Почему жулики не боятся подделывать ныне живущих художников
ARTinvestment.RU   09 июня 2018

Казалось бы, какой смысл предлагать фальшивку ныне живущего художника, если он сам ее увидит и разоблачит? Зачем кому-то так рисковать? Именно эти рациональные сомнения думающих людей сильно на руку жуликам всех мастей

Как так можно при живом-то авторе? Изготовить подделку, снабдить ее фальшивой подписью, да еще и выставить на публичный аукцион, где ее может увидеть сам художник, — это просто верх наглости. Но как раз уверенность в том, что жулики никогда не решатся на такую дерзость, здорово усыпляет бдительность малоопытных покупателей. Многие ведь так и думают: «Не посмеют же они!» И сильно зря. Посмеют, и еще как.

Недавнее нашумевшее снятие «шемякиных» с «Сотбиса» — это лишь один из многих эпизодов в проблеме подделок ныне живущих художников. За 10 лет работы мы у себя в ARTinvestment.RU тоже чего только не видели. И фальшивую живопись якобы «раннего» Валерия Кошлякова, и переподписанного Виктора Казарина, и якобы Рустама Хамдамова, и фальшивого Илью Кабакова, и поддельного Оскара Рабина, и «левые» пастели Владимира Янкилевского, и компиляции под Владимира Немухина (когда двое последних были живы). И надо сказать, что подобное было во все времена. При жизни много подделывали Ивана Айвазовского, Владимира Яковлева, Анатолия Зверева и многих других художников.

Ситуации и мотивы бывали разные. Так, тот же Зверев, как говорят знающие люди, не просто знал своих поддельщиков, но и в принципе не был против их «бизнеса». Почему? Наверное, для него это могло быть своеобразной игрой, перфомансом: «Старик, нужны будут деньги — работай под меня». В свою очередь покупавшие фальшивых «репиных» дореволюционные одесские «нувориши» прекрасно понимали, что берут «левак» в золоченых рамах. Просто считали, что внешне нет разницы. А если нет разницы, то зачем платить больше?

Впрочем, эти случаи — явные исключения, нюансы. Ведь по большей части мошенники честно (извините за оксюморон) расставляют сети на обычных, неискушенных, непуганых покупателей. А больше всего они любят ленивых. Тех, которые «не находят времени», чтобы удостовериться в подлинности.

Чтобы не обмануться, вот минимум того, что нужно сделать при покупке работы известного и дорогого ныне живущего художника:

1. Отправить фото и вопрос о подлинности на сайт художника или его фонда. Да, есть авторы, с которыми связаться действительно тяжело. Но зачастую неприступность первых имен сильно преувеличена. В частности, Эмилия Кабакова, строгости которой многие побаиваются, довольно оперативно отвечает на запросы по электронной почте и бесплатно выдает сертификаты подлинности. А мы в нужный момент быстро получили по e-mail ответ Ольги Кошляковой по вопросу подлинности картины Валерия Кошлякова. Быстро на такие вопросы отвечает Виктор Казарин. Да многие. На самом деле в большинстве случаев люди реагируют на такие запросы нормально и по-деловому. Нужно быть смелее и спрашивать.

2. Проверить, нет ли уже рассматриваемой работы в официальном опубликованном списке разоблаченных подделок. С этого лучше бы и начать. Разделы с фальшивками есть не у всех, но есть. Например, подделки Шемякина опубликованы здесь, на сайте его фонда. А подделки Кабакова тоже есть на сайте Ильи и Эмилии. Обычно в таких разделах публикуют самые частые, типовые, топорные и одиозные «фальшаки».

3. Если доступ к автору затруднен, то существует план Б — обратиться к профильному эксперту напрямую или в его экспертную организацию. Есть нюанс: эксперты не любят давать бумаги на ныне живущих художников. Но сами прекрасно в них разбираются и знают, как связаться с авторами. Так что если правильный эксперт сказал да, то дальше можно уже не медлить с покупкой.

Случаи с подделками следует отличать от ситуаций, когда художник объявляет фальшивками свои подлинные работы. Так редко, но тоже бывает. О мотивах можно только догадываться: ссора с коллекционером, расплата за какой-нибудь старый обман, искреннее недовольство качеством своего произведения, а то и просто плохая память. Но если художника не удалось переубедить (вдруг есть фото, где он стоит с этой самой работой в мастерской или на выставке), то для владельца вещи это довольно скверный вариант. Практически безнадежный. Будь он сто раз прав, но 1) аукционы с таким шлейфом работу на торги не примут; 2) покупатель, обратившийся за подтверждением к художнику, скорее всего, потребует деньги назад. Увы. Утешает, что такие ситуации возникают довольно редко.

Но вернемся к поставленному в заголовке вопросу.

«Живущих не подделывают» стоит в том же ряду мифов, что и «в Интернете все дешевле», «на иностранных аукционах продается только подлинное», «за рубежом дешево, потому что русских художников не знают». Неофиты считают себя умнее всех и на этом попадаются. Общий совет покупателям: не верьте ни в какие слова и не ленитесь. Помните, что жулики, работающие против вас, — тонкие психологи. Они сыграют на всех слабостях: на вашем нежелании возиться, на том, что деньги небольшие, на подсознательном страхе узнать правду, на воспитанности и доверчивости. В ход пойдут рассказы, что «покупал лично у художника», что «прежний владелец — ученый-врач-профессор-приличный человек». Еще что «опубликована в каком-то каталоге» и вообще «эксперт видел, сказал все нормально». А начнешь копать, и в лучшем случае выяснится, что рассказчик говорит с чужих слов. Готовьтесь, что проверять придется все, ничего не стоит слепо брать на веру. Зато время и силы, потраченные на изучение вопроса, потом окупятся сторицей.



Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 19

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх