2025Рынок русского искусства в России. Итоги 2024 года
14.01.2025Открыт 244-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
13.01.2025Открыты 563-и торги аукциона ARTinvestment.RU
13.01.2025С 1 февраля 2025 изменятся цены подписки на базу аукционных результатов ARTinvestment.RU
10.01.2025Главные события российского арт-рынка — 2024. Часть 2
10.01.2025Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе