Литература: Мария Санти. Просто об искусстве
ARTinvestment.RU   25 сентября 2020

Книга для тех, кто подозревает, что «официальный» язык искусствоведения больше отдаляет людей от искусства, нежели сближает с ним

Просто об искусстве. О чем молчат в музеях 

Автор: Мария Санти
Год издания: 2020
Объем: 290 страниц
Издательство: «Эксмо», Россия
ISBN: 9785041086923

Представим, что из пунктов А и Б выехали два поезда: в одном из них сидят люди, не умеющие говорить об искусстве просто, в другом — не знающие, как говорить о нем профессионально. Что произойдет, когда они сойдутся на одной станции и люди из разных поездов перемешаются на платформе? В лучшем случае они разойдутся в разные стороны, считая друг друга либо невеждами, либо высокомерными снобами. В худшем — поделятся на кураторов, арт-критиков, экскурсоводов, арт-дилеров и пишущих об искусстве журналистов — и заложат основы локального арт-рынка.

В США 1950-х годов из школьных программ исключили рисование, зато ввели историю искусства — в результате спустя несколько десятков лет мы получили поколение коллекционеров, не умеющих рисовать — и потому благоговеющих перед художниками. В СССР, напротив, ввели рисование как предмет (и даже издали первый в мире учебник для младших классов), но всю остальную «культуру» ограничили литературой и музыкально-певческими уроками. А чтобы дать хоть какие-то знания об искусстве — ввели обязательное посещение музеев, в которых, согласно тогдашней доктрине, великие русские реалисты XIX века вовсю предчувствовали революцию. В результате мы получили поколение, как бы умеющее рисовать («я тоже так могу!»), но не знающее ничего об искусстве, как своем, так и мировом («какой смысл в этих покупках, если искусство скучно и недоступно пониманию?»).

Что было дальше — хорошо помнит даже молодое поколение: в двери страны постучался Сорос и снабдил нас альтернативным взглядом на искусство — с длинными текстами, большой подоплекой и минимальным содержанием. При этом, будьте уверены, отечественные искусствоведы (мы берем все страны СНГ) разбираются в предмете гораздо глубже, чем зарубежные коллеги. Но пишут в большинстве своем соответствующе… Когда наш художник заказывает «кураторский текст» у иностранца, то остается недоволен: дескать, почему написано так просто? Разве мое искусство настолько доступно пониманию? В то время как наши арт-критики способны ублажить любую творческую натуру. Пример? Пожалуйста! Известный шестидесятник, человек умный и мудрый, не сумев объяснить ничего из того, что о нем написал известный критик, сказал: «Там все правильно написано!». В подобных научных изысканиях теряется и сам описываемый художник — а следовательно, уважает и платит за текст.

Тем не менее, чтобы покупать искусство — его нужно сперва полюбить. А чтобы полюбить — понять, перестав бояться искусственно сотворенной пропасти. Убрать ее, сшить обе стороны в единую материю взялась Мария Санти — профессиональный искусствовед с отличной школой и тонким чувством иронии, автор программ на радио «Серебряный Дождь» и «Маяк» и успешный блогер с более 60 тыс. подписчиков. Ее книга «Просто об искусстве. О чем молчат в музеях» — неоднозначная, провокационная, порой апеллирующая к простым инстинктам. Чего только стоят фразы «Леонардо весь про секс. Дали, Климт, жуткий Курбе и манерный Фрагонар о сексе ничего не поняли, поэтому рисовали подготовку к физиологическому акту» и «А когда пришел кинематограф и фантазеры, которые хотели признания и денег, взяли в руки камеры — живопись умерла». При этом чувствуется, что Мария Санти пишет о предмете с большой любовью и предлагает свое видение не в качестве догмы — а для возбуждения интереса и продолжения самостоятельного исследования спровоцированным читателем. Подобный подход вызвал неподдельный восторг у поколения «назидательных музеев» (которые быстро побежали в эти же музеи пересматривать все по-новому), но подвергся обструкции со стороны членов секты «Пепперштейн — наше все».

Между тем основной задачей Марии Санти, по ее же словам, является «показать, как можно сравнивать <искусство>. Научиться проговаривать для себя разницу между художниками, опираясь на сравнение деталей. Со временем это будет происходить автоматически». Другое дело, что влияние на культурное развитие масс книги «Просто об искусстве…» можно будет оценить ровно так же — со временем. Если через 5–10 лет новое поколение, прочитавшее эту книгу, станет бесстрашнее и активнее в покупках искусства, разбираясь в предмете на уровне знатоков, значит, подход Санти сработал. Если нет — мы вернемся в страдающее средневековье арт-рынка (кстати, о нем в книге также есть великолепный пассаж).


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20200925_literature.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20200925_literature.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх