Художник недели. Аршил Горки
Какие произведения знаменитого армянского авангардиста больше всего котируются на арт-рынке?
Творчество Аршила Горки (Arshile Gorky) играет не первый взгляд не самую очевидную, но очень важную роль в становлении послевоенного американского авангарда. Многие исследователи считают, что его монументальная живопись 1940-х годов, где чувственные органические формы пульсируют и растворяются в туманностях красок, предвосхитила абстрактный экспрессионизм и оказала влияние на таких художников, как Виллем де Кунинг (Willem de Kooning) и Марк Ротко (с первым Горки дружил, а второй в 1925-м был его учеником).
Впрочем, творчество самобытного художника вряд ли можно отнести к какому-то одному течению. «Искусство Горки всегда рассматривалось как мостик между сюрреализмом и абстрактным экспрессионизмом, и ввиду этого его особого положения иногда возникали сложности», — говорит Майкл Тейлор (Michael Taylor), куратор отдела модернизма Художественного музея Филадельфии, где 10 января завершилась первая за 30 лет крупная ретроспектива художника. В этом году выставку также примут лондонская галерея Тейт Модерн и лос-анджелесский Музей современного искусства. Организаторы ретроспективы стремились не только показать значение Горки в истории мирового искусства, но и представить своеобразный «портрет» художника, отделить его истинную историю от придуманных им самим мифов. В этом им помогло тесное сотрудничество с 88-летней вдовой художника, а также изучение трех биографий, изданных за последние десять лет.
Настоящее имя Горки — Востаник Адоян. Он родился, предположительно, в 1902 году, в селе Хоргом, расположенном на территории Турецкой Армении. В 1915-м семья будущего художника, спасаясь от геноцида, бежала в Ереван, тогда принадлежавший Российской Империи. Спустя пять лет Востаник отправился в США. Там он, как говорится, «заново изобрел себя», придумав псевдоним и дополнив свою биографию несколькими вымышленными фактами. В частности, художник утверждал, что приходится двоюродным братом Максиму Горькому. А премудрости живописи, по его словам, он постигал в Париже, под руководством самого Василия Кандинского. В действительности все обстояло намного прозаичней: Горки учился писать картины, имитируя стиль Сезанна, Пикассо, Матисса, Леже и Миро. 1920-е и 1930-е были его «ученическим» периодом, и только в начале 1940-х художник разработал свой собственный стиль. Большое влияние на Горки оказал чилийский сюрреалист Роберто Матта (Roberto Matta), который показал ему важность импровизации и автоматизма.
«Аромат абрикосов в полях» (1944) — типичная работа Горки зрелого периода, где выполненные на пленэре зарисовки пахотных инструментов, цветов и насекомых трансформируются в одну абстрактную композицию. Это пульсирующее красочное тело в омутах красного и оранжевого сообщает всему произведению необычайный эротический заряд. Сейчас картина, в 1995-м проданная за 3,96 миллиона долларов на нью-йоркском Sotheby’s, занимает вторую строчку в списке самых дорогих произведений художника. Те торги, между прочим, стали последними, на которых появился шедевр такого класса. «Хотелось бы, чтобы новый рекорд побила работа сопоставимого качества… но шедеврами Горки могут похвастаться лишь немногие частные собрания», — говорит Тобиас Майер (Tobias Meyer), глава отдела современного искусства аукционного дома. Он отмечает, что были случаи, когда творения Горки продавались в частном порядке за суммы, превышающие 12 миллионов.
Текущий аукционный рекорд на творчество Горки составляет 4,2 миллиона долларов — столько стоит картина «Хоргом» (ок. 1938), проданная на нью-йоркских торгах Christie’s в 2007 году. Четко очерченные абстрактные формы на белом фоне — воспоминание художника о родном доме. «Это замечательное произведение 1930-х годов, которое предвосхищает зрелое творчество Горки», — говорит Роберт Мэнли (Robert Manley), глава отдела послевоенного и современного искусства Christie’s New York. «Если бы сегодня на аукционе появился шедевр конца 1940-х, то итоговая цена бы намного превысила отметку в 10 миллионов. Историческое значение Горки очень велико, и он должен занять подобающее ему место рядом с такими современниками, как Джексон Поллок (Jackson Pollock), Клиффорд Стилл (Clyfford Still) и Виллем де Кунинг, по сравнению с которыми он действительно недооценен».
По словам Роберта Мнухина (Robert Mnuchin), одного из основателей нью-йоркской галереи L&M Arts, изменить ситуацию к лучшему поможет выставка, организованная Майклом Тейлором. «Думаю, что ретроспектива откроет многим глаза [на этого художника], — утверждает дилер, который в последние десять лет реализовал несколько поздних картин Горки и регулярно продает его рисунки и ранние произведения. — Знаменитые деятели послевоенного искусства, без всяких сомнений, оглядывались на него, даже изучали его творчество. Меня удивляет тот факт, что Горки пока не входит в число популярных художников или лидеров арт-рынка, — наверное, дело в том, что его работы редко экспонируются и редко появляются в продаже». Объяснений тому несколько — в частности, весьма небольшое количество сохранившихся картин, менее 400. В 1946 году в его студии в Коннектикуте произошел пожар, уничтоживший значительное число работ. Многие уцелевшие холсты 1940-х, на которые спрос сейчас наиболее высок, находятся в коллекциях крупных музеев, таких как Метрополитен и МоМА в Нью-Йорке и Художественная галерея Олбрайта и Нокса в Баффало. В музее Филадельфии хранится «Темно-зеленая картина», которую подарили покровители, купившие работу в 1994 году на Sotheby’s за 3,52 миллиона долларов.
Полотна более скромного размера, написанные в 1920-х или 1930-х, конечно же, оцениваются ниже. Роберт Мэнли говорит, что они могут принести несколько сотен тысяч долларов. «Работы, созданные до 1943 года, имеют ценность главным образом для исследователей творчества художника и собирателей, у которых есть другие произведения Горки», — говорит Джон Гуд (John Good), директор нью-йоркской Галереи Ларри Гагосяна (Larry Gagosian). В последние 15 лет Гагосян устроил три крупные экспозиции работ художника. Стоит особо отметить выставку 1999 года, центральный экспонат которой, мрачная сюрреалистическая композиция «Ночь. Загадка и ностальгия» (1933–1934), была куплена Музеем изящных искусств Хьюстона за несколько миллионов долларов. Стилистически схожая работа «Впечатление в Хоргоме», выполненная чернилами и карандашом на бумаге, представлена на ретроспективной выставке. Она одолжена организаторами выставки у галереи L&M Arts, которая оценила ее в 450 тысяч долларов.
Поскольку картины 1940-х годов появляются на рынке очень редко, растет интерес к работам на бумаге того же периода, которых не в пример больше. Скоро графику Горки можно будет увидеть на выставке в лондонской галерее Гагосяна, которая пройдет в одно время с ретроспективой в галерее Тейт. Четыре места в десятке самых дорогих произведений занимают рисунки, проданные в последние четыре года. В их числе этюд к картине «Помолвка» (1947), ушедший за 2,82 миллиона долларов, и «Композиция II» (1943), принесшая 2,76 миллиона. Обе работы были проданы на торгах Christie’s в Нью-Йорке в 2006 и 2005 годах соответственно. По словам Тобиаса Майера, эти рисунки входят в число лучших творений художника. «Редко случается, когда рисунки уходят за суммы, сопоставимые с ценами на живопись», — добавляет он.
Графика была очень важна для Горки. Это учел куратор Майкл Тейлор, превративший несколько залов Художественного музея Филадельфии в «комнаты для творчества» (позаимствовавшие свое имя у мастерской художника на Юнион-сквер). В этих комнатах рядом с поздними картинами выставлены маленькие наброски, сделанные на пленэре, а также рисунки большего размера, включая расчерченные на квадраты эскизы, на которых композиции представлены в уменьшенном масштабе, и большие пастели.
Пожар в студии стал большим ударом для Горки. Позже, в 1946 году он создал картину «Обугленные любимые I» (сейчас в коллекции Дэвида Геффена (David Geffen)), по сути, реквием 27 погибшим картинам. Пожар и мучительная работа над картиной стали, вероятно, тем водоразделом, с которого начался последний, трагический период жизни художника. В том же 1946 году Горки перенес тяжелую операцию (рак), а в 1948-м он попал в автомобильную аварию, после которой у него обнаружили перелом шейных позвонков и повреждение рабочей руки. Очередной удар судьбы — известие об измене жены с Роберто Матта, стал, суть, последним. 21 июля 1948 года, в самом расцвете своего таланта, Аршил Горки покончил жизнь самоубийством.
C инвестиционной точки зрения вложения в Горки по-прежнему являются привлекательными несмотря на то, что художник не является недооцененным. Достаточно высокий потенциал имеет его качественная графика после 1942 года. Хорошие экземпляры способны уйти на аукционе с многократным превышением эстимейта и пробить отметку в 1,5–2 миллиона долларов. Несмотря на сомнения кураторов, высказанных в начале статьи (к какому направлению правильнее отнести творчество художника), в этом вопросе много лет существует консенсус. Во всех «учебниках» Аршил Горки упоминается в числе ключевых фигур американского абстрактного экспрессионизма. Кроме того, ряд фактов в биографии и карьере художника позволяет говорить о его принадлежности к орбите русского искусства. Это делает его творчество еще более привлекательным для русских коллекционеров и инвесторов.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20100127_gorky.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20100127_gorky.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.