Навстречу Антикварному салону. Повторим советы начинающим
ARTinvestment.RU   15 октября 2012

Есть ли смысл начинающим коллекционерам посещать Антикварный салон? А как же! Без эйфории, разумно и взвешенно — но это один из лучших способов проникнуться духом антикварного рынка и познакомиться с некоторыми правилами игры
  • Навстречу Антикварному салону. Повторим советы начинающим
  • Навстречу Антикварному салону. Повторим советы начинающим
  • Навстречу Антикварному салону. Повторим советы начинающим

С 20 по 28 октября в ЦДХ пройдет 33-й Антикварный салон — наш главный смотр антикварных галерей.

В каких условиях открывается нынешний Салон? Объективно, кризис на нашем рынке искусства не закончился, но все постепенно выправляется. В частности, ARTinvestment.RU может засвидетельствовать рост покупательской активности. А это, пожалуй, важнейший отраслевой показатель, от которого зависит движение цен. Откуда нам известно? Мы посещаем почти все значимые аукционы в Москве и видим: если в прошлом году нормой продаж на аукционах было около 30 %, то в этом году — уже 40–50 %. При этом открываются новые аукционы и увеличивается плотность торгов на уже давно работающих площадках.

Что еще хорошего? В этом году, напомню, были установлены мировые аукционные рекорды для рынка русского искусства как за рубежом так и в России. «Там» очередной рекорд обновил уроженец Российской империи Марк Ротко с запредельным результатом 89 миллионов долларов, а в Москве состоялись рекордные продажи работ Игоря Грабаря и Николая Фешина — обе по 36 миллионов рублей. В целом, по статистике, тысяча долларов, вложенная в сегмент русского искусства в 2011 году, в 2012-м превратилась в 1348 долларов. Эта эффектная цифра учитывает продажи русского искусства как в России, так и за рубежом. Отчасти она разгоняется рекордными продажами шедевров — то есть если брать продажи только внутри России, то статистика будет менее внушительной.

Что еще добавить к текущей характеристике рынка? Да вот хотя бы то, что нашу антикварную отрасль давным-давно (тьфу-тьфу, не сглазить) не сотрясали никакие скандалы. Давно не слышно ни про фальшаки, ни про другой негатив. Все ключевые галереи продолжают работать. Кое-кто из небольших свернул деятельность, но таких «громких» переформатирований, как в соседнем сегменте современного искусства, — не было даже и в помине.

Мировая конъюнктура тоже благоволит галеристам. В прошлом году мировые ярмарки TEFAF, ArtBasel и Frieze отметились рекордной посещаемостью — более 200 тысяч человек (данные Deloitte и ArtTactic). Доходность инвестиций в искусство росла все последние пять лет с небольшим перерывом на кризис. Она в разы опережала доходность на фондовом рынке. В прошлом году, по нашим расчетам, тысяча долларов, вложенная в сегмент мирового искусства, превратилась за год в 1210 долларов.

Есть ли смысл начинающим коллекционерам посещать Антикварный салон? А как же! Без эйфории, разумно и взвешенно, но это один из лучших способов проникнуться духом антикварного рынка. В целом все свои советы для начинающих коллекционеров и инвесторов ARTinvestment.RU дал в комплексной статье «Российский антикварный салон. Инструкция по применению». Правила игры с тех пор не поменялись. По сути, ни добавить, ни прибавить. Поэтому имеет смысл лишь повторить наши прежние рекомендации с некоторыми сокращениями:

Нужно ли стремиться попасть на Антикварный салон, ведь галереи работают круглый год?

Нужно. Именно к Антикварному салону ведущие галереи стараются приберечь свои новинки, шедевры и самые интересные работы. Коллекционеры съезжаются на Салон как раз для того, чтобы посмотреть в первую очередь незасвеченные вещи. В обычное время такие работы галереи хранят в «закрытом фонде», не выставляют в общем зале и берегут для «своих». Кроме того, Салон — это редкий шанс пообщаться с полусотней ведущих галерей на единой площадке. Для того чтобы объехать одни лишь московские галереи по их постоянным адресам, нужен примерно месяц. Не удивительно, что никто так не делает, — коллекционеры берегут силы и откладывают деньги к Салону.

Правда ли, что на Антикварном салоне цены выше, чем в обычное время?

Такое случается. Но в целом то, что на Салоне галереи тупо задирают цены, — это скорее миф. Другое дело, что на Салоне галереи стараются демонстрировать лучшее, а шедевры в дефиците, и потому для них обычно делается «наценка за качество». Если люди не разбираются, то они могут ошибочно сравнивать цены на совершенно разные по классу работы, пусть и одного и того же автора. И удивляться, что цены «задраны».

К тому же на Салоне обычна практика, когда галеристы для красоты (для усиления экспозиции) вывешивают шедевры, которые вообще не собираются продавать. Потому что не хотят. Например, работы из своих собственных, личных собраний. Вот как раз на такие вещи могут устанавливаться баснословные «запретительные» цены — чтоб отпугнуть покупателя. Ну а люди несведущие могут сделать неправильные выводы.

Верно ли, что на Салоне много подделок?

Такие случаи сегодня скорее единичны, и шансов встретиться с подделкой на Антикварном салоне гораздо меньше, чем в целом по рынку. Дело в том, что уже несколько лет устроители проводят политику «чистоты рядов». Заблаговременно, еще до открытия салона, стенды обходит экспертный совет, специалисты которого могут потребовать снять поддельные или сомнительные вещи. Да и на уровне самих галерей давно уже работает определенная «самоцензура» — кому сегодня нужны проблемы и дурная репутация?

Тут, правда, важно учитывать, что все вышеперечисленное касается второго этажа — там довольно надежно: статусные галереи, дорогая аренда и можно ходить относительно спокойно. А вот на третьем этаже нужно держать ухо востро. Там ситуация напоминает «муравейник»: там жесткий отбор отсутствует и частенько встречались липовые «зверевы» и «яковлевы» в ассортименте.

Стоит ли доверять топ-листу Антикварного салона?

Смотря какому. Их есть два. Первым появляется Топ-лист от участников Антикварного салона. Этот список становится известен, как правило, еще до открытия. Его задача — рекламная. Галереи включают в него свои самые яркие вещи для привлечения внимания публики, «спецпредложения» на свое усмотрение. Это их выбор, и только. Такой список вполне годится в качестве путеводителя в первый день, чтобы быстро «пробежаться» по потенциальным шедеврам. А вот на третий или четвертый день появляется гораздо более значимый Топ-лист экспертного совета. Это уже выбор искусствоведов и экспертов — они, как правило, обращают внимание на вещи не броские, но редкие и ценные для истории искусства. Этот топ-лист является куда более важным.

В какие дни лучше запланировать посещение Антикварного салона?

Зависит от ваших задач. За день до официального открытия Салона устроители организуют VIP-показ. Формально у приглашенных гостей есть возможность посмотреть экспозицию чуть раньше, чем у остальных. Означает ли это, что все самое интересное к официальному открытию уже получит «красные точки»? Это сильно вряд ли. Опасаться не стоит.

По опыту, день открытия и первый уикенд означает для посетителя проблемы с парковкой и сумятицу на стендах. Галеристы сами входят в рабочий ритм, заканчивают работу с ценами. Открытие и первый уикенд ценны тем, что на стендах галерей, скорее всего, будут присутствовать их первые лица, которых в рабочие дни застать можно не всегда. В будни на Салоне, как правило, царит затишье — хороший момент для общения в спокойной обстановке.

Как узнавать цены на Салоне?

В большинстве случаев цены придется спрашивать у представителей галереи на стенде. Стесняться не нужно. Нормальных галеристов эти вопросы не просто не смущают — они их ждут. Наоборот, даже расстраиваются, если посетитель идет скромный, — дескать, «плохо, даже цену не спрашивают».

А вот практика ценников и общедоступных прайс-листов пока не прижилась. Надо сказать, что почти у всех галерей есть прайс-листы для служебного пользования — они с ними сверяются, но посетителям не показывают. Вероятно, потому что первоначальные цены могут корректироваться в зависимости от конъюнктуры Салона. В первоначальных ценах, как правило, заложен «люфт» на торг, но это как везде. При торге на скидки типа 30 процентов рассчитывать вряд ли стоит, но 10–15 процентов — реально.

Можно ли увидеть на Антикварном салоне произведения неантикварных художников — например, работы шестидесятников?

По правилам Салона, в нем могут участвовать произведения старше 50 лет, то есть, получается, созданные до 1962 года. Но правило это соблюдается не строго. Поэтому выставить на салоне нонконформистов большой проблемы нет.

Можно ли в Интернете узнать цены на Салоне?

На официальном сайте Салона цен нет. Да и в других источниках — проблематично. Но на что вы точно можете рассчитывать — это на наши фоторепортажи с ценами. Оперативная информация публикуется на форуме forum.artinvestment.ru, и не случайно темы антикварных салонов — например, репортаж с предыдущего Салона — держат рекорды по числу просмотров.

Как проверить цену, названную на Салоне? Дорого или нет?

Один из способов — посмотреть статику продаж сопоставимых работ в базе данных ARTinvestment.RU. О том, как это сделать, подробно написано в статье «Как самостоятельно оценить произведение с помощью ARTinvestment.RU».

Целесообразно ли сегодня инвестировать в антиквариат или имеет смысл рассмотреть другие сегменты рынка?

Альтернативы рассматривать всегда полезно. Однако нужно учитывать, что сейчас именно в антикварном сегменте сконцентрированы основные денежные потоки и собрана основная масса реальных покупателей. Если говорить о российском рынке искусства, то у нас пока лишь антикварная торговля опирается на устойчивую систему повторных продаж. Здесь объективность цены подтверждается не мнением галериста, а реальными сделками по перепродаже конкретного произведения.

Ехать на машине или на метро?

Не так давно у ЦДХ оттяпали большой кусок парковки — ту часть, которая была перед новой Третьяковкой. Въезд туда теперь по пропускам. Кроме того, уже не раз в выходные на основной парковке возле ЦДХ проводились санкционированные митинги. Как это было на Арт-Москве, например. В таких случаях въезд на парковку вообще закрывают, что приводит к коллапсу. Так что в будни можно и на машине, а вот в выходной риск застрять с парковкой слишком велик.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20121015_sovety_k_salonu.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20121015_sovety_k_salonu.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
  • 12.03.2019 Эксперты: индустрия культуры приносит экономике США в 4 раза больше, чем сельхозпроизводство Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)
  • 12.03.2019 Художник недели. Павел Пепперштейн В «Гараже» открылась безбашенная постмодернистская выставка, по отзывам смелая вплоть до риска очередного вмешательства «возмущенной общественности». Бывший инспектор «Медицинской герменевтики» и литературный отец парторга Дунаева опять задал жару
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх