Sotheby’s снял четыре поддельные работы Шемякина с «русских торгов»
ARTinvestment.RU   05 июня 2018

Два лота с сегодняшних Sotheby’s Russian Pictures были убраны после обращения Михаила Шемякина. Подлинность картины «Натюрморт с крабом» и трех скульптур из серии «Карнавалы Санкт-Петербурга» опроверг сам автор

Показательная история для тех, кто любит повторять: «Какой смысл подделывать ныне живущих художников?» Смысл — деньги. И подделывают за милую душу. И никто не застрахован от встречи с подделками, включая первоклассные мировые аукционы.

Другое дело, что серьезные аукционы оперативно реагируют в случае, если получают достоверный сигнал. Так вышло и на сей раз. После обращения самого Михаила Шемякина, Sotheby’s успел снять с сегодняшних торгов два лота.

Первый — лот 205 — большой живописный «Натюрморт с крабом». Это пример повтора-компиляции. Своих идей нет, поэтому поддельщик в этом случае опирается на фрагменты реальных работ, а то и вовсе копирует оригинальную композицию целиком. В данном случае источником «вдохновения» для жуликов послужила графическая работа 1981 года, репродуцированная в альбоме Шемякина 1986 года. Была графика, бац — и стала холст/маслом, да и еще и более ранним, 1979 года. В своем письме в Sotheby’s сам Шемякин рассказал историю появления подделок из этой серии. Впервые он обнаружил эти фальшаки в ноябре 1989 года в нью-йоркской галерее Эдуарда Нахамкина. Любопытно, что галерея располагалась в двух шагах от студии художника, где он в то время работал. Он тут же написал заявление в полицию, было открыто дело и найден подозреваемый — Андрей Белле, ленинградский художник, который в то время приехал в Нью-Йорк. Он, по словам Шемякина, хвастался друзьям, что написал 20–25 поддельных холстов Шемякина по заказу Константина Кузьминского. Такая история. Косвенно ее подтверждает еще и то, что работы Белле того времени содержат явные стилистические заимствования от натюрмортов и композиций Шемякина.

Второй лот, подлинность которого была отведена автором, — это номер 204 — три бронзовые скульптуры из серии «Карнавалы Санкт-Петербурга». Шемякин заметил, что качество отливок неважное, и ещё определил, что отливки данных скульптур под данными номерами выглядят совсем по-другому и находятся в совсем другом месте. Художник пришел к выводу, что это, скорее всего, неавторизованные автором дополнительные отливки — другими словами, тоже подделка.

Оба лота были оперативно сняты аукционным домом Sotheby’s. В каталоге на сайте аукциона их уже нет. Остались только в бумажном каталоге. На торгах сегодня их тоже уже не будет.

Надо отметить, что ничего из ряда вон выходящего в том, что время от времени тот или иной аукцион снимает сомнительный лот до торгов, нет. Аукционный формат в силу своей публичности и прозрачности является в этом смысле «самоочищающимся» и более безопасным для покупателей. При поступлении обоснованного сигнала аукционы успевают обычно разобраться и убрать лоты, вызвавшие сомнения.

Серьезным препятствием на пути жуликов-фальсификаторов зачастую становятся фонды художников — организации, следящие за подлинностью и публикующие разоблаченные фальшивки. Соответствующий раздел со списком выявленных подделок есть и на сайте Фонда Шемякина.

Вместе с тем попытки продать подделки ныне живущих известных художников сегодня происходят все чаще и чаще. А о том, почему фальсификаторы работают так дерзко и нагло, скоро AI расскажет в отдельной статье.

А «русские торги» в Лондоне тем временем находится в самом разгаре. Читайте наши прогнозы. И удачных всем покупок.

Редакция благодарит Фонд Михаила Шемякина (Санкт-Петербург) за предоставленную информацию и комментарии.



Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 19

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх