Шерше ля фам?
Об относительной холодности арт-рынка по отношению к творчеству прекрасного пола размышляет Economist
Десять самых дорогих произведений послевоенного и современного искусства авторов-женщин
Автор | Произведение | Цена, долларов США |
Луиз Буржуа | Паук, 1996 | 10 722 500 |
Джоан Митчелл | Без названия, 1960 | 9 322 500 |
Кэди Ноланд | Oozewald, 1989 | 6 578 500 |
Марлен Дюма | Гость, 1995 | 6 331 706 |
Яеи Кусама | № 2, 1959 | 5 794 500 |
Бриджет Райли | Хорал 2, 1967 | 5 104 125 |
Ева Гессе | Повторение, 1966 | 4 520 000 |
Агнес Мартин | Гора II, 1966 | 4 520 000 |
Синди Шерман | Без названия № 96, 1981 | 3 890 500 |
Ли Краснер | Бегство врассыпную, 1960 | 3 177 000 |
Десять самых дорогих произведений послевоенного и современного искусства авторов-мужчин
Автор | Произведение | Цена, долларов США |
Марк Ротко | Оранжевый, красный, желтый, 1961 | 86 882 496 |
Фрэнсис Бэкон | Триптих, 1976 | 86 281 000 |
Энди Уорхол | Зеленая автокатастрофа, 1963 | 72 840 000 |
Клиффорд Стилл | 1949-A-№1, 1949 | 61 682 500 |
Рой Лихтенштейн | Спящая девушка, 1964 | 44 882 500 |
Ив Кляйн | FC1 (Огненный цвет 1), 1962 | 36 482 500 |
Лусиен Фрейд | Спящий инспектор по пособиям, 1995 | 33 641 000 |
Джаспер Джонс | Флаг, 1960-66 | 28 642 500 |
Виллем де Кунинг | Без названия XXV, 1977 | 27 120 000 |
Джефф Кунс | Цветок из воздушного шарика, 1995-2000 | 25 765 204 |
В начале мая компания Christie's заработала на торгах послевоенным и современным искусством в Нью-Йорке 388,5 миллиона долларов — это абсолютный рекорд для аукционного дома и абсолютный рекорд в данном сегменте. Однако немногие заметили другой, не такой существенный, но тем не менее любопытный рекорд: на торги были выставлены 10 произведений 8 художниц — таким образом, соотношение работ мужчин и женщин на этих торгах составило пять к одному, тогда как на вечерних торгах Sotheby’s аналогичной тематики доминировали мужчины, со счетом 11 к 1.
Несмотря на то, что женщин на торгах Christie's прибыло, их работы принесли в сумме всего 17 миллионов долларов — менее 5 процентов от общей выручки вечера, что составляет менее половины цены от одной лишь работы Ива Кляйна (Yves Klein), проданной тем же вечером. В очередной раз оказалась верной закономерность, что работы с изображением женщин стоят дорого, а вот работы кисти женщин — куда скромнее.
Однако перспективы женщин-художниц постепенно улучшаются, по данным ресурса Artnet. Если сравнить по десять самых дорогих послевоенных работ мужчин и женщин, точнее, даже первые строчки этих рейтингов, то может показаться, что мужчины, как всегда, на коне — ведь 86,9 миллиона долларов за картину Марка Ротко «Оранжевый, красный, желтый» ни в какое сравнение не идут со скромными 10,7 миллиона долларов, заработанными главной дамой-рекордсменкой, Луиз Буржуа (Louise Bourjois), точнее, ее огромной бронзовой скульптурой «Паук». Вместе с тем из авторов-мужчин, составивших топ-10 самых дорогих послевоенных произведений, сегодня продолжают жить и творить только двое, тогда как в женской десятке целых пять участниц активны и по сей день.
По словам Эми Капелаццо (Amy Capelazzo), главы отдела послевоенного и современного искусства Christie’s, со сменой поколений отношение к художницам постепенно меняется. Совсем недавно, отмечает Капелаццо, женщин-художниц практически не воспринимали всерьез. Понадобится, по мнению специалиста, некий восстановительно-реабилитационный период — и цены на работы женщин сравняются с ценами на творения мужчин.
Среди десяти самых дорогих произведений послевоенных художников-мужчин преобладают работы американских художников стиля поп-арт и британских фигуративных авторов, тогда как среди самых дорогих произведений женщин (в особенности — почивших) преобладают абстрактные произведения. По обороту среди дам лидирует Джоан Митчелл (Joan Mitchell), абстрактный экспрессионист, большую часть жизни прожившая во Франции. С середины 1980-х годов работы Митчелл принесли 199 миллионов долларов, за ними охотятся коллекционеры из России, Кореи, Франции и США.
А вот ныне здравствующие участницы рейтинга представляют все разнообразие художественных техник и жанров. Кэди Ноланд (Cady Noland), которой принадлежит авторство самой дорогой работы живущей женщины-художника (6,6 миллиона долларов), — фигуративный скульптор, исследующая непривлекательную изнанку американской мечты. Она уже более 10 лет не выставляла свои работы, так что у специалистов закрались подозрения: не прекратила ли она заниматься искусством вовсе. А вот Яеи Кусама (Yayoi Kusama), 83-летняя японка, активно работает на протяжении уже 50 лет. Аукционный оборот Кусамы не имеет конкуренции среди живущих художниц. Монохромные «Сети бесконечности» Кусамы приносят продавцам ее работ наибольшую прибыль, тогда как многочисленные цветные гравюры обеспечивают частое присутствие на торгах. В июле Кусама совместно с компанией Louis Vuitton выпустит линию одежды и аксессуаров: еще один шаг на пути укрепления рыночных позиций художницы.
Синди Шерман (Cindy Sherman), фотодива из Нью-Йорка, чьи автопортреты в разных обличьях часто трактуются как феминистские, в прошлом году стала автором самого дорого фотоснимка в истории: ее работа 1981 года из серии «Развороты» принесла 3,9 миллиона долларов. И хотя позже с первой строчки фотографического пьедестала почета Шерман оттеснил немец Андреас Гурски (Andreas Gurski), художница все равно остается одной из немногих дам, чьи произведения по цене вполне конкурируют с произведениями представителей сильного пола — вероятно, отчасти и потому, что фотография не так давно официально получила статус искусства и эта область не так ревностно оберегается авторитетом поколений гениев-мужчин.
Интересно, что аукционные рекорды трех уважаемых дам — Ноланд, Кусамы и Шерман — стали возможны благодаря Филипу Сегало (Philippe Segalot), советнику по искусству шейхи Маяссы Аль-Тани, 29-летней дочери эмира Катара, получившей западное образование. Возможно, тут сказалось чувство женской солидарности, но более вероятно, что молодые покупатели и их советники уже считают саму собой разумеющейся необходимость включать в коллекции произведения женщин. Такое ощущение, что будущее несет большие перемены по отношению к «женскому творчеству».
Почти 50 лет назад контемпорари-арт бросил вызов модернистскому мифу о том, что талант и оригинальность — первостепенный удел мужественности. Художники, не скрывавшие своей гомосексуальности, такие как Энди Уорхол (Andy Warhol) и Фрэнсис Бэкон (Fransis Bacon), стали лидерами нового искусства. Постепенно подобная перемена отношения затрагивает и женщин. В 1960-е годы женщины даже не пытались добиться крупных результатов на рынке, погрузившись в работу и накапливая интеллектуальный и творческий багаж, с которым бы стали считаться всерьез, что привело их к аскетичному абстракционизму и концептуальному искусству. В 1980-х дамы постепенно осмелели и стали осваивать новые для себя техники и жанры, и хотя музейный мир их уже признал, с точки зрения рынка они, увы, все еще новички и темные лошадки.
Источник: economist.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20120523_female_art.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20120523_female_art.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.