Художника Павленского признали виновным, освободили от наказания и оставили за решеткой
Коллизия объясняется просто: для наказания за акцию с поджогом покрышек истек срок давности, а за поджог двери приемной ФСБ судебное решение еще не принято. Тем временем художника продолжают держать в СИЗО
19 мая 2016 года по итогам заседания в Преображенском суде Москвы художника-акциониста Петра Павленского признали виновным в вандализме. Тем, кто уже запутался в его делах, разъясняем: конкретно этот приговор был вынесен за поджог покрышек на мосту в Санкт-Петербурге в рамках акции «Свобода», посвященной украинским событиям на Майдане. За «Свободу» Павленскому присудили год и четыре месяца лишения свободы. От наказания тут же освободили в связи с истечением срока давности. Правда, слово «освободили» в данном случае звучит несколько издевательски: Павленский как сидел, так и будет сидеть в СИЗО «Медведь». Потому что у него параллельно идет еще один суд и впереди ждет новый приговор — уже за повреждение объекта культурного наследия. Напомню, что объектом культурного наследия в данном случае считают новодельную дверь здания ФСБ на Мясницкой (дверь была переделана в 2008 году), которую Павленский поджёг в рамках акции «Угроза». Дверь рассматривают как часть объекта культурного наследия «Здание НКВД — КГБ СССР, 1940–1947 гг., арх. А. В. Щусев, ансамбль административных зданий ОГПУ — НКВД — КГБ СССР», охраняемого государством. За ее порчу, по 234-й статье УК, максимальный срок составляет три года.
Кто-то скажет: так и надо. Акция с горящими шинами, оммаж Майдану, прямо скажем, пришлась не по душе слишком многим. О широких народных массах, чьи настроения улавливает власть, и говорить нечего. Но не понравилась она даже и тем, кому акционизм совсем не в диковинку. Хотя исполнено лихо, что уж говорить.
Впрочем, что хорошо, а что плохо — это спор, который можно спокойно вести с автором и на воле. Поэтому многие справедливо задаются вопросом: зачем держать за решеткой пусть своеобразного, но безобидного художника, если от его самовыражения нет ни пострадавших, ни существенного ущерба? Многие известные художники делали до него экстравагантные акции. Но ведь не приходило в голову судить Давида Бурлюка с Маяковским. Или судить Олега Кулика. Или сажать Анатолия Осмоловского, который с друзьями выложил слово из трех букв на Красной Площади. Шуму художники наделали, но государственные устои эти акции не поколебали. Зачем же морить в СИЗО Павленского? Нет, не дает Русь ответа.
Но есть и еще один аспект. Пусть и куда менее важный, чем судьба конкретного человека. Заключается он в том, что мы позоримся на весь мир. Разве не чувствуете?
Тех, кто верит, что, преследуя Павленского, они решают важную для нашего общества проблему, ликвидируют опасное явление и повышают престиж страны, можно ознакомить с публикациями мировой прессы. Не ангажированных политических злопыхателей, а, например, ведущих мировых изданий о культуре. Вот несколько заголовков навскидку:
Контекст понятен без перевода. Это только культурные издания. Не говоря уже о том, что о Павленском сегодня трубят общеполитические BBC, Paris Match и The New York Times. В общем, из каждого утюга.
Чего хотят наши власти от дела Павленского, примерно понятно. Вот только результат может превзойти ожидания. Такими темпами о месте моей страны в истории искусства будут судить не по новаторским проектам AES+F, выставкам Павла Пепперштейна или Олега Доу, а только по строгости полицейской реакции на акции Pussy Riot, Петра Павленского и группы «Война». Не удивлюсь, если именно с преследованием художников-акционистов будет ассоциироваться все наше искусство 2000-х — 2010-х. Вспоминать будут не новые музеи и очередь на Серова, а эпоху с какими-то странными судами, с тюрьмами, с нагайками, с избиениями, с «двушечками». Так же, как наши 1960-е в искусстве прочно ассоциируются с Хрущёвым в Манеже, а 1970-е — с разгоном при Брежневе «Бульдозерной выставки». Так же, как китайское искусство ассоциируется не с новой волной художников, а с преследуемым арт-диссидентом Ай Вейвеем. Художники провоцируют, власти со своей предсказуемой реакцией легко идут на поводу и сами вскоре становятся участникам перформансов. Художники к этой игре готовы. А власти — нет. Поэтому их излишнее рвение конвертируется лишь в многократный рост влияния их оппонентов от искусства.
Есть полное ощущение, что ретивые гонители акционистов и других художников не учитывают одной банальной вещи: в истории все равно остаются только художники. А судьи, конвоиры и бдительные дружинники, которые сил на акционистов тратят немерено, в титрах все равно не указываются. Посадить можно — перевоспитать нельзя. Сколько ни пугай, все зря. Такой уж художники народ.
При разборе дела с поджогом двери здания ФСБ обвинение объяснило культурную ценность объекта тем, что в здании «содержались под арестом выдающиеся государственные и общественные деятели, военачальники, представители науки и культуры». От такого заявления у многих отвисла челюсть. Думали, что это экспромт прокуратуры. Но позже выяснилось, что строение действительно отнесено к культурным ценностям с необычной формулировкой: «Здесь в годы репрессий 1930–1950 годов содержались под арестом выдающиеся государственные и общественные деятели, военачальники, представители науки и культуры».
Ну, разве ж это не Хармс? Разве нет в этом духа Вагрича Бахчаняна? Вот кто теперь скажет, что у этих суровых людей нет своеобразного чувства юмора? А раз так, то не удивлюсь, если в будущем абсурд дойдет до логического предела — и у подъезда на Мясницкой повесят табличку: «Здесь 9 ноября 2015 года состоялась акция художника Петра Павленского “Угроза”». Впрочем, общими усилиями злополучная дверь и так уже стала московской достопримечательностью — объектом культурного значения не по реестру, а по факту.
Что еще почитать по теме на AI:
Художника Петра Павленского будут судить за повреждение объекта культурного наследия;
Госпремия ИННОВАЦИЯ отменила номинацию по искусству, чтобы не победил Павленский.
Источники: kommersant.ru; interfax.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/law/20160524_pavlensky.html
https://artinvestment.ru/en/invest/law/20160524_pavlensky.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.