Инвестиции в советскую спортивную фотографию
ARTinvestment.RU   31 августа 2012

Фотографы в советское время снимали спортивные мероприятия под девизом «Быстрее, выше, сильнее!»

Спорт и спорт высоких достижений в СССP пусть и стояли на службе идеологии, но все же опирались на искреннюю любовь миллионов людей. Неудивительно, что советская спортивная фотография несла особую энергетику.

Патриарху спортивной фотографии Льву Бородулину (род. 1923) всегда удавалось передать напряженность спортивного момента, настроение спортсмена и атмосферу соревнования. Основные приемы фотографа — четкая композиция и динамика кадра. Фронтовик Бородулин серьезно увлекся фотографией в конце 1940-х. В 1950–60-х работал штатным корреспондентом в журнале «Огонек», где его наставником был фотограф Дмитрий Бальтерманц. В объектив его камеры попадали самые важные спортивные мероприятия, проходившие в СССР и за рубежом. Снимок «С вышки» («Ныряльщик»), снятый во время Олимпийских игр в Риме в 1960-м, был напечатан на обложке «Огонька», чем вызвал бурю негодования в политической верхушке. Главный советский идеолог Михаил Суслов разнес в пух и прах манеру съемки фотографа, назвав снимок «летающей ж…». Скандал был улажен, но фотографии Бородулина еще долго не печатались на обложках «Огонька». В 1964-м после олимпиады в Токио фотограф предложил снимок «Мы играем в волейбол», который снял необычным для того времени объективом «рыбий глаз»; снимок понравился и редакции, и читателям журнала. В 1971-м Бородулина наградили золотой олимпийской медалью за достижения в области спортивной фотографии. В 1972-м на пике славы фотограф решил покинуть страну и переехал в Израиль, где и живет до сих пор.

Фотографии Бородулина стали продаваться на аукционных площадках с 1990-х. Согласно аукционной статистике ARTinvestment.RU, в начале 2000-х за его снимок платили от двух до трех тысяч фунтов. После 2008-го цены немного снизились, диапазон составил от 500 до 3 000 фунтов. Злополучный снимок «С вышки» уже несколько раз покупали на торгах: в 2008-м на аукционе Bonhams в Лондоне за него заплатили 1 800 фунтов. Самым дорогим снимком стал «Парад, Москва», который купили на тех же торгах Bonhams за 3 840 фунтов. Лев Бородулин и сам коллекционирует фотографию. В его коллекции работы таких авторов, как Альперт, Ерёмин, Родченко, Игнатович, Зельма, Дебабов, Грановский, Халип, Петрусов, Рюмкин, Шагин, Халдей, Бальтерманц и работы многих других классиков. Если на аукционе встречается фотография с провенансом «Borodulin collection», это своего рода знак качества, говорит не только о вкусовых предпочтения коллекционера, но и о признании им профессиональных качеств коллег, что особенно ценно для фотографа.

Георгий Липскеров (1896–1977) был одним из безусловных новаторов спортивной фотографии 1930-х годов. Липскеров сам был выдающимся спортсменом, чемпионом СССР по академической гребле. Фотограф работал в газете «Красный спорт», с 1930-х был спортивным фотокорреспондентом в агенстве Союзфото и Фотохронике ТАСС. Липскеров побывал в командировках на Севере, Памире, Камчатке, в верховья реки Лены в Сибири и каждый раз привозил уникальные кадры. Липскерова считают первооткрывателем в спортивной фотографии, потому что он один из первых начал использовать необычные ракурсы при съемке соревнований. К примеру, снимок «Восьмерка» был снят сверху, что в 1930-е годы в спорте было новшеством. По статистике ARTinvestment.RU, эту фотографию купили на аукционе РАД в Москве в этом году за 130 тысяч рублей (2 505 фунтов).

Эммануил Евзерихин (1911–1984) увлекался фотографией с детства, уже в 15 лет стал внештатным корреспонтентом «Пресс-клише ТАСС» в Ростове-на-Дону. С 1930-х работал в Фотохронике ТАСС в Москве. За свою творческую карьеру Евзерихин снял немало важных событий советской эпохи, в том числе и спортивные мероприятия. Согласно аукционной статистике, фотографии Евзерихина покупают в диапазоне 1 000–2 500 фунтов.

Молодого фотографа-любителя Бориса Кудоярова (1898–1973) пригласили работать фоторепортером в журнале «Физкультура и спорт» в 1925 году. С 1933-го фотограф сотрудничал с газетой «Известия», позже — с «Комсомольской правдой». Кудояров был участником группы «Октябрь», в которую входили Родченко, Игнатович, Лангман. На аукционных площадках фотографии Кудоярова появляются редко. Винтажный снимок «Футбол», снятый в конце 1940-х, купили на аукционе РАД за 50 тысяч рублей (963 фунта).

Многие советские фотографы обращались к спортивной тематике. В архиве фотографов Александра Устинова (1909–1995), Анатолия Егорова (1907–1986), Александра Родченко (1891–1956), Роберта Диамента (1907–1987), Анатолия Морозова (1911) и др. всегда найдутся кадры спортивных соревнований или популярных в советское время спортивных парадов. Фотография Егорова «Скачки» продавалась на аукционе РАД в Москве с эстимейтом в 60–75 тысяч рублей, но покупателя не нашла. Снимок Диамента «Спартакиада В.М.С. Полярное» купили на тех же торгах за 90 тысяч рублей (1734 фунтов). Фотография Морозова «Занятия по физической подготовке военных моряков» ушла за 63 тысячи рублей (1214 фунтов) опять же на торгах Российского аукционного дома в июне этого года.

По скорости включения фотографии в коллекционный оборот Россия сегодня все еще заметно отстает от развитых рынков. Тем не менее рост интереса к этому направлению в последние годы очевиден. Новаторская советская фотография коллекционного класса остается пока доступной для широкого круга покупателей и при этом имеет значительный потенциал для роста. 

Фотографии:

Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20120831_sport_photo.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20120831_sport_photo.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


  • 18.01.2019 Итоги AI Аукциона № 261 Продано 50 % лотов. Покупали Москва, Санкт-Петербург, Люберцы, Владивосток
  • 18.01.2019 Букинистические шедевры на 137-м аукционе «Литфонда» 24 января Аукционный дом «Литфонд» проведет торги, на которых выставлены редкие книги, рукописи и автографы, фотографии и плакаты, эстампы и увражи, открытки и исторические документы: всего 400 лотов на общую сумму свыше 30 000 000 рублей
  • 17.01.2019 Редкие и ценные издания на 136-м аукционе «Литфонда» 19 января Аукционный дом «Литфонд» проведет торги, на которых представлены антикварные и букинистические книги, автографы, фотографии и открытки
  • 15.01.2019 Открыты 261-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов — это четыре живописные работы, восемь листов оригинальной и три — печатной графики, две работы в смешанной технике, два изделия из фарфора и одна авторская фотография
  • 11.01.2019 Итоги AI Аукциона № 260 Покупатели — Москва, Сочи, Краснодар
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх