Шерше ля фам?
ARTinvestment.RU   23 мая 2012

Об относительной холодности арт-рынка по отношению к творчеству прекрасного пола размышляет Economist

Десять самых дорогих произведений послевоенного и современного искусства авторов-женщин

Автор

Произведение

Цена, долларов США

Луиз Буржуа

Паук, 1996

10 722 500

Джоан Митчелл

Без названия, 1960

9 322 500

Кэди Ноланд

Oozewald, 1989

6 578 500

Марлен Дюма

Гость, 1995

6 331 706

Яеи Кусама

№ 2, 1959

5 794 500

Бриджет Райли

Хорал 2, 1967

5 104 125

Ева Гессе

Повторение, 1966

4 520 000

Агнес Мартин

Гора II, 1966

4 520 000

Синди Шерман

Без названия № 96, 1981

3 890 500

Ли Краснер

Бегство врассыпную, 1960

3 177 000

Десять самых дорогих произведений послевоенного и современного искусства авторов-мужчин

Автор

Произведение

Цена, долларов США

Марк Ротко

Оранжевый, красный, желтый, 1961

86 882 496

Фрэнсис Бэкон

Триптих, 1976

86 281 000

Энди Уорхол

Зеленая автокатастрофа, 1963

72 840 000

Клиффорд Стилл

1949-A-№1, 1949

61 682 500

Рой Лихтенштейн

Спящая девушка, 1964

44 882 500

Ив Кляйн

FC1 (Огненный цвет 1), 1962

36 482 500

Лусиен Фрейд

Спящий инспектор по пособиям, 1995

33 641 000

Джаспер Джонс

Флаг, 1960-66

28 642 500

Виллем де Кунинг

Без названия XXV, 1977

27 120 000

Джефф Кунс

Цветок из воздушного шарика, 1995-2000

25 765 204

В начале мая компания Christie's заработала на торгах послевоенным и современным искусством в Нью-Йорке 388,5 миллиона долларов — это абсолютный рекорд для аукционного дома и абсолютный рекорд в данном сегменте. Однако немногие заметили другой, не такой существенный, но тем не менее любопытный рекорд: на торги были выставлены 10 произведений 8 художниц — таким образом, соотношение работ мужчин и женщин на этих торгах составило пять к одному, тогда как на вечерних торгах Sotheby’s аналогичной тематики доминировали мужчины, со счетом 11 к 1.

Несмотря на то, что женщин на торгах Christie's прибыло, их работы принесли в сумме всего 17 миллионов долларов — менее 5 процентов от общей выручки вечера, что составляет менее половины цены от одной лишь работы Ива Кляйна (Yves Klein), проданной тем же вечером. В очередной раз оказалась верной закономерность, что работы с изображением женщин стоят дорого, а вот работы кисти женщин — куда скромнее.

Однако перспективы женщин-художниц постепенно улучшаются, по данным ресурса Artnet. Если сравнить по десять самых дорогих послевоенных работ мужчин и женщин, точнее, даже первые строчки этих рейтингов, то может показаться, что мужчины, как всегда, на коне — ведь 86,9 миллиона долларов за картину Марка Ротко «Оранжевый, красный, желтый» ни в какое сравнение не идут со скромными 10,7 миллиона долларов, заработанными главной дамой-рекордсменкой, Луиз Буржуа (Louise Bourjois), точнее, ее огромной бронзовой скульптурой «Паук». Вместе с тем из авторов-мужчин, составивших топ-10 самых дорогих послевоенных произведений, сегодня продолжают жить и творить только двое, тогда как в женской десятке целых пять участниц активны и по сей день.

По словам Эми Капелаццо (Amy Capelazzo), главы отдела послевоенного и современного искусства Christie’s, со сменой поколений отношение к художницам постепенно меняется. Совсем недавно, отмечает Капелаццо, женщин-художниц практически не воспринимали всерьез. Понадобится, по мнению специалиста, некий восстановительно-реабилитационный период — и цены на работы женщин сравняются с ценами на творения мужчин.

Среди десяти самых дорогих произведений послевоенных художников-мужчин преобладают работы американских художников стиля поп-арт и британских фигуративных авторов, тогда как среди самых дорогих произведений женщин (в особенности — почивших) преобладают абстрактные произведения. По обороту среди дам лидирует Джоан Митчелл (Joan Mitchell), абстрактный экспрессионист, большую часть жизни прожившая во Франции. С середины 1980-х годов работы Митчелл принесли 199 миллионов долларов, за ними охотятся коллекционеры из России, Кореи, Франции и США.

А вот ныне здравствующие участницы рейтинга представляют все разнообразие художественных техник и жанров. Кэди Ноланд (Cady Noland), которой принадлежит авторство самой дорогой работы живущей женщины-художника (6,6 миллиона долларов), — фигуративный скульптор, исследующая непривлекательную изнанку американской мечты. Она уже более 10 лет не выставляла свои работы, так что у специалистов закрались подозрения: не прекратила ли она заниматься искусством вовсе. А вот Яеи Кусама (Yayoi Kusama), 83-летняя японка, активно работает на протяжении уже 50 лет. Аукционный оборот Кусамы не имеет конкуренции среди живущих художниц. Монохромные «Сети бесконечности» Кусамы приносят продавцам ее работ наибольшую прибыль, тогда как многочисленные цветные гравюры обеспечивают частое присутствие на торгах. В июле Кусама совместно с компанией Louis Vuitton выпустит линию одежды и аксессуаров: еще один шаг на пути укрепления рыночных позиций художницы.

Синди Шерман (Cindy Sherman), фотодива из Нью-Йорка, чьи автопортреты в разных обличьях часто трактуются как феминистские, в прошлом году стала автором самого дорого фотоснимка в истории: ее работа 1981 года из серии «Развороты» принесла 3,9 миллиона долларов. И хотя позже с первой строчки фотографического пьедестала почета Шерман оттеснил немец Андреас Гурски (Andreas Gurski), художница все равно остается одной из немногих дам, чьи произведения по цене вполне конкурируют с произведениями представителей сильного пола — вероятно, отчасти и потому, что фотография не так давно официально получила статус искусства и эта область не так ревностно оберегается авторитетом поколений гениев-мужчин.

Интересно, что аукционные рекорды трех уважаемых дам — Ноланд, Кусамы и Шерман — стали возможны благодаря Филипу Сегало (Philippe Segalot), советнику по искусству шейхи Маяссы Аль-Тани, 29-летней дочери эмира Катара, получившей западное образование. Возможно, тут сказалось чувство женской солидарности, но более вероятно, что молодые покупатели и их советники уже считают саму собой разумеющейся необходимость включать в коллекции произведения женщин. Такое ощущение, что будущее несет большие перемены по отношению к «женскому творчеству».

Почти 50 лет назад контемпорари-арт бросил вызов модернистскому мифу о том, что талант и оригинальность — первостепенный удел мужественности. Художники, не скрывавшие своей гомосексуальности, такие как Энди Уорхол (Andy Warhol) и Фрэнсис Бэкон (Fransis Bacon), стали лидерами нового искусства. Постепенно подобная перемена отношения затрагивает и женщин. В 1960-е годы женщины даже не пытались добиться крупных результатов на рынке, погрузившись в работу и накапливая интеллектуальный и творческий багаж, с которым бы стали считаться всерьез, что привело их к аскетичному абстракционизму и концептуальному искусству. В 1980-х дамы постепенно осмелели и стали осваивать новые для себя техники и жанры, и хотя музейный мир их уже признал, с точки зрения рынка они, увы, все еще новички и темные лошадки.

Источник: economist.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20120523_female_art.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20120523_female_art.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх