БЕЛЮТИН Элий Михайлович (1925–2012) Портрет. 1977
Текущая ставка
70 000 RUB
Окончание торгов
24 Май. 2019 12:00:00
МАСТЕРКОВА Лидия Алексеевна (1927–2008) Герой революции. 1967
Текущая ставка
11 000 RUB
Окончание торгов
24 Май. 2019 12:00:00
ЦЕСЕВИЧ Александр Платонович (1918–1990) Церковь Ивана Воина на Якиманке. 1972
Текущая ставка
4 500 RUB
Окончание торгов
24 Май. 2019 12:00:00

Топ-10 самых дорогих работ женщин-художниц
ARTinvestment.RU   04 декабря 2014

21 ноября полотно американской художницы Джорджии О’Киф было продано за 44,4 миллиона долларов. Новый рекорд всего женского искусства побудил нас составить рейтинг самых дорогих работ женщин-художниц

20 ноября на торгах американского искусства Sotheby’s полотно «Дурман / Белый цветок № 1» художницы Джорджии О’Киф (1887–1986) было продано за 44,4 миллиона долларов. Это новый абсолютный рекорд стоимости произведения искусства, созданного женщиной. Мы много раз обращались к теме женского искусства, и, как правило, речь шла о том, как сложно художницам выйти на один ценовой уровень с художниками сильного пола. Однако в последнее время ситуация для отдельных представительниц арт-сообщества начала резко меняться в лучшую сторону, ценовые рекорды пошли один за другим — рекорд Джорджии О’Киф тому яркое подтверждение. Он побудил нас составить рейтинг десяти самых дорогих произведений художников-женщин. Как и во всех наших рейтингах, мы действовали по принципу «один художник — одна работа». В противном случае рейтинг, помимо «Дурмана» О’Киф, заполнили бы сплошь работы наших Наталии Гончаровой и Тамары Лемпицкой, а также американки Джоан Митчелл. Ранжирование велось по ценам в долларах на день покупки и с учетом Buyer’s Premium. Особенно приятны два обстоятельства: во-первых, три из десяти позиций в получившемся рейтинге занимают ныне живущие художницы, а во-вторых, пять из десяти аукционных результатов, попавших в рейтинг, были показаны в 2014 году.

1. ДЖОРДЖИА О’КИФ Дурман / Белый цветок № 1. 1932. 44,4 миллиона долларов

Результат картины «Дурман / Белый цветок № 1» кисти американской художницы Джорджии О’Киф (1887–1986) превзошел все ожидания участников торгов и устроителей, предварительно оценивших работу в 10–15 миллионов долларов. До этой продажи максимальная ценовая планка, когда-либо взятая женщиной-художником, составляла около 12 миллионов долларов. О 44-х миллионах — результате уровня Пикассо или Уорхола — никто и подумать не мог. Тем более что собственный рекорд Джорджии О’Киф до этого составлял 6,2 миллиона долларов.

Работа «Дурман / Белый цветок № 1» выставлялась из собрания фонда художницы, вырученные средства пошли на закупки новых работ. Если верить очевидцам, в аукционной схватке за «Дурман…» участвовали семеро претендентов. Победу одержала сотрудница Sotheby’s из департамента Северной и Южной Америки, торговавшаяся от имени своего клиента. Интересно, что двадцать лет назад, в 1994 году, эта же самая картина ушла с молотка на Sotheby’s за 1,047 миллиона долларов, т.е. за два десятка лет ее цена выросла в 42 раза!

2. ДЖОАН МИТЧЕЛЛ Без названия. 1960–1965. 11,925 миллиона долларов

Американская художница Джоан Митчелл (1926–1992), работавшая в стиле абстрактного экспрессионизма, получила признание еще в конце 1950-х. В 1959 году она навсегда переехала во Францию, где жила и творила до конца жизни. На нью-йоркских торгах современного искусства Christie’s 13 мая 2014 года абстракция Митчелл «Без названия» была продана за 11,925 миллиона долларов. На тот момент это был не только лучший результат Митчелл, но и рекорд всего женского искусства. По подсчетам ресурса artnet, Джоан Митчелл уверенно лидирует среди всех художниц по обороту: рассматривался период с 1985 года по 31 мая 2013 года — и за эти годы ее искусство принесло на аукционах 239,8 миллиона долларов. Надо думать, что к концу 2014 года эта цифра уже гораздо больше. В основном абстракции Митчелл покупают коллекционеры из России, Кореи, Франции и США.

3. БЕРТА МОРИЗО После обеда. 1881. 10,987 миллиона долларов

Берта Моризо (1841–1895) выросла в Париже, в буржуазной семье, поощрявшей ее интерес к искусству несмотря на то, что женщинам в ту пору было крайне сложно добиться признания Академических салонов. В возрасте 23 лет она уже выставляла свои работы и дружила с ведущими парижскими художниками — например, Эдуаром Мане. Чуть позже она стала женой брата Мане и моделью для нескольких известных портретов художника. Однако цены на собственные работы Берты Моризо пока еще далеки от аукционных цен на работы ее коллег и друзей-импрессионистов. Пока что самая дорогая ее работа — картина «После обеда» 1881 года, проданная на торгах Christie's 6 февраля 2013 года за 10,987 миллиона долларов. На полотно претендовали пятеро участников, финальные ставки делались сотрудниками аукционного дома от лица русского и американского коллекционеров. Победил специалист Christie’s, принимавший ставки от лица некого американского клиента.

4. НАТАЛИЯ ГОНЧАРОВА Цветы. Около 1912. 10,884 миллиона долларов

Первая из русских художниц в рейтинге — наша амазонка авангарда Наталия Гончарова (1881–1962): ее «Цветы» были проданы 24 июня 2008 года на Christie’s за 10,884 миллиона долларов (5,52 миллиона фунтов). В холсте поразительно сплелись идеи и энергетика футуризма, композиционные приемы фирменного лучизма и желто-красная цветовая гамма, характерная для русского народного творчества и иконописи. История полотна прослеживается с персональной парижской выставки Гончаровой 1914 года в галерее Поля Гийома. Картина хорошо известна по публикациям, участвовала в выставках и имеет интересную историю бытования (была в собрании немецких коллекционеров Хохов). Гончарова — это тот редкий случай, когда работы жены на аукционах продаются дороже, чем работы мужа. Текущий рекорд на работы Михаила Ларионова пока составляет 2,26 миллиона фунтов.

5. ЛУИЗ БУРЖУА Паучиха. 1996. 10,722 миллиона долларов

Американский скульптор французского происхождения Луиз Буржуа (1911–2010) за почти столетнюю жизнь попробовала свои силы практически во всех основных художественных направлениях ХХ века — кубизме, футуризме, сюрреализме, конструктивизме и абстракционизме. Пауки — один из излюбленных образов в творчестве Буржуа. Автор отнюдь не страдала арахнофилией, как многим могло бы показаться. Для скульптора паук, точнее, паучиха была символом матери. Как говорила о своей матери сама Буржуа, «она была такой же умной, терпеливой, чистой, рассудительной и обязательной, как паучиха. И она умела защитить себя». К тому же у нее был свой гобеленовый салон, так что сравнение с ткачихой-паучихой кажется еще более емким. Самая дорогая скульптура Луиз Буржуа на сегодняшний день — «Паучиха» 1996 года, проданная на Christie's 8 ноября 2011 года за 10,722 миллиона долларов.

6. ТАМАРА ДЕ ЛЕМПИЦКА Сон (Рафаэла на зеленом фоне). 1927. 8,48 миллиона долларов

И еще одна наша художница (по месту рождения — Российской империи), полячка Тамара де Лемпицка (1898–1980) вошла в число самых успешных художниц со своей работой «Сон (Рафаэла на зеленом фоне)», проданной за 8,48 миллиона долларов на торгах Sotheby’s 2 ноября 2011 года. Работы Лемпицки — ню и заказные портреты — стали одним из символов эпохи ар-деко. Авторский стиль Лемпицки — это соединение классической академической жизни с элементами кубизма. Яркий и, если можно так сказать применительно к той эпохе, «гламурный» стиль Лемпицки снискал ей славу еще при жизни: в межвоенный период в Париже ее модными портретами мечтали обзавестись все представительницы бомонда. Сегодня ее работы стоят миллионы долларов. За последние 30 лет работы Лемпицки на аукционах принесли свыше 100 миллионов долларов.

7. ЯЁИ КУСАМА Белый № 28. 1960. 7,1 миллиона долларов

Японская художница Яёи Кусама (1929) обновила свой персональный рекорд на торгах Christie’s 12 ноября 2014 года: ее живописная работа «Белый № 28» 1960 года была продана за 7,1 миллиона долларов. Это лучший аукционный результат среди ныне живущих художниц. Самая дорогая работы Яёи Кусама относится к 1960-м, звездному периоду ее жизни в Нью-Йорке. Японка, приехавшая в Америку с историей про галлюцинации, мучившие ее с детства, стала одной из самых ярких фигур протестной культуры 1960-х. Она делала скульптуры, коллажи, писала картины, устраивала хепенинги под лозунгом «Любовь навсегда». Тогда же вошел в моду ее фирменный узор из цветных точек, ставший одним из символов «психоделических 60-х». С 1973 года Кусама живет в Японии, в психиатрической больнице в Токио. И при этом она продолжает активно работать. Несколько лет назад, например, Яёи Кусама создала целую коллекцию одежды и аксессуаров в сотрудничестве с Louis Vuitton.

8. БАРБАРА ХЕПУОРТ Фигура для пейзажа. 1960. 7,09 миллиона долларов

Еще одна женщина-скульптор в нашем рейтинге — англичанка Барбара Хепуорт (1903–1975). На родине эту ярчайшую представительницу модернизма, чьи скульптуры  украшают многочисленные площади и парки, чтут наравне с Генри Муром. Хепуорт была одним из пионеров жанра абстрактной скульптуры в Британии. Ее работам свойственна чистота линий, простота полых форм, антропоморфные мотивы. В этом году, 25 июня 2014 года ее бронзовая «Фигура для пейзажа» 1960 года высотой более двух метров была куплена за 7,09 миллиона долларов — в несколько раз дороже эстимейта 1,7–3,4 миллиона долларов. Но до Генри Мура Барбаре Хепуорт пока что далеко: его текущий рекорд превышает 30 миллионов долларов.

9. СИНДИ ШЕРМАН Кинокадры без названия. 1977. 6,77 миллиона долларов

На девятой строчке рейтинга расположилась американка Синди Шерман (1954) — один из самых известных и влиятельных фотографов современности. Художница работает в жанре постановочной фотографии, причем главной героиней этих снимков всегда выступает она сама. Синди с детства любила перевоплощаться в необычные образы, используя одежду из бабушкиных сундуков и т. п. Многочисленные автопортреты Шерман, на которых ее практически невозможно узнать, уже много лет пополняют ряд самых дорогих фотографий в мире. И вот на торгах Christie’s 12 ноября 2014 продажа 21 фотографии из знаменитой серии «Кинокадры без названия» (1977–1980) стала главным аукционным успехом Шерман: лот ушел с молотка за 6,77 миллиона долларов. Полностью серия насчитывает почти 70 фотографий, которые выглядят как кадры из старых кинофильмов, но при этом являются постановочными снимками с художницей в главной роли. Синди закончила серию в 1980 году, сказав, что исчерпала все кинематографические клише. Полностью серия «Кинокадры без названия» хранится, например, в музее МоМА.

10. КЭДИ НОЛАНД Освальд. 1989. 6,578 миллиона долларов

Наконец, десятое место в рейтинге занимает работа «Освальд» (1989) американки Кэди Ноланд (1956), ушедшая с молотка на Sotheby’s 9 ноября 2011 года за 6,578 миллиона долларов. Концептуальный скульптор и мастер инсталляций Кэди Ноланд обращается в своем творчестве к идее призрачности «американской мечты», проблемам взаимоотношения агрессора (в лице отдельного человека или системы в целом) и жертвы. Самая ее дорогая работа «Освальд» изображает Ли Харви Освальда, единственного подозреваемого в убийстве американского президента Дж. Ф. Кеннеди. Освальд был застрелен Джеком Руди при переводе в тюрьму. Алюминиевая скульптура с нанесенным на нее изображением фигуры Освальда из газетной вырезки для большего драматизма испещрена отверстиями, как от больших пуль.

Смотрите на AI и другие рейтинги, посвященные женщинам-художницам:
20 самых успешных художниц по аукционному обороту
Рейтинг самых дорогих работ послевоенного и современного искусства авторов-женщин
Десять самых успешных аукционных продаж произведений ныне живущих художниц


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/rating/20141204_top_women_artists.html
https://artinvestment.ru/en/invest/rating/20141204_top_women_artists.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх