art-credit.ru

Выдача займов под залог картин и скульптур XIX-XXI веков

Первый профессиональный сервис по выдаче займов под залог произведений искусства

art-credit.ru

Литература: Мария Санти. Просто об искусстве
ARTinvestment.RU   25 сентября 2020

Книга для тех, кто подозревает, что «официальный» язык искусствоведения больше отдаляет людей от искусства, нежели сближает с ним

Просто об искусстве. О чем молчат в музеях

Автор: Мария Санти
Год издания: 2020
Объем: 290 страниц
Издательство: «Эксмо», Россия
ISBN: 9785041086923

Представим, что из пунктов А и Б выехали два поезда: в одном из них сидят люди, не умеющие говорить об искусстве просто, в другом — не знающие, как говорить о нем профессионально. Что произойдет, когда они сойдутся на одной станции и люди из разных поездов перемешаются на платформе? В лучшем случае они разойдутся в разные стороны, считая друг друга либо невеждами, либо высокомерными снобами. В худшем — поделятся на кураторов, арт-критиков, экскурсоводов, арт-дилеров и пишущих об искусстве журналистов — и заложат основы локального арт-рынка.

В США 1950-х годов из школьных программ исключили рисование, зато ввели историю искусства — в результате спустя несколько десятков лет мы получили поколение коллекционеров, не умеющих рисовать — и потому благоговеющих перед художниками. В СССР, напротив, ввели рисование как предмет (и даже издали первый в мире учебник для младших классов), но всю остальную «культуру» ограничили литературой и музыкально-певческими уроками. А чтобы дать хоть какие-то знания об искусстве — ввели обязательное посещение музеев, в которых, согласно тогдашней доктрине, великие русские реалисты XIX века вовсю предчувствовали революцию. В результате мы получили поколение, как бы умеющее рисовать («я тоже так могу!»), но не знающее ничего об искусстве, как своем, так и мировом («какой смысл в этих покупках, если искусство скучно и недоступно пониманию?»).

Что было дальше — хорошо помнит даже молодое поколение: в двери страны постучался Сорос и снабдил нас альтернативным взглядом на искусство — с длинными текстами, большой подоплекой и минимальным содержанием. При этом, будьте уверены, отечественные искусствоведы (мы берем все страны СНГ) разбираются в предмете гораздо глубже, чем зарубежные коллеги. Но пишут в большинстве своем соответствующе… Когда наш художник заказывает «кураторский текст» у иностранца, то остается недоволен: дескать, почему написано так просто? Разве мое искусство настолько доступно пониманию? В то время как наши арт-критики способны ублажить любую творческую натуру. Пример? Пожалуйста! Известный шестидесятник, человек умный и мудрый, не сумев объяснить ничего из того, что о нем написал известный критик, сказал: «Там все правильно написано!». В подобных научных изысканиях теряется и сам описываемый художник — а следовательно, уважает и платит за текст.

Тем не менее, чтобы покупать искусство — его нужно сперва полюбить. А чтобы полюбить — понять, перестав бояться искусственно сотворенной пропасти. Убрать ее, сшить обе стороны в единую материю взялась Мария Санти — профессиональный искусствовед с отличной школой и тонким чувством иронии, автор программ на радио «Серебряный Дождь» и «Маяк» и успешный блогер с более 60 тыс. подписчиков. Ее книга «Просто об искусстве. О чем молчат в музеях» — неоднозначная, провокационная, порой апеллирующая к простым инстинктам. Чего только стоят фразы «Леонардо весь про секс. Дали, Климт, жуткий Курбе и манерный Фрагонар о сексе ничего непоняли, поэтому рисовали подготовку к физиологическому акту» и «А когда пришел кинематограф и фантазеры, которые хотели признания и денег, взяли в руки камеры — живопись умерла». При этом чувствуется, что Мария Санти пишет о предмете с большой любовью и предлагает свое видение не в качестве догмы — а для возбуждения интереса и продолжения самостоятельного исследования спровоцированным читателем. Подобный подход вызвал неподдельный восторг у поколения «назидательных музеев» (которые быстро побежали в эти же музеи пересматривать все по-новому), но подвергся обструкции со стороны членов секты «Пепперштейн — наше все».

Между тем основной задачей Марии Санти, по ее же словам, является «показать, как можно сравнивать <искусство>. Научиться проговаривать для себя разницу между художниками, опираясь на сравнение деталей. Со временем это будет происходить автоматически». Другое дело, что влияние на культурное развитие масс книги «Просто об искусстве…» можно будет оценить ровно так же — со временем. Если через 5–10 лет новое поколение, прочитавшее эту книгу, станет бесстрашнее и активнее в покупках искусства, разбираясь в предмете на уровне знатоков, значит, подход Санти сработал. Если нет — мы вернемся в страдающее средневековье арт-рынка (кстати, о нем в книге также есть великолепный пассаж).



Attention! All materials of the site and database of auction results ARTinvestment.RU, including illustrated reference information about the works sold at auctions, are intended for use exclusively for informational, scientific, educational and cultural purposes in accordance with Art. 1274 of the Civil Code. Use for commercial purposes or in violation of the rules established by the Civil Code of the Russian Federation is not allowed. ARTinvestment.RU is not responsible for the content of materials submitted by third parties. In case of violation of the rights of third parties, the site administration reserves the right to remove them from the site and from the database on the basis of an application from an authorized body.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Show:

Top 37

This site uses cookies, it can collect data about IP addresses and users. N 152-FZ «On Personal Data» and continue working with this site, you confirm your consent to the processing of personal data in accordance with the law N 152-FZ «On Personal Data» and «The policy of LTD «ArtIn» with regard to the processing of personal data».
Back to Top