Сергей Шутов в ММСИ
Московский музей современного искусства представляет выставку Сергея Шутова «Необходимое и необязательное»
В Московском музее современного искусства (Ермолаевский пер., 17) сегодня вечером открывается выставка работ Сергея Шутова «Необходимое и необязательное».
Сергей Шутов (р. 1955, Потсдам) — чрезвычайно разносторонний и изобретательный художник. Он практикует различные виды искусства (живопись, графика, фотография, объекты, мультимедийные инсталляции, видео) и занимается неуклонным расширением арсенала собственных техник и технологий. По собственному признанию, свое первое произведение искусства (перформанс) он сделал в третьем классе, но в этом году Шутов может с полным правом отмечать 30-летие творческой деятельности — он участвует в групповых выставках с 1978 года.
Первой славой Шутов обязан программной картине «Барсучонок больше не ленится», показанной на нашумевшей XVII Молодежной выставке (1986). Баснословный успех на московском аукционе Sotheby’s (1988) стал началом международной карьеры Шутова. Большая часть живописных работ Шутова этих лет давно находится в музейных собраниях и в частных коллекциях, преимущественно западных. Он автор более 40 персональных выставок и участник более 140 групповых. В 2001 году проект Шутова «Абак» представлял Россию на 49-й Венецианской биеннале, после чего Шутов был номинирован на Государственную Премию (2002).
Сергей Шутов — художник, литератор, музыкант, ди-джей и ви-джей, а кроме того куратор, издатель, организатор. Его трудовая карьера весьма разнообразна и включает работу в ГМИИ им. А. С. Пушкина, Музее Востока, московском зоопарке и планетарии в конце 1970-х — начале 1980-х, участие в качестве актера и художника в культовом фильме «АССА» (1987), работу на «Радио Станция» (106,8), в клубе и видеогалерее «Птюч» — в середине 1990-х.
Герой-одиночка, никогда не состоявший в каких-либо арт-коллективах, Шутов всегда был в нужное время в нужном месте: в 1980-е он обитал в легендарных московских художественных сквотах в Фурманном переулке и на Чистых прудах, близко дружил с московскими художниками из групп «Гнездо» и «Чемпионы мира», а также с ленинградскими «Новыми художниками». Он был членом л/о «Эрмитаж» (с 1987), одним из основателей Клуба друзей Маяковского (с 1986), академиком Академии Всяческих Искусств (с 1986), возглавлял отделение графического искусства Свободной Академии (с 1989). Шутов был одним из организаторов «Арт-Рок-Парада АССА» в ДК МЭЛЗ — выставки, приуроченной к премьере фильма, которая стала важной встречей авангардного искусства и рок-музыки. В 1993 году Шутов основал и возглавил Институт Технологии Искусства, а в 1994 году он устроил в Манеже первый показ произведений российского видео-арта «ДаблуСИТИ». Сергей Шутов, соединяющий в одном лице хипповые 70-е, моднические 80-е и рейверские 90-е и по праву носящий почетные титулы пионера российского видео-арта, гуру электронного искусства и лидера клубного движения, давно стал любимцем публики и прессы.
Персональная выставка Сергея Шутова «Необходимое и необязательное» в Московском Музее Современного Искусства в Ермолаевском переулке станет первой музейной ретроспективой художника. На ней будут показаны работы разных лет — старые и новые, хорошо известные и никогда не выставлявшиеся. Впервые показывая широкой публике работы почти 30-летней давности, соединяя их с новыми проектами, Сергей Шутов принципиально решил отказаться от помощи кураторов и взял на себя ответственность самостоятельно выстраивать драматургию собственной мегавыставки. По мнению художника, целый корпус его работ «не входит в сферу интересов кураторов и галеристов, а входит в сферу интересов художника и зрителя», поэтому наряду с полюбившимися хитами Сергей Шутов показывает произведения и проекты для него лично крайне необходимые, но по разным причинам малоизвестные, не привлекшие внимание специалистов, возможно, опередившие время. Шутов не хочет вписываться в придуманную кем-то рамку, наоборот, он пытается остаться разнообразным и парадоксальным.
Отказ от показа самых «сливок», «хитов» для Шутова принципиален. Так, например, на выставке не будет едва ли не главной его инсталляции «Абак» (2001), сделанной для Венецианской биеннале и в Москве целиком не выставлявшейся.
Один этаж музея будет целиком посвящен живописи 1980-х и начала 1990-х — этот корпус работ никогда прежде не показывался ретроспективно. Среди наиболее ярких образцов живописи эпохи Новой волны будет показана программная работа Шутова 1988 года «Девочки, не хотите холодного? или Единство муз при установке памятного камня на могиле Казимира Севериновича Малевича в Немчиновке летом 1988 года».
Остальные три этажа музея отданы под проекты преимущественно последнего десятилетия, которые весьма условно можно разделить на три перетекающих один в другой блока — минимализм, космос и детская.
В первом (минималистском) разделе представлены нетипичные для Шутова, парадоксальные, но очень любимые самим автором проекты, в частности «Свет поднебесный» (2001) — шестнадцатиметровый свиток с одной единственной полосой, обозначающей горизонт: минималистское граффити «01-Горим!» (2005) и проект «Свободу!» (2008), где живущие в клетках японские роботы-рисовальщики по заданной программе рисуют графические композиции, которые художник подписывает собственным именем. Из колючей проволоки старого образца, которая уже сама по себе является раритетом, Шутов создает графичные объекты, изображающие спутники и звезды — символ былого величия и секретности отечественной космической программы («Небесные силы железного города»). Другие небесные силы почти буквально материализуются в проекте «Шестикрылые» (2007). Тема космоса как обетованного места внеземного существования будущего развита в масштабном проекте Apokatastasis Now (2006), а исследование возможностей левитации продолжено в проекте «Элевация» (2007). Тема игрушек впервые всплывает в проекте «Чужие здесь не ходят» (2000), где припорошенные искрящимся снежком разлапистые елки оживают и начинают двигаться по игровому полю вместо хоккеистов. А детская тема «секретиков» — в проекте «Вершки и корешки» (2001), где в донышке глиняных горшков зритель вдруг видит корни растений и… звездное небо. Тема «маленьких», «обиженных» вещей развита в проекте «Песни мусора» (2004), где появляется и плюшевый медведь из большой медвежьей коллекции художника. Тот же медведь, но с многочисленными увечьями, изображен в серии «Я никого не ем» (1998), которую предлагается интерпретировать через вегетарианство и загадку священного Грааля. А другие мишки выходят на демонстрацию в проекте «Ветераны» (2006), требуя меда, мяса и зимних льгот ЖКХ.
На выставке будет представлена большая часть видеоработ Шутова и его мультимедийных инсталляций. Последовательный показ ранних видеоработ будет устроен в формате кинотеатра на первом этаже музея. Будет восстановлена одна из первых интерактивных мультимедийных инсталляций в современном российском искусстве — «Чувственные опыты» (1992). А после рискованного путешествия с видеокамерой в недрах московского метрополитена, как в лабиринте Минотавра («Вместо Минотавра», 2004), художник подготовил зрителю встречу с настоящими привидениями («Духи», 2004). Наконец, одна из самых сильных работ Шутова — мультимедийная инсталляция «Ковер-гортензия» (2003), где в основу видеоряда положено условно-одноименное стихотворение Александра Введенского. И как ни велика сила трагического искусства (от Введенского в изложении Шутова буквально хочется плакать), ей всегда готово противостоять комическое — проект «Классик-караоке» (2004), вызывает почти гомерический хохот.
Одновременно с выставкой в издательстве WAM выйдет первый ретроспективный каталог Сергея Шутова.
Выставка в ММСИ (Ермолаевский пер., 17) откроется для посетителей 16 декабря и будет работать до 18 января 2009 года.
Источник: пресс-релиз ММСИ
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20081215_sergei_shutov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20081215_sergei_shutov.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.