1904–1982
Фотограф
Родился в многодетной крестьянской семье. Когда умер отец, был отдан мальчиком для поручений в купеческую лавку в Москву. После 1917 вернулся в деревню. В 1921 поступил матросом на волжский пароход. В 1924–1928 работал подсобным рабочим, продавцом, инструктором магазина-школы в системе кооперативной торговли в Москве. Увлекся фотографией. Посещал занятия фотокружка при редакции газеты «Наша жизнь». В 1928 стал снимать для различных изданий при концерне «Сельхозгиз». Снимал на стеклянные пластины старой деревянной камерой с мехом. В 1928 снимал торжественную встречу М. Горького, приехавшего с острова Капри в СССР.
В 1930 стал штатным сотрудником газеты «Наша жизнь», а затем газеты «Кооперативная жизнь». В 1931 сотрудничал с журналом «На стройке сельпо». В 1932 стал фоторепортером журнала «Коллективист», для которого создал серийный фотоочерк о четырех поколениях семьи 115-летнего колхозника И. А. Ларцева (1932). Очерк строился из отдельных глав: Ларцевы в крепостное время и пореформенное, затем — в советское время, в годы нэпа и в период коллективизации; в нем были показаны ключевые моменты колхозного строительства: деятельность партийной ячейки, учеба колхозников, улучшение быта и т. д. Обладавшая разветвленным сюжетом серия превратилась в дидактическое пособие, которое в сравнении наглядно показывало, как жилось при царизме и как при советской власти. Очерк был перепечатан в нескольких фотоальбомах, на него откликнулся журнал «Пролетарское фото».
В 1933–1951 работал фоторепортером газеты «Комсомольская правда».
В 1934–1936 публиковался в альбомах «Ударник социалистических полей», «Государственные университеты», «РККА», выпущенных Изогизом, в журналах и газетах объединения «Субтропики». В 1934 участвовал в международных выставках в Праге, Варшаве, Сарагосе.
В 1935 в составе бригады ведущих фоторепортеров снимал Киевские военные маневры, самые масштабные военные учения в 1930-е годы («Парашютный десант»). Участвовал в «Выставке мастеров советского фотоискусства» (1935), на которую были отобраны 13 лучших снимков, созданных фотографом за пять лет профессиональной работы.
В 1935–1936 участвовал в международных фотовыставках в США и Японии.
В 1936 в составе бригады «Комсомольской правды» ездил на Дальний Восток, где снимал военные маневры, выходил в море на боевых кораблях Тихоокеанского флота. Сделанный там снимок орудий главного калибра — парафраз известного эйзенштейновского кадра из фильма «Броненосец «Потемкин».
В 1937 участвовал в Первой Всесоюзной выставке фотоискусства (Москва, Музей изящных искусств; Ленинград, Киев). Был экспонентом международной фотовыставки в Антверпене. Принимал участие в фотографической выставке в Великобритании (1939, Принстон).
Во время Великой Отечественной войны работал фотокорреспондентом «Комсомольской правды». В декабре 1941 снимал наступление под Москвой («В освобожденном селе»), регулярно публиковал снимки, сделанные в тылу на военных заводах в Магнитогорске, Челябинске («Вместо мужчин, ушедших на фронт», «У отцовских станков», «Все для фронта, все для Победы!»). Снимал бои за Берлин, встречу с союзниками на Эльбе, подписание Акта о безоговорочной капитуляции и Парад Победы в Москве 24 июня 1945 года.
После войны, во время Всемирной конференции молодежи в Лондоне снимал футбольные матчи московского «Динамо» (1946). С конца 1940-х занимался цветной фотографией, сотрудничал с ведущими издательствами. Участвовал в иллюстрировании обновленного издания «Книги о вкусной и здоровой пище».
В 1954 участвовал в третьей Всесоюзной выставке цветной фотографии. Принимал участие в выставке «Фотоискусство СССР» (1958).
В 1960–1964 участвовал в ежегодных выставках «Семилетка в действии», в выставке «Моя Москва» (1964), а также экспонировался на выставках, посвященных двадцатилетию Победы над фашизмом (1965) и двадцатипятилетию Победы над фашизмом (1970). Принимал участие во Всесоюзной выставке «Страна моя» (1973). В 1975 за коллекцию работ получил золотую медаль на Всесоюзной фотовыставке «30 лет Великой Победы».
Монография «Иван Шагин» была издана в серии «Мастера советского фотоискусства» в издательстве «Планета» (1975).
Фотографии И. Шагина хранятся в музее «Московский Дом фотографии» (Мультимедийный комплекс актуальных искусств), Союзе фотохудожников России, в частных собраниях.
Главные события международного арт-рынка — 2024. Часть 1
24.12.2024Литература: Майкл Финдли. Портрет молодого арт-дилера, Нью-Йорк шестидесятых годов
20.12.2024Art Basel Miami Beach 2024: очевидное — невероятное
17.12.2024Открыт 242-й кураторский аукцион AI «21-й век. Современное российское искусство»
16.12.2024Открыты 561-е торги аукциона ARTinvestment.RU
16.12.2024Открыт аукцион «Икона и скульптура в православном искусстве»
16.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Перспективы роста и главные выводы
13.12.2024Как работать с базой аукционных торгов AI? Референсная группа и радиальная диаграмма
10.12.2024«Сотворение мифа» — на 241-м кураторском аукционе AI
09.12.2024Арт-консалтинг
Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства
Составление Инвестиционного Портфеля
Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию
Индивидуальная оценка
Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы
Проведенных аукционов
Зарегистрированных пользователей на аукционе
Записей в базе
Художников в базе