Инвестиции в советскую спортивную фотографию
ARTinvestment.RU   31 августа 2012

Фотографы в советское время снимали спортивные мероприятия под девизом «Быстрее, выше, сильнее!»

Спорт и спорт высоких достижений в СССP пусть и стояли на службе идеологии, но все же опирались на искреннюю любовь миллионов людей. Неудивительно, что советская спортивная фотография несла особую энергетику.

Патриарху спортивной фотографии Льву Бородулину (род. 1923) всегда удавалось передать напряженность спортивного момента, настроение спортсмена и атмосферу соревнования. Основные приемы фотографа — четкая композиция и динамика кадра. Фронтовик Бородулин серьезно увлекся фотографией в конце 1940-х. В 1950–60-х работал штатным корреспондентом в журнале «Огонек», где его наставником был фотограф Дмитрий Бальтерманц. В объектив его камеры попадали самые важные спортивные мероприятия, проходившие в СССР и за рубежом. Снимок «С вышки» («Ныряльщик»), снятый во время Олимпийских игр в Риме в 1960-м, был напечатан на обложке «Огонька», чем вызвал бурю негодования в политической верхушке. Главный советский идеолог Михаил Суслов разнес в пух и прах манеру съемки фотографа, назвав снимок «летающей ж…». Скандал был улажен, но фотографии Бородулина еще долго не печатались на обложках «Огонька». В 1964-м после олимпиады в Токио фотограф предложил снимок «Мы играем в волейбол», который снял необычным для того времени объективом «рыбий глаз»; снимок понравился и редакции, и читателям журнала. В 1971-м Бородулина наградили золотой олимпийской медалью за достижения в области спортивной фотографии. В 1972-м на пике славы фотограф решил покинуть страну и переехал в Израиль, где и живет до сих пор.

Фотографии Бородулина стали продаваться на аукционных площадках с 1990-х. Согласно аукционной статистике ARTinvestment.RU, в начале 2000-х за его снимок платили от двух до трех тысяч фунтов. После 2008-го цены немного снизились, диапазон составил от 500 до 3 000 фунтов. Злополучный снимок «С вышки» уже несколько раз покупали на торгах: в 2008-м на аукционе Bonhams в Лондоне за него заплатили 1 800 фунтов. Самым дорогим снимком стал «Парад, Москва», который купили на тех же торгах Bonhams за 3 840 фунтов. Лев Бородулин и сам коллекционирует фотографию. В его коллекции работы таких авторов, как Альперт, Ерёмин, Родченко, Игнатович, Зельма, Дебабов, Грановский, Халип, Петрусов, Рюмкин, Шагин, Халдей, Бальтерманц и работы многих других классиков. Если на аукционе встречается фотография с провенансом «Borodulin collection», это своего рода знак качества, говорит не только о вкусовых предпочтения коллекционера, но и о признании им профессиональных качеств коллег, что особенно ценно для фотографа.

Георгий Липскеров (1896–1977) был одним из безусловных новаторов спортивной фотографии 1930-х годов. Липскеров сам был выдающимся спортсменом, чемпионом СССР по академической гребле. Фотограф работал в газете «Красный спорт», с 1930-х был спортивным фотокорреспондентом в агенстве Союзфото и Фотохронике ТАСС. Липскеров побывал в командировках на Севере, Памире, Камчатке, в верховья реки Лены в Сибири и каждый раз привозил уникальные кадры. Липскерова считают первооткрывателем в спортивной фотографии, потому что он один из первых начал использовать необычные ракурсы при съемке соревнований. К примеру, снимок «Восьмерка» был снят сверху, что в 1930-е годы в спорте было новшеством. По статистике ARTinvestment.RU, эту фотографию купили на аукционе РАД в Москве в этом году за 130 тысяч рублей (2 505 фунтов).

Эммануил Евзерихин (1911–1984) увлекался фотографией с детства, уже в 15 лет стал внештатным корреспонтентом «Пресс-клише ТАСС» в Ростове-на-Дону. С 1930-х работал в Фотохронике ТАСС в Москве. За свою творческую карьеру Евзерихин снял немало важных событий советской эпохи, в том числе и спортивные мероприятия. Согласно аукционной статистике, фотографии Евзерихина покупают в диапазоне 1 000–2 500 фунтов.

Молодого фотографа-любителя Бориса Кудоярова (1898–1973) пригласили работать фоторепортером в журнале «Физкультура и спорт» в 1925 году. С 1933-го фотограф сотрудничал с газетой «Известия», позже — с «Комсомольской правдой». Кудояров был участником группы «Октябрь», в которую входили Родченко, Игнатович, Лангман. На аукционных площадках фотографии Кудоярова появляются редко. Винтажный снимок «Футбол», снятый в конце 1940-х, купили на аукционе РАД за 50 тысяч рублей (963 фунта).

Многие советские фотографы обращались к спортивной тематике. В архиве фотографов Александра Устинова (1909–1995), Анатолия Егорова (1907–1986), Александра Родченко (1891–1956), Роберта Диамента (1907–1987), Анатолия Морозова (1911) и др. всегда найдутся кадры спортивных соревнований или популярных в советское время спортивных парадов. Фотография Егорова «Скачки» продавалась на аукционе РАД в Москве с эстимейтом в 60–75 тысяч рублей, но покупателя не нашла. Снимок Диамента «Спартакиада В.М.С. Полярное» купили на тех же торгах за 90 тысяч рублей (1734 фунтов). Фотография Морозова «Занятия по физической подготовке военных моряков» ушла за 63 тысячи рублей (1214 фунтов) опять же на торгах Российского аукционного дома в июне этого года.

По скорости включения фотографии в коллекционный оборот Россия сегодня все еще заметно отстает от развитых рынков. Тем не менее рост интереса к этому направлению в последние годы очевиден. Новаторская советская фотография коллекционного класса остается пока доступной для широкого круга покупателей и при этом имеет значительный потенциал для роста. 

Фотографии:


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20120831_sport_photo.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20120831_sport_photo.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


  • 06.06.2019 Итоги русской недели в Лондоне. Июнь 2019 года. Как сбылись прогнозы AI Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 21

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх