Литература: Мария Санти. Просто об искусстве
ARTinvestment.RU 25 сентября 2020
Книга для тех, кто подозревает, что «официальный» язык искусствоведения больше отдаляет людей от искусства, нежели сближает с ним
Просто об искусстве. О чем молчат в музеях
Автор: Мария Санти
Год издания: 2020
Объем: 290 страниц
Издательство: «Эксмо», Россия
ISBN: 9785041086923
Представим, что из пунктов А и Б выехали два поезда: в одном из них сидят люди, не умеющие говорить об искусстве просто, в другом — не знающие, как говорить о нем профессионально. Что произойдет, когда они сойдутся на одной станции и люди из разных поездов перемешаются на платформе? В лучшем случае они разойдутся в разные стороны, считая друг друга либо невеждами, либо высокомерными снобами. В худшем — поделятся на кураторов, арт-критиков, экскурсоводов, арт-дилеров и пишущих об искусстве журналистов — и заложат основы локального арт-рынка.
В США 1950-х годов из школьных программ исключили рисование, зато ввели историю искусства — в результате спустя несколько десятков лет мы получили поколение коллекционеров, не умеющих рисовать — и потому благоговеющих перед художниками. В СССР, напротив, ввели рисование как предмет (и даже издали первый в мире учебник для младших классов), но всю остальную «культуру» ограничили литературой и музыкально-певческими уроками. А чтобы дать хоть какие-то знания об искусстве — ввели обязательное посещение музеев, в которых, согласно тогдашней доктрине, великие русские реалисты XIX века вовсю предчувствовали революцию. В результате мы получили поколение, как бы умеющее рисовать («я тоже так могу!»), но не знающее ничего об искусстве, как своем, так и мировом («какой смысл в этих покупках, если искусство скучно и недоступно пониманию?»).
Что было дальше — хорошо помнит даже молодое поколение: в двери страны постучался Сорос и снабдил нас альтернативным взглядом на искусство — с длинными текстами, большой подоплекой и минимальным содержанием. При этом, будьте уверены, отечественные искусствоведы (мы берем все страны СНГ) разбираются в предмете гораздо глубже, чем зарубежные коллеги. Но пишут в большинстве своем соответствующе… Когда наш художник заказывает «кураторский текст» у иностранца, то остается недоволен: дескать, почему написано так просто? Разве мое искусство настолько доступно пониманию? В то время как наши арт-критики способны ублажить любую творческую натуру. Пример? Пожалуйста! Известный шестидесятник, человек умный и мудрый, не сумев объяснить ничего из того, что о нем написал известный критик, сказал: «Там все правильно написано!». В подобных научных изысканиях теряется и сам описываемый художник — а следовательно, уважает и платит за текст.
Тем не менее, чтобы покупать искусство — его нужно сперва полюбить. А чтобы полюбить — понять, перестав бояться искусственно сотворенной пропасти. Убрать ее, сшить обе стороны в единую материю взялась Мария Санти — профессиональный искусствовед с отличной школой и тонким чувством иронии, автор программ на радио «Серебряный Дождь» и «Маяк» и успешный блогер с более 60 тыс. подписчиков. Ее книга «Просто об искусстве. О чем молчат в музеях» — неоднозначная, провокационная, порой апеллирующая к простым инстинктам. Чего только стоят фразы «Леонардо весь про секс. Дали, Климт, жуткий Курбе и манерный Фрагонар о сексе ничего не поняли, поэтому рисовали подготовку к физиологическому акту» и «А когда пришел кинематограф и фантазеры, которые хотели признания и денег, взяли в руки камеры — живопись умерла». При этом чувствуется, что Мария Санти пишет о предмете с большой любовью и предлагает свое видение не в качестве догмы — а для возбуждения интереса и продолжения самостоятельного исследования спровоцированным читателем. Подобный подход вызвал неподдельный восторг у поколения «назидательных музеев» (которые быстро побежали в эти же музеи пересматривать все по-новому), но подвергся обструкции со стороны членов секты «Пепперштейн — наше все».
Между тем основной задачей Марии Санти, по ее же словам, является «показать, как можно сравнивать <искусство>. Научиться проговаривать для себя разницу между художниками, опираясь на сравнение деталей. Со временем это будет происходить автоматически». Другое дело, что влияние на культурное развитие масс книги «Просто об искусстве…» можно будет оценить ровно так же — со временем. Если через 5–10 лет новое поколение, прочитавшее эту книгу, станет бесстрашнее и активнее в покупках искусства, разбираясь в предмете на уровне знатоков, значит, подход Санти сработал. Если нет — мы вернемся в страдающее средневековье арт-рынка (кстати, о нем в книге также есть великолепный пассаж).
https://artinvestment.ru/invest/events/20200925_literature.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20200925_literature.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн