Инвестиции в современную русскую фотографию. Часть I
ARTinvestment.RU   27 мая 2011

В 1990-х в фотографию пришли новые имена. Они принесли смелые идеи и открыли нестандартные подходы к фотоискусству, задали новые тенденции в развитии современной фотографии

В начале 1990-х противостояние официальной идеологии потеряло актуальность. Больше не было запретов, которые порождали энергию сопротивления. Если раньше как раз эта энергия держала в тонусе и давала импульс многим фотографам, то теперь они остались один на один с полной свободой самовыражения и должны были искать для себя новые мотивы. Со свободой справились не все, но к тем, кто обрел себя в новых условиях, присоединились молодые авторы, и сегодня сообщество тех, кто вышел на фото-сцену в 1990-х, велико и разнообразно.

Фотограф Сергей Борисов (род. 1947) работает с портретной и жанровой фотографией. Снимки с людьми в полете, в невесомости, в различных сюрреалистических ситуациях уже стали его визитной карточкой. Фотоработы Борисова часто появляются на аукционных торгах. Самой удачной сделкой стала продажа снимка «Объяснение» на лондонских торгах Sotheby’s в 2007-м за 6 600 фунтов. На тех же торгах фотоснимок «Диалог» ушел за 6 тысяч фунтов.

Увидеть в обычной жизни событие, мгновенно найти верный ракурс и композиционно выстроить кадр мастерски умел трагически погибший курский фотограф Геннадий Бодров (1957–1999). В его работах, не репортажных, но философских, автор видимо отстранен, не участвует в событии, смотрит на него через объектив, но мы чувствуем, как он сопереживает людям по ту сторону пленки, или иронизирует, или весело смеется… В архиве фотографа и преподавателя Александра Лапина было немало фоторабот Бодрова, которые он передал в Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. На аукционных торгах фотографии Бодрова пока еще не выставлялись.

Николай Бахарев (род. 1946) работает скорее в портретной фотографии, но через частное, через портрет одного человека или небольшой группы людей он создает образ целого поколения. Согласно базе ARTinvestment.RU, фотоработы Бахарева продаются в диапазоне 1 500–2 000 фунтов. Снимок из серии «Отношения» ушел с молотка за 2 125 фунтов на аукционе Phillips De Pury в Лондоне в 2010-м.

Фотографии Андрея Безукладникова (род. 1959) — это и целая портретная галерея московского андеграунда, и россыпь философских мыслей, запечатленных в сложных авторских композициях. Ему принадлежит идея и инициатива создания в 1998-м интернет-ресурса Photographer.ru, посвященного развитию творческой фотографии в России. Фотоснимки Безукладникова участвуют в различных фотовыставках, но на аукционах пока не продавались.

  • АНДРЕЙ БЕЗУКЛАДНИКОВ Измайловский парк, Москва. 1985

Участники группы «Непосредственная фотография» выросли в самостоятельных фотографов. У каждого из них — свой фотоязык и неповторимое видение окружающего мира. Что касается цен, то рекордной сделкой остается продажа фотоработы Владимира Куприянова «Не отвержи мене от лица Твоего» за 70 100 фунтов на Sotheby’s в 2008-м. Работы Бориса Михайлова продаются в диапазоне 2–7 тысяч фунтов. Фотографии Сергея Леонтьева из серии «Опыты жесткой фотографии» продавались на аукционе Piasa в Париже в марте 2011 за 800–1 000 евро; из шести заявленных фотографий своего покупателя нашла только одна. На тех же торгах впервые продавались фотографии Игоря Мухина. При эстимейте в 800–1 200 евро фотография «Без названия» нашла нового владельца за 1 275 евро. Фотоработы Ильи Пиганова продаются в диапазоне 1 000–1 500 евро на аукционных площадках Sotheby’s, Piasa и Совком.

Фотография всё больше становится областью современного искусства. Художники стирают границы между различными формами искусства. Московские концептуалисты Валерий (род. 1945) и Римма Герловины (род. 1951) выражают себя через инсталляции, перформансы и фотографии. С помощью слов и придуманных ими композиций они создают особый фотографический язык. С 1979 Герловины живут и работают в Нью-Йорке. Фотоработы тандема продаются на аукционах в диапазоне от 2 до 8 тысяч долларов. Рекордной продажей стал снимок «Myself» за 15 тысяч долларов на торгах Sotheby’s в 2010-м.

Довольно часто авторы экспериментируют в процессе создания фотографии: воспроизводят дефекты на пленке, оставляют царапины и пятна на фотоснимке. Подобными приемами охотно пользуются белорусские фотографы так называемой минской школы. Они используют сложное тонирование и ручную раскраску фотоснимков. Это работы Сергея Кожемякина, Владимира Парфенка, Игоря Савченко. Фотографии Савченко оцениваются на аукционных  площадках в 1 000–1 200 евро. Галина Москалёва (род. 1954) в процессе обработки снимков добавляет цветовые акценты. Три ее работы продавались на аукционе Piasa в Париже в этом году с эстимейтом в 800–1 000 евро, все снимки ушли за 1 530 евро.

Фотографы питерской школы работают немного в другом ключе. Стилю Андрея Чежина (род. 1960) присуще наложение изображений. Для замечательных пейзажистов Бориса Смелова (1951–1998), Александра Китаева (род. 1952), Алексея Титаренко (род. 1962) основным мотивом стал их родной Ленинград — Санкт-Петербург. Титаренко использует длительную выдержку и особый способ ручной печати. На фотоснимках — безликая людская масса. Таким он видит город и общество на рубеже веков. На аукционных торгах питерскую школу представляли пока только работы Смелова. За его снимок «Ночь. С-Петербург» заплатили 1 785 евро на торгах Piasa в Париже в 2011-м.

Художники Валерий (род. 1948) и Наташа (род. 1958) Черкашины занимаются не только фотографией, но и перформансами, инсталляциями. Их творческий союз образовался в 1989. С 2005 они работают над проектом «Глобальный андеграунд». Так же, как и Алексей Титаренко, они по-своему интерпретируют тему безликой массы людей. Тематика их фоторабот связана с жизнью метрополитена в самых разных странах мира, от США до Арабских Эмиратов. На аукционных торгах Piasa работы творческого союза оценивались в 2 000–2 500 евро.

Владимир Клавихо-Телепнёв (род. 1962) пришел в художественную фотографию из фэшн-индустрии. Его работы продаются на различных аукционных площадках в диапазоне от 5 до 20 тысяч долларов. Самой дорогой фотоработой художника стала фотография «La Russe» из серии «Чувственность», которая была продана за 27 400 долларов на аукционных торгах Phillips De Pury в Нью-Йорке в 2008-м.

Художница и фотограф Ольга Чернышёва (род. 1962) реализует свой творческий потенциал и в живописи, и в графике, и в фотографии. Это в очередной раз показывает, что сегодня стираются границы между сферами искусства, что фотограф сегодня — это не только фотограф, это художник в широком смысле слова. Фотоработы Чернышёвой прпредлагались на аукционных площадках Sotheby’s и «Совком» в диапазоне от 3 до 8 тысяч фунтов стерлингов.

Девяностые — это время романтизма, эпоха, когда у любого была возможность попробовать свои силы. В фотографию пришли люди с разными творческими взглядами. В это время надежд, эмоций и смелых идей появилось немало ярких фотохудожников.

Если говорить об инвестициях, то современная фотография, как и современное искусство в целом, — это почти всегда риск. Преимуществом покупки сегодня является большой выбор фоторабот, невысокие цены, возможность пообщаться с автором. Вместе с тем в этой области коллекционирования, как нигде, собирателю необходимы настоящие знания, желание и умение работать с материалом и… удача, чтобы понять, каким авторам и работам не окажется места в истории фотоискусства, даже если сегодня их вознесла вверх волна популярности.

Марина Бондаренко, AI


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20110527_photo.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20110527_photo.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх