Впервые: живопись Эдуарда Курочкина на аукционе ARTinvestment.RU
C конца 1960-х годов художник из «списка Гробмана» прочно закрепился в орбите неофициального искусства. Его работы есть во многих профильных собраниях, но на аукционы произведения Эдуарда Курочкина никогда ранее не выставлялись
Известие о кончине известного представителя неофициального послевоенного искусства Эдуарда Курочкина пришло меньше месяца назад. Художник умер 9 октября на 77-м году жизни.
Его работы есть во многих известных собраниях — например, Александра Кроника, Николая Котрелёва, Сергея Александрова. Имя Курочкина есть в справочнике «Другое искусство» и во многих опубликованных воспоминаниях. В прошлом году в Зверевском центре состоялась его выставка «Непредметный мир». Но по иронии судьбы работы Эдуарда Курочкина ни разу не выставлялись на аукционах — ни в России, ни за рубежом. Так что холст «На улице» на нынешних торгах аукциона AI — это первый прецедент такого рода. Рыночная история формируется буквально на наших глазах.
Впервые в литературе я встретил имя Эдуарда Курочкина в дневниках Михаила Гробмана. Последний собирал и по возможности продвигал самобытного художника наряду с Игорем Ворошиловым и Владимиром Пятницким. К слову, все они дружили (особенно близок Курочкин был с Пятницким), пили-гуляли, работали, а в 1960-х даже выставлялись вместе. В частности, в 1962 году у Курочкина состоялась совместная выставка с Ворошиловым в инженерно-строительном институте.
Что можно прочитать о Курочкине? В детстве его, пятилетнего сына партизана, во время облавы чудом не расстреляли вместе с отцом. Рисовать начал рано. В конце 1950-х учился в Московском Текстильном институте на художественном отделении, потом работал художником-оформителем. Попал в арт-подполье, хотя с протестным движением 1960–70-х годов имя Курочкина ассоциируется мало. Впрочем, за 101-й километр его как-никак высылали. По воспоминаниям художника, произошло это так: «В один прекрасный день мне пришло в голову написать по-настоящему “протестную”, альтернативную официальному искусству картину. Так на свет появился холст с Карлом Марксом и Лениным. Я решил изобразить автора “Капитала” в виде огромной копилки с прорезью в голове, в которую крошечный Ленин бросает пятачок. За спиной главных действующих лиц располагался целый иконостас тогдашних партийных вождей во главе с Хрущёвым. Свой шедевр я выставил в салоне мадам Фриде — одном из самых модных мест московской богемы. <…> Моя картина имела успех, что не могло пройти мимо внимания вездесущих органов». Через месяц Курочкина задержали в квартире Пятницкого, потом посадили на поезд с сопровождающим и высадили в легкой куртке в морозной Уфе, рекомендовав не возвращаться. Так неофициальному художнику пришлось какое-то время поработать в газете «Советская Башкирия».
В 1970-х Курочкин прочно закрепился в обойме неофициального искусства. Групповые выставки с его участием прошли в Швейцарии, Израиле, Германии. В 1987-м художник участвовал в едва не запрещенной «Ретроспекции московских художников 1957–1987» на Профсоюзной, 100, организованной любительским объединением «Эрмитаж».
Про рыночную историю, повторюсь, сказать пока нечего. Она пишется на наших глазах. Скептики считают, что творчество Курочкина, Пятницкого и Ворошилова уже настолько долго остается вне поля зрения ведущих музеев страны, что выставки в Третьяковке они могут уже и не дождаться. А без этого, дескать, не стоит ожидать ни расширения круга коллекционеров, ни подобающих для их масштаба цен. Поэтому, говорят скептики, они рискуют остаться художниками только «для тех, кто понимает». Я лично так не считаю. Внимание институций — это, безусловно, важно, но их роль не стоит преувеличивать. При наличии качественного предложения рынок разберется и без них. Например, те же работы Ворошилова — это наши хиты, в диапазоне до 3 тысяч долларов их разбирают как горячие пирожки. То же масло лучшего друга — Пятницкого две недели назад мы продали за 800 тысяч рублей, причем коллекционеры торговались с боем. Пока можно предположить, что живопись Курочкина будет какое-то время торговаться в диапазоне до 5 тысяч долларов, а графика — до 2 тысяч долларов. При этом, как и в большинстве случаев, ценовая динамика будет зависеть от наличия и активности движущих сил, заинтересованных в продвижении творчества художника. Регулярное присутствие в аукционной обойме, регулярные выставки, монография, а то и создание фонда художника — все это необходимые шаги для такого продвижения. С аукционами наконец-то сдвинулось. Теперь дело за остальным.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/painters/20141105_kurochkin.html
https://artinvestment.ru/en/invest/painters/20141105_kurochkin.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.