Айвазовский И.К.
Шишкин И.И.
Маковский А.В.
Маковский В.Е.
Кончаловский П.П.
Фальк Р.Р.
ARTinvestment.RU покупает работы
ведущих художников XIX-XX вв.
Нестеров М.В.
Плавинский Д.П.
Бенуа А.Н.
Немухин В.Н.
Серов В.А.
Зверев А.Т.
Саврасов А.К.


Почему жулики не боятся подделывать ныне живущих художников
ARTinvestment.RU   09 июня 2018

Казалось бы, какой смысл предлагать фальшивку ныне живущего художника, если он сам ее увидит и разоблачит? Зачем кому-то так рисковать? Именно эти рациональные сомнения думающих людей сильно на руку жуликам всех мастей

Как так можно при живом-то авторе? Изготовить подделку, снабдить ее фальшивой подписью, да еще и выставить на публичный аукцион, где ее может увидеть сам художник, — это просто верх наглости. Но как раз уверенность в том, что жулики никогда не решатся на такую дерзость, здорово усыпляет бдительность малоопытных покупателей. Многие ведь так и думают: «Не посмеют же они!» И сильно зря. Посмеют, и еще как.

Недавнее нашумевшее снятие «шемякиных» с «Сотбиса» — это лишь один из многих эпизодов в проблеме подделок ныне живущих художников. За 10 лет работы мы у себя в ARTinvestment.RU тоже чего только не видели. И фальшивую живопись якобы «раннего» Валерия Кошлякова, и переподписанного Виктора Казарина, и якобы Рустама Хамдамова, и фальшивого Илью Кабакова, и поддельного Оскара Рабина, и «левые» пастели Владимира Янкилевского, и компиляции под Владимира Немухина (когда двое последних были живы). И надо сказать, что подобное было во все времена. При жизни много подделывали Ивана Айвазовского, Владимира Яковлева, Анатолия Зверева и многих других художников.

Ситуации и мотивы бывали разные. Так, тот же Зверев, как говорят знающие люди, не просто знал своих поддельщиков, но и в принципе не был против их «бизнеса». Почему? Наверное, для него это могло быть своеобразной игрой, перфомансом: «Старик, нужны будут деньги — работай под меня». В свою очередь покупавшие фальшивых «репиных» дореволюционные одесские «нувориши» прекрасно понимали, что берут «левак» в золоченых рамах. Просто считали, что внешне нет разницы. А если нет разницы, то зачем платить больше?

Впрочем, эти случаи — явные исключения, нюансы. Ведь по большей части мошенники честно (извините за оксюморон) расставляют сети на обычных, неискушенных, непуганых покупателей. А больше всего они любят ленивых. Тех, которые «не находят времени», чтобы удостовериться в подлинности.

Чтобы не обмануться, вот минимум того, что нужно сделать при покупке работы известного и дорогого ныне живущего художника:

1. Отправить фото и вопрос о подлинности на сайт художника или его фонда. Да, есть авторы, с которыми связаться действительно тяжело. Но зачастую неприступность первых имен сильно преувеличена. В частности, Эмилия Кабакова, строгости которой многие побаиваются, довольно оперативно отвечает на запросы по электронной почте и бесплатно выдает сертификаты подлинности. А мы в нужный момент быстро получили по e-mail ответ Ольги Кошляковой по вопросу подлинности картины Валерия Кошлякова. Быстро на такие вопросы отвечает Виктор Казарин. Да многие. На самом деле в большинстве случаев люди реагируют на такие запросы нормально и по-деловому. Нужно быть смелее и спрашивать.

2. Проверить, нет ли уже рассматриваемой работы в официальном опубликованном списке разоблаченных подделок. С этого лучше бы и начать. Разделы с фальшивками есть не у всех, но есть. Например, подделки Шемякина опубликованы здесь, на сайте его фонда. А подделки Кабакова тоже есть на сайте Ильи и Эмилии. Обычно в таких разделах публикуют самые частые, типовые, топорные и одиозные «фальшаки».

3. Если доступ к автору затруднен, то существует план Б — обратиться к профильному эксперту напрямую или в его экспертную организацию. Есть нюанс: эксперты не любят давать бумаги на ныне живущих художников. Но сами прекрасно в них разбираются и знают, как связаться с авторами. Так что если правильный эксперт сказал да, то дальше можно уже не медлить с покупкой.

Случаи с подделками следует отличать от ситуаций, когда художник объявляет фальшивками свои подлинные работы. Так редко, но тоже бывает. О мотивах можно только догадываться: ссора с коллекционером, расплата за какой-нибудь старый обман, искреннее недовольство качеством своего произведения, а то и просто плохая память. Но если художника не удалось переубедить (вдруг есть фото, где он стоит с этой самой работой в мастерской или на выставке), то для владельца вещи это довольно скверный вариант. Практически безнадежный. Будь он сто раз прав, но 1) аукционы с таким шлейфом работу на торги не примут; 2) покупатель, обратившийся за подтверждением к художнику, скорее всего, потребует деньги назад. Увы. Утешает, что такие ситуации возникают довольно редко.

Но вернемся к поставленному в заголовке вопросу.

«Живущих не подделывают» стоит в том же ряду мифов, что и «в Интернете все дешевле», «на иностранных аукционах продается только подлинное», «за рубежом дешево, потому что русских художников не знают». Неофиты считают себя умнее всех и на этом попадаются. Общий совет покупателям: не верьте ни в какие слова и не ленитесь. Помните, что жулики, работающие против вас, — тонкие психологи. Они сыграют на всех слабостях: на вашем нежелании возиться, на том, что деньги небольшие, на подсознательном страхе узнать правду, на воспитанности и доверчивости. В ход пойдут рассказы, что «покупал лично у художника», что «прежний владелец — ученый-врач-профессор-приличный человек». Еще что «опубликована в каком-то каталоге» и вообще «эксперт видел, сказал все нормально». А начнешь копать, и в лучшем случае выяснится, что рассказчик говорит с чужих слов. Готовьтесь, что проверять придется все, ничего не стоит слепо брать на веру. Зато время и силы, потраченные на изучение вопроса, потом окупятся сторицей.



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх