БЛЕЗЕ Сергей Георгиевич (1945) Фантомы. 1996
Текущая ставка
-
Окончание торгов
28 Июн. 2019 12:00:00
КУПЕР Юрий Леонидович (1940) Без названия (Композиция с тюбиками)
Текущая ставка
-
Окончание торгов
28 Июн. 2019 12:00:00
БУХ Арон Фроимович (1923–2006) Без названия (Букет в вазе). 2001
Текущая ставка
-
Окончание торгов
28 Июн. 2019 12:00:00

Галерея «Элизиум» приглашает посетить свою экспозицию на XXXIV Антикварном салоне
ARTinvestment.RU   29 марта 2013

Завтра вечером в ЦДХ открывается XXXIV Российский антикварный салон

На XXXIV Российском антикварном салоне галерея «Элизиум» представляет произведения театральных художников первой половины ХХ века, чье творчество было связано с Большим театром.

Экспозиция посвящена 130-летию со дня рождения Фёдора Фёдоровича Федоровского (1883–1955). Федоровский — один из крупнейших театральных художников, посвятивший почти полвека работе в музыкальном театре и во многом определивший своим творчеством то явление художественной культуры, которое называется «декорационное искусство Большого театра» первой половины ХХ века.

В экспозицию вошли работы выдающихся художников Анатолия Арапова (1876–1949), Михаила Бобышова (1885–1964), Константина Коровина (1861–1939), Михаила Курилко (1880–1969), Григория Пожидаева (1894–1977), Валентины Ходасевич (1894–1970), Фёдора Федоровского, Якова Штоффера (1909–1951). Их постановки 1910–40-х годов, отмеченные яркими театральными экспериментами и высокими художественными достоинствами, составили славу Большого театра. Эти замечательные мастера принадлежали к разным направлениям — импрессионизму, символизму, модерну, кубизму, реализму, но все они внесли свой вклад в создание своеобразного художественного стиля Большого театра.

Одним из художников, оставивших значительный след в истории Большого театра, был Константин Коровин. Его реформаторская сценография стала новым этапом в истории русского театрально-декорационного искусства. Вместо традиционного убранства сцены, определявшего лишь место действия, Коровин создает «декорации настроения», передающие общий эмоциональный настрой спектакля. Блестящим примером этого нового подхода к оформлению спектакля является представленный в экспозиции эскиз декорации «Выход царя» к опере М. Глинки «Жизнь за царя» (1914). Сцена торжеств в Москве по случаю победы русского войска изображена в свойственной художнику импрессионистической манере.

В начале XX века в Большой театр пришли художники новаторских направлений. Своими экспериментальными постановками они утверждали новые принципы оформления спектакля, способствовали процессу обновления художественного образа Большого театра.

Театральные работы Анатолия Арапова решены в легкой и изящной живописной манере, связанной с традициями «Голубой розы» и «Мира искусства». Продолжением мирискуснической линии является и работа Михаила Курилко, созданная на экзотический китайский сюжет, — декорации к балету «Красный мак» Р. Глиэра (1927). Это был первый советский балет на революционную тему в Большом театре.

Экспозиция включает эскизы костюмов Григория Пожидаева к спектаклю «Маска Красной смерти» (1919). Эти артистичные и эффектные произведения исполнены в слегка кубизированной манере, свойственной раннему творчеству художника.

Невозможно не оценить прелести эскиза костюма выполненного Михаилом Бобышовым, также работавшим в Большом театре. Изысканный рисунок, изображающий танцовщицу, сделан в стилистике модерна.

В экспозиции представлены эскизы костюмов для политсатирического спектакля «Версальские благодетели» С. Радлова (1920), выполненные известным театральным художником Валентиной Ходасевич, и эскизы к балету «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева (1934). Последний был поставлен на сцене Ленинградского государственного академического театра оперы и балета, а в 1936 году московская публика увидела его в Большом театре. Декорации и эскизы Якова Штоффера к опере Ш. Гуно «Фауст» (1940-е) создают романтический образ спектакля, где пейзаж становится отражением настроения героев произведения.

В центре экспозиции — Фёдор Федоровский. Он был приглашен для работы на главной сцене Большого театра в 1920-е годы, занимал пост главного художника театра в 1927–1929 и 1947–1953. Это было время расцвета его творчества. Оперные и балетные постановки мастера в Большом театре отличались масштабностью, помпезностью и зрелищностью.

Его первым спектаклем, открывшим новый этап в творческой биографии художника, стала опера «Кармен» Ж. Бизе (1922) в Большом театре. Красочное буйство эскизов Федоровского к «Кармен» отражало его исключительный талант колориста и мощный художественный темперамент. В работах «Дом в Севилье» и женских испанских костюмах проявилось колористическое мастерство Федоровского, его мощный художественный темперамент, художник словно «бросает» на холст теплые красные пятна и по-испански броско оттеняет их черным.

Вторым спектаклем Федоровского на сцене Большого театра была опера Р. Вагнера «Лоэнгрин» (1922). Оформление «Лоэнгрина» — одна из самых интересных в концептуальном и живописном отношении сценографий Федоровского. Работая над постановкой, художник стремился найти свое решение сложных композиционно-пространственных и колористических задач. Он смело использовал принципы конструктивистского театра, элементы кубизации форм, эффектные сопоставления локальных цветов, чтобы создать выразительный символический образ спектакля и передать его основную идею: борьбу света и тьмы, добра и зла. Оформление «Лоэнгрина» в Большом театре было очень удачным, и не случайно в 1925 году опера Вагнера была поставлена в этом же сценическом решении и оформлении Федоровского в Одесском Государственном театре оперы и балета им. А. В. Луначарского. За макет и декорации к «Лоэнгрину» художник был удостоен Гран-при на Международной выставке декоративного искусства в Париже в 1925 году.

Создавая в Большом театре сценографию оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко» (1935), Федоровский обращается к фантастическому миру старинной былины, миру древнего Вольного города, и к неведомому морскому царству. Эскизы декораций, представленные в экспозиции, восхищают изощренной декоративной изобретательностью, они воспринимаются как самостоятельные произведения живописного искусства.

Опера А. П. Бородина «Князь Игорь» (1934) — одна из самых любимых художником, эскизы к ней также можно видеть в экспозиции. В каждом из них художник выразил музыкальное содержание вещи. Главной темой декораций спектакля стало противостояние двух культур: языческой и христианской. Как и прежде, добиваясь ясности декоративного решения, Федоровский вольно обращается с историческими реалиями, сосредотачивая на одном полюсе экзотику кочевых культур, на другом — блеск византийского мира. Стоит отметить, что за эскизы к «Князю Игорю» художник получил Гран при на Международной выставке в Париже (1937).

Именно на сцене Большого театра такие качества Федоровского-художника, как бурный темперамент живописца, размах и масштабность замыслов, любовь к сценической живописи раскрылись в полном объеме. Работы, созданные Федоровским для Большого театра, сформировали целостный стиль, основанный на живописной манере художника, стиль оставшийся актуальным для Большого театра на многие годы.

Галерея «Элизиум» приглашает посетить свой стенд № 8–22, расположенный в Центральной зоне 2-го этажа.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20130329_elysium.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20130329_elysium.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх