Фотоклуб «Новатор»
Клуб — легенда. Клуб — эпоха. Московский фотоклуб «Новатор» воспитал целую плеяду фотографов — любителей и профессионалов
История фотоклуба «Новатор» началась в 1961 году, когда фотографы Александр Хлебников и Георгий Сошальский решили создать клуб для встреч с единомышленниками — профессионалами и любителями фотографии. Во время оттепели 1960-х фотолюбительство захлестнуло всю страну: стали более доступны фотоаппараты и товары для печати, фотография стала популярным увлечением.
Фотоклуб «Новатор» собирал фотографов-любителей, которые в обычной жизни работали врачами, инженерами и даже слесарями, но увлекались фотографией. Встречи клуба проходили еженедельно в Доме культуры строителей «Новатор», который и дал название фотоклубу (поэтому название клуба никак не связано с амбициями фотографов). На встречах фотографы обменивались информацией, мнениями, обсуждали снимки друг друга.
К середине 1960-х количество членов клуба превысило 300 человек. Это и неудивительно. Руководство фотоклуба привлекало на собрания лучших профессиональных фотографов: секцию репортажа вел Борис Игнатович, секцию пейзажа — Сергей Иванов-Аллилуев, на собрания приходили также пикториалист Василий Улитин и Абрам Штеренберг. Руководители фотоклуба Хлебников и Сошальский изначально поставили высокую планку для художественного уровня работ, чтобы он позволял говорить об определенной художественной программе, а возможно, в будущем и о художественной школе. По крайней мере у клуба должно было быть свое «лицо». И лицо это сформировалось в 1960–70-е, когда снимки «новаторцев» выставлялись на многочисленных выставках по всей стране и фотографы часто стали занимать первые места на конкурсах. Благодаря своей популярности «Новатор» стал центром фотолюбительского движения.
Любители в клубе становились фотографами с художественным вкусом и техническим мастерством. Некоторые начинали работать фотожурналистами. Эта прослойка называлась «элитой фотолюбительства» (термин фото-критика В. Т. Стигнеева). Характерной чертой «новаторцев» 1960-х было увлечение репортажной и жанровой фотографией.
Костяк фотоклуба в 1960-е составляли Александр Хлебников, Георгий Сошальский, Анатолий Болдин, Юрий Луньков, Михаил Дашевский, Анатолий Ерин, Виктор Башкин, С. Н. Иванов, Николай Лаврентьев, Валентина Зеленова, Александр Виханский, Евгений Немчинов, Рустам Агасьянц и другие.
Александр Владимирович Хлебников (1897–1979) занимался прикладной фотографией, достиг высокого мастерства в этой области. Хлебников специализировался на фотографии рекламы, кинематографа, на репродукционной съемке, создавал фотограммы. С 1963 по 1965 Хлебников был председателем фотоклуба, но фактически руководил им вместе с Георгием Сошальским.
В 2008-м за фотографию Хлебникова «Натюрморт — Молоко» заплатили 1 320 фунтов на торгах Bonhams в Лондоне. В 2012-м на торгах Российского аукционного дома в Москве за фотографию «Перчатка» заплатили 150 тысяч рублей.
Георгий Николаевич Сошальский (1895–1993) в фотографию пришел из юриспруденции. Сошальский занимался прикладной фотографией, снимал жизнь и быт людей в Средней Азии, разработал уникальный метод изготовления диапозитивов (с 1929 был директором фабрики диапозитивов). В 1963–1969 Сошальский был председателем «Новатора», учителем для многих членов клуба.
В 1971–1978, 1979–1983 и 1985–1991 председателем клуба был фотограф Анатолий Константинович Болдин (1937). В «Новатор» вступил в 1968-м. занимается жанровой съемкой. Автор или соавтор книг о Г. Н. Сошальском (Москва, 2005), о фотоклубе «Новатор» 1960-х (Москва, 2008) и 1970-х (Москва, 2013).
Михаил Аронович Дашевский (1935) стал членом клуба в 1968-м, занимается жанровой съемкой.
Анатолий Николаевич Ерин (1936–2010) вступил в клуб в 1964-м. Автор огромного количества пейзажей, мотивы для своих снимков он находил в Карелии и Архангельской области, в Подмосковье. Работал мягкорисующей оптикой и моноклем (которые нередко конструировал сам) в оригинальной технике, близкой к пикториализму и позже получившей самостоятельное название — неопикториализм.
В 1970-х фотографы увлекались сложными способами обработки негатива и позитива, некоторые обращались к пикториальной эстетике. Зачастую фотографы прибегали к фотомонтажу, с акцентом на графику (даже появился термин «фотографика»).
Ключевыми фигурами в фотоклубе в 1970-е были: Георгий Колосов, Алексей Васильев, Борис Долматовский, Игорь Пальмин, Галина Лукьянова, Михаил Голосовский, Елена Глазачева, Павел Ивченко, М. Кан, В. П. Рунов, Петр Носов, Виталий Сенин, Валерий Егоров, Эдуард Мусин и другие.
Георгий Мстиславович Колосов (1945) вступил в фотоклуб в 1978-м. Действующий фотограф, преподаватель, куратор выставок, автор статей о пикториализме, исследователь творчества Н. П. Андреева и соучредитель Центра его имени. С 1983 по 1985 был председателем фотоклуба. Так же, как и Анатолий Ерин, снимал пейзажи Русского Севера в стилистике неопикториализма, разрабатывал собственные схемы мягкорисующей оптики.
Фотограф Борис Георгиевич Долматовский (1942) пришел в «Новатор» в 1972-м. Он стал известен после публикации фотографии юного Гарри Каспарова на шахматном турнире в журнале «Советское фото».
В 1968-м Михаил Иванович Голосовский (1936) основал фотоклуб «Красногорск», в том же году вступил в клуб «Новатор». Голосовский — не только фотограф, но и ведущий коллекционер отечественной фотографии, которую начал собирать с 1970-х.
Жена Голосовского — фотограф Галина Лукьянова (1943) — также была участницей фотоклубов «Красногорск» и «Новатор». Лукьянова занималась детским фотографическим образованием, вела рубрику «Язык фотографии» в журнале «Советское фото» (1984–1987).
В 1980-х на первый план вышла фотография социальная. Фотографов интересовала реальная жизнь людей, их заботы и переживания. В 1980-х в фотоклубе на первом месте было самовыражение, индивидуальное отношение фотографа к происходящему. В то время у многих членов клуба появляется авторский стиль. Если раньше на подписи к фотографии указывалось только название клуба и дата создания, то теперь важнее было имя автора.
В конце 1970-х — начале 1980-х в фотоклуб пришли Борис Савельев, Елена Гладышева, Александр Фурсов, Сергей Тер-Оганесов, Александр Шечков.
Борис Александрович Савельев (1947) больше известен не как член фотоклуба «Новатор», а как сформировавшийся фотограф, неформальный творческий лидер, со своим узнаваемым стилем съемки. Савельев всегда сам печатает свои фотографии, используя различные техники ручной печати (гуммиарабик, платиновая печать). Савельев — признанный мастер, у него уже состоялось более 20 персональных выставок. Его работы находятся в коллекциях многих музеев в России и за рубежом.
В 2011 на торгах Piasa в Париже фотографию «Черновцы» купили за 1 148 евро, а за снимок «Москва» 1987 года заплатили 893 евро.
В 1990-х фотоклубу без материальной поддержки существовать было тяжело. «Новатор» растерял свой былой потенциал. Бывшие любители теперь стали независимыми фотографами. Но «Новатор» не закрылся: до сих пор на встречи клуба собираются любители фотографии, периодически проводятся фотовыставки. В 2011-м фотоклуб отметил свое 50-летие ретроспективной выставкой «Фотоклуб “Новатор”. Избранное. 1960–1970» в Московском Доме фотографии на Остоженке (7–19 декабря 2011).
Многие имена членов легендарного фотоклуба до сих пор известны только специалистам. Аукционная статистика показывает, что и публичных продаж фотографий «новаторцев» немного. История «Новатора» еще не написана, но коль скоро творчеством его участников так или иначе интересуются не только любители и историки русской фотографии, но и коллекционеры, думаю, это дело времени.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/painters/20131218_photoclub_novator.html
https://artinvestment.ru/en/invest/painters/20131218_photoclub_novator.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.