СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ИСКУССТВО

Галерея 21-й век ARTinvestment.RU

  • Ваулин
  • Воуба
  • Захаров
  • Корсакова
  • Мерабишвили

Фотоклуб «Новатор»
ARTinvestment.RU   18 декабря 2013

Клуб — легенда. Клуб — эпоха. Московский фотоклуб «Новатор» воспитал целую плеяду фотографов — любителей и профессионалов

История фотоклуба «Новатор» началась в 1961 году, когда фотографы Александр Хлебников и Георгий Сошальский решили создать клуб для встреч с единомышленниками — профессионалами и любителями фотографии. Во время оттепели 1960-х фотолюбительство захлестнуло всю страну: стали более доступны фотоаппараты и товары для печати, фотография стала популярным увлечением.

Фотоклуб «Новатор» собирал фотографов-любителей, которые в обычной жизни работали врачами, инженерами и даже слесарями, но увлекались фотографией. Встречи клуба проходили еженедельно в Доме культуры строителей «Новатор», который и дал название фотоклубу (поэтому название клуба никак не связано с амбициями фотографов). На встречах фотографы обменивались информацией, мнениями, обсуждали снимки друг друга.

К середине 1960-х количество членов клуба превысило 300 человек. Это и неудивительно. Руководство фотоклуба привлекало на собрания лучших профессиональных фотографов: секцию репортажа вел Борис Игнатович, секцию пейзажа — Сергей Иванов-Аллилуев, на собрания приходили также пикториалист Василий Улитин и Абрам Штеренберг. Руководители фотоклуба Хлебников и Сошальский изначально поставили высокую планку для художественного уровня работ, чтобы он позволял говорить об определенной художественной программе, а возможно, в будущем и о художественной школе. По крайней мере у клуба должно было быть свое «лицо». И лицо это сформировалось в 1960–70-е, когда снимки «новаторцев» выставлялись на многочисленных выставках по всей стране и фотографы часто стали занимать первые места на конкурсах. Благодаря своей популярности «Новатор» стал центром фотолюбительского движения.

Любители в клубе становились фотографами с художественным вкусом и техническим мастерством. Некоторые начинали работать фотожурналистами. Эта прослойка называлась «элитой фотолюбительства» (термин фото-критика В. Т. Стигнеева). Характерной чертой «новаторцев» 1960-х было увлечение репортажной и жанровой фотографией.

Костяк фотоклуба в 1960-е составляли Александр Хлебников, Георгий Сошальский, Анатолий Болдин, Юрий Луньков, Михаил Дашевский, Анатолий Ерин, Виктор Башкин, С. Н. Иванов, Николай Лаврентьев, Валентина Зеленова, Александр Виханский, Евгений Немчинов, Рустам Агасьянц и другие.

Александр Владимирович Хлебников (1897–1979) занимался прикладной фотографией, достиг высокого мастерства в этой области. Хлебников специализировался на фотографии рекламы, кинематографа, на репродукционной съемке, создавал фотограммы. С 1963 по 1965 Хлебников был председателем фотоклуба, но фактически руководил им вместе с Георгием Сошальским.

В 2008-м за фотографию Хлебникова «Натюрморт — Молоко» заплатили 1 320 фунтов на торгах Bonhams в Лондоне. В 2012-м на торгах Российского аукционного дома в Москве за фотографию «Перчатка» заплатили 150 тысяч рублей.

Георгий Николаевич Сошальский (1895–1993) в фотографию пришел из юриспруденции. Сошальский занимался прикладной фотографией, снимал жизнь и быт людей в Средней Азии, разработал уникальный метод изготовления диапозитивов (с 1929 был директором фабрики диапозитивов). В 1963–1969 Сошальский был председателем «Новатора», учителем для многих членов клуба.

В 1971–1978, 1979–1983 и 1985–1991 председателем клуба был фотограф Анатолий Константинович Болдин (1937). В «Новатор» вступил в 1968-м. занимается жанровой съемкой. Автор или соавтор книг о Г. Н. Сошальском (Москва, 2005), о фотоклубе «Новатор» 1960-х (Москва, 2008) и 1970-х (Москва, 2013).

Михаил Аронович Дашевский (1935) стал членом клуба в 1968-м, занимается жанровой съемкой.

Анатолий Николаевич Ерин (1936–2010) вступил в клуб в 1964-м. Автор огромного количества пейзажей, мотивы для своих снимков он находил в Карелии и Архангельской области, в Подмосковье. Работал мягкорисующей оптикой и моноклем (которые нередко конструировал сам) в оригинальной технике, близкой к пикториализму и позже получившей самостоятельное название — неопикториализм.

В 1970-х фотографы увлекались сложными способами обработки негатива и позитива, некоторые обращались к пикториальной эстетике. Зачастую фотографы прибегали к фотомонтажу, с акцентом на графику (даже появился термин «фотографика»).

Ключевыми фигурами в фотоклубе в 1970-е были: Георгий Колосов, Алексей Васильев, Борис Долматовский, Игорь Пальмин, Галина Лукьянова, Михаил Голосовский, Елена Глазачева, Павел Ивченко, М. Кан, В. П. Рунов, Петр Носов, Виталий Сенин, Валерий Егоров, Эдуард Мусин и другие.

Георгий Мстиславович Колосов (1945) вступил в фотоклуб в 1978-м. Действующий фотограф, преподаватель, куратор выставок, автор статей о пикториализме, исследователь творчества Н. П. Андреева и соучредитель Центра его имени. С 1983 по 1985 был председателем фотоклуба. Так же, как и Анатолий Ерин, снимал пейзажи Русского Севера в стилистике неопикториализма, разрабатывал собственные схемы мягкорисующей оптики.

Фотограф Борис Георгиевич Долматовский (1942) пришел в «Новатор» в 1972-м. Он стал известен после публикации фотографии юного Гарри Каспарова на шахматном турнире в журнале «Советское фото».

В 1968-м Михаил Иванович Голосовский (1936) основал фотоклуб «Красногорск», в том же году вступил в клуб «Новатор». Голосовский — не только фотограф, но и ведущий коллекционер отечественной фотографии, которую начал собирать с 1970-х.

Жена Голосовского — фотограф Галина Лукьянова (1943) — также была участницей фотоклубов «Красногорск» и «Новатор». Лукьянова занималась детским фотографическим образованием, вела рубрику «Язык фотографии» в журнале «Советское фото» (1984–1987).

В 1980-х на первый план вышла фотография социальная. Фотографов интересовала реальная жизнь людей, их заботы и переживания. В 1980-х в фотоклубе на первом месте было самовыражение, индивидуальное отношение фотографа к происходящему. В то время у многих членов клуба появляется авторский стиль. Если раньше на подписи к фотографии указывалось только название клуба и дата создания, то теперь важнее было имя автора.

В конце 1970-х — начале 1980-х в фотоклуб пришли Борис Савельев, Елена Гладышева, Александр Фурсов, Сергей Тер-Оганесов, Александр Шечков.

Борис Александрович Савельев (1947) больше известен не как член фотоклуба «Новатор», а как сформировавшийся фотограф, неформальный творческий лидер, со своим узнаваемым стилем съемки. Савельев всегда сам печатает свои фотографии, используя различные техники ручной печати (гуммиарабик, платиновая печать). Савельев — признанный мастер, у него уже состоялось более 20 персональных выставок. Его работы находятся в коллекциях многих музеев в России и за рубежом.

В 2011 на торгах Piasa в Париже фотографию «Черновцы» купили за 1 148 евро, а за снимок «Москва» 1987 года заплатили 893 евро.

В 1990-х фотоклубу без материальной поддержки существовать было тяжело. «Новатор» растерял свой былой потенциал. Бывшие любители теперь стали независимыми фотографами. Но «Новатор» не закрылся: до сих пор на встречи клуба собираются любители фотографии, периодически проводятся фотовыставки. В 2011-м фотоклуб отметил свое 50-летие ретроспективной выставкой «Фотоклуб “Новатор”. Избранное. 1960–1970» в Московском Доме фотографии на Остоженке (7–19 декабря 2011).

Многие имена членов легендарного фотоклуба до сих пор известны только специалистам. Аукционная статистика показывает, что и публичных продаж фотографий «новаторцев» немного. История «Новатора» еще не написана, но коль скоро творчеством его участников так или иначе интересуются не только любители и историки русской фотографии, но и коллекционеры, думаю, это дело времени.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/painters/20131218_photoclub_novator.html
https://artinvestment.ru/en/invest/painters/20131218_photoclub_novator.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 01.10.2021 Арт-рынок произведений Альбрехта Дюрера Обзор арт-рынка произведений Альбрехта Дюрера, включающий в себя ключевые факторы известности мастера, анализ его живописного наследия, стоимость рисунков и гравюр
  • 27.09.2021 Открыт 85-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения Анелии Алиповой, Сергея Бордачёва, Марины Венедиктовой, Ильи Евдокимова, Анастасии Захаровой, Натальи Захаровой, Владимира Коркодыма, Виктора Крапошина, Владислава Моргунова, Нины Поляковой, Ольги Пушкарёвой, Ирины Раковой, Янины Ческидовой
  • 22.09.2021 Sotheby’s: $3,2 млн за нонконформистов Каталог онлайн-аукциона Escape Artists был распродан на 79 % по лотам и 122 % по деньгам. Лучше всего продавались работы Рабина, Краснопевцева, Целкова, Плавинского, Пивоварова. Обновились рекорды Чуйкова, Пятницкого и не только
  • 20.09.2021 Открыт 84-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения Семёна Агроскина, Азама Атаханова, Юрия Бабича, Константина Батынкова, Анатолия Горяинова, Ильи Комова, Виктора Крапошина, Андрея Криволапова, Pata (Пааты Мерабишвили), Романа Рахматулина, Кати Филипповой, Николая Фурсова, Дмитрия Шорина, Татьяны Ян
  • 14.09.2021 Открыт 83-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения Михаила Дронова, Михаила Ермолова, Александра Захарова, Александра Кацалапа, Виктора Крапошина, Виктора Кротова, Людмилы Кылыч, Ирины Раковой, Тимофея Смирнова, Игоря Снегура, Елены Суровцевой
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх