Сергей Шутов. Ретроспектива «Необходимое и необязательное»
В Москве, Музей современного искусства в Ермолаевском переулке, 17, до 18 января 2009 года последняя ретроспективная выставка «Необходимый и факультативный» Сергей Шутов - один из самых важных современных художников авангардных экспериментов страны
В Музее современного искусства (Ермолаевский переулок, 17) до 18 января 2009 года продлится ретроспективная выставка «Необходимое и необязательное» Сергея Шутова — одного из главных современных художников страны авангардных экспериментов.
Работы Сергея Шутова и самого художника видело огромное множество людей — только не все они об этом знают. Человек в первой сцене знакового фильма Сергея Соловьева «Асса» — чудик в расписанной каске с блестками, темных очках, с перевязочной медицинской сеткой на лице и дырявой ложкой-шумовкой на ухе — это и есть художник-авангардист Сергей Шутов. В 1987-м ему было 32 года. Кроме маскарада с ложкой (аллюзии на «бурлючество», перформансы футуристов с ложкой в петлице взамен гвоздики и, конечно, Малевича), в фильме многие декорации принадлежат руке и кисти Шутова. Их легко узнать по буйству красок и «блестяшкам»: фольга, серебрянка и бликующие картины художника образуют, например, задник сцены в ресторане, где работает Бананан (Сергей Бугаев — Африка). Вообще, это определенно эмпирический показатель классности художника, наличия своего выраженного стиля, когда достаточно увидеть пару работ — и дальнейшая узнаваемость достигает 98 процентов. Оставшиеся два процента — это право на ошибку или, наоборот, поправка на способность удивить (как проект «Абак» на 49-й Венецианской биеннале). А остальное призвано подтверждать ясность авторского стиля: будь то оформление вычурно-протестных колонн (вместе с Юрием Аввакумовым) для арт-рок-парада «АССА» в ДК МЭЛЗ в 1988 году или раздобревшая «Золотая корова» в Музее современного искусства. Сомнений быть не должно: Шутов.
Биография Шутова — кульбиты новаторского поиска в условиях советского культурного андеграунда. Художник страны авангардных экспериментов. Образование — преимущественно самостоятельное: дескать, собственный взгляд на искусство в училищах все равно не преподают. В конце 1970-х — член Горкома графиков, легализовавшего после «бульдозерной выставки» не только работу художников-шестидесятников (представителей «другого искусства»), но и творчество амбициозной молодежи, которую когда-нибудь назовут восьмидесятниками. «Клуб друзей Маяковского» (Сергей Курёхин, Тимур Новиков, Георгий Гурьянов и др.) пусть и менее надежное прикрытие, чем Горком, но порой сгодится и оно. Исполнителям на местах не могло и в голову прийти, что именем поэта революции могли прикрываться ненавистные «неформалы», для которых Маяковский ассоциируется не с красным знаменем, а с оранжевой кофтой и кругом Малевича. Восьмидесятые — это выставки и концерты «неформалов» в ДК института им. Курчатова (широко известного в то время «Курчатника»), «Асса» с Соловьевым, арт-рок-парад в ДК МЭЛЗ на «Электрозаводской», великий перелом и время надежд, сопровождавшиеся всплеском авангардных идей в музыке и изобразительном искусстве. Сдается, что когда-нибудь это перестроечное время будут «собирать» по кусочкам, как авангардные 1920-е. Пусть в национальном масштабе, без былого мирового резонанса. Но бывают моменты, когда важнее в себе разобраться, а не мир покорить. Шутов 2001 года — это художник, представляющий национальное искусство на 49-й Венецианской биеннале с проектом «Абак», инсталляцией, символизирующей обращение к многообразию культур и религий. Инсталляция оказалась успешной — и заслуженно. Работа была не просто замечена, а получила широкий резонанс как в России, так и на международной арт-арене. Так что в двухтысячные Шутов вошел уже в статусе сложившегося признанного художника, и его работы стали украшением серьезных собраний современного искусства — как частных, так и музейных.
Выставка «Необходимое и необязательное» продлится в Музее современного искусства в Ермолаевском переулке, 17, до 18 января 2009 года — есть масса возможностей успеть. Это почти ретроспектива, в которую попали и ранние работы, относящиеся, например, к 1984 году. Получилось очень интересно.
К выставке обещан и первый ретроспективный каталог работ Сергея Шутова (готовит издательство WAM), но он задерживается, ждут после нового года. Альбомное издание порадует коллекционеров и поклонников творчества, но смотреть все равно обязательно нужно живьем. Это общее правило, но с Шутовым оно еще строже. Дело в том, что его работы очень проигрывают при репродуцировании: блики серебрянки, фольги и лака невозможно передать на бумаге. А эти отсветы и отблески очень важны. Говорят, когда Соловьев на съемках «Ассы» поправил какой-то, казалось бы, мало значимый кусок фольги, присутствующие почувствовали что композиция сразу рассыпалась. У Шутова каждая деталь — не просто так. Пусть тот случай с фольгой может кому-то показаться натяжкой, но с репродукциями не сомневайтесь: то, что выглядит блеклым в журнале или аукционном каталоге, может на свету оказаться работой потрясающей жизнерадостности.
Один из самых интересных — пятый этаж, работы 1980-х — начала 1990-х годов. Может показаться, что перед тобой взгляд на космические миры Артура Кларка через развитие инструментария Малевича. Почтение перед идеями Казимира Севериновича не камуфлируется, а совсем наоборот: вот черные кресты, вот квадраты и объемные черные фигуры, вот скачет «красная конница» из детского набора солдатиков… Все гармонично, все интересно, все на месте. А если не на месте, то еще лучше.
Работы Шутова не первый год включены в обойму «русских торгов» мировых аукционных домов. В его активе — более 20 аукционных результатов. Процент not sold достаточно высок, но это характерно для работ современных работающих художников и ценители могут сделать покупки в комфортном режиме на альтернативном галерейном рынке. На аукционах работы Шутова в последние годы продаются в диапазоне 17–32 тысячи долларов. Самый высокий результат в базе ARTinvestment.RU — 17,4 тысячи фунтов за метровую картину «Удивительный носорог». Работа ранняя, 1980 года, и не сказать, что очень для Шутова характерная. Говорят, что, узнав об этом рекорде, художник лишь пожал плечами. Но в 2004 году 17,4 тысячи фунтов для современного художника на Sotheby’s — это была цифра. Шума наделала не мало. Из недавних результатов можно вспомнить 13,7 тысячи фунтов за «истребитель» — картину «На закате» 2003 года, купленную на Sotheby’s в марте 2008-го. Почти двухметровый «Танк» из этой же серии на том же Sotheby’s собрал кассу в 12,5 тысячи фунтов. Логично было бы предположить, что в сопоставимом ценовом диапазоне произведения Шутова доступны и на московском галерейном рынке. В частности, работы Шутова 2004 года выставлены в онлайн-каталоге на сайте галереи «Кино». На мой взгляд, работы художника весьма перспективны для коллекционирования. Кроме высокого творческого потенциала, эта логика поддерживается целым набором прочих факторов: яркая фигура своего времени, участие в знаковых событиях, внушительный перечень выставок, участие в «аукционной обойме», наличие значительного числа работ в рыночном обороте и относительная доступность цен. Все — в плюс.
Авдотья Смирнова (сейчас мы ее видим в «Школе злословия» на НТВ, а во времена «Ассы» она была скорее молодым критиком и организатором) рассказала Борису Барабанову, автору сборника «АССА. Книга перемен», забавную историю. С недоверием относившийся к творчеству новых художников бригадир группы осветителей, работавшей на «Ассе», глядя на «блестяшки» Шутова, не выдержал и разразился искренним пролетарским вопросом в стиле «а ты по-настоящему рисовать-то умеешь?» На что Шутов молча взял фломастер и без отрыва, уверенным движением нарисовал голову Давида (как в пушкинском музее). Понятное дело, бригадир был сражен наповал, вопрос тут же отпал. На то и расчет. В книге же «Асса» Авдотья Смирнова раскрывает секрет Давида: Шутов долго тренировался, чтобы рисовать Давида чуть ли не с закрытыми глазами. Словом, это был специально подготовленный трюк на случай, когда дискуссия о том, что такое рисовать «по-настоящему», рискует затянуться. Так что призываю не наступать на грабли осветителя. Сходите на выставку. Мало того что получите удовольствие. Так еще и формулировки вопросов придется усложнить. Хотя от одного «детского вопроса» удержаться все-таки сложно: в чем же состоит глубокий метафорический смысл многочисленных кусочков меха на шутовских холстах?
Иллюстрации: СЕРГЕЙ ШУТОВ. Выставка «Необходимое и необязательное». ММСИ. 2008
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20090111_sergei_shutov.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20090111_sergei_shutov.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.