Вопрос недели: Можно ли судить о подлинности картины по фотографии?
ARTinvestment.RU   19 марта 2018

«Да как вы можете говорить, что это подделка, по фото, не видя картину живьем!» Слышали такое? Первое, что нужно сделать при этих словах, — насторожиться. Этот «аргумент» обычно пускают в ход, когда дело нечисто

Чаще всего можем. Нам не мировую справедливость восстанавливать и не в судах кому-то глаза открывать. Мы решаем задачи прагматичные, для себя. Выставлять на торги или ну его, от греха подальше? Нужно ввязываться в дорогостоящие экспертизы или заведомо понятно, что овчинка выделки не стоит?

И поверьте, простого фото для принятия такого решения зачастую хватает за глаза.

Почему?

Дело в том, что суперподделки («шишкины», «леонардо» и «челлини» качества как в кино) — это редкость. Это в «Шерлоке» они по солнечному затмению авторство отводят. А в жизни все менее затейливо. По счастью, 90 % «подделок массового поражения», циркулирующих на рынке, — это довольно низкосортный продукт. Хлам, рассчитанный на людей совсем далеких от искусства. Никаких дополнительных исследований для таких фальшаков проводить не требуется. Не только специалисту, но и любому насмотренному человеку все будет сразу понятно даже по самым отвратительным фото.

Что выдает подделку, кроме качества класса «мазня»?

1. Копийный сюжет или компиляция на темы известных оригиналов. Это когда любительская копия или композиция по мотивам сразу нескольких произведений снабжается фальшивой подписью и выдается за подлинник. Нередко в таких случаях потерпевший хватается за соломинку и начинает выдвигать теории, что это может быть авторское повторение. Дескать, мог же художник возвращаться к полюбившемуся сюжету? Мы говорим: мог, конечно. Многие так и делали, и авторские варианты писали, и по заказам собственные вещи копировали. И все бы хорошо, только вот поддельщики тоже не лишены своеобразного чувства юмора, или, скорее, презрения к необразованной клиентуре. На подделку, вдохновленную Серебряковой, без стеснения ставят подпись Ланского, а сюжет Машкова превращается в картину то Фалька, то Клюна, то Альтмана. Представляете себе дистанцию от Машкова до Клюна? Уверен, что и сами жулики представляют. Но куражатся, раз «пипл хавает».

Фото оригинальной картины, с которой ваялись нижеследующие «шедевры», мы, увы, не нашли. Следы (подписи на подделках) ведут на юго-восток области — в Куровское, в Коломну. Будем благодарны, если кто-нибудь узнает оригинал и пришлет на vladbog@artinvestment.ru.

2. Обилие «левых» бирок, наклеек, надписей и других якобы следов бытования работы на обороте. «Опись по классам», номера, пометки. Чем больше, тем лучше. У потенциального потерпевшего должно создаваться впечатление, что вещь старая, не раз была на выставках и лишь чудом получила штамп «РАЗРЕШЕНО к вывозу из СССР». Мало того, когда-нибудь обманутый покупатель поймет, что многие из фальшаков еще и подписаны одним почерком. Возмутительное пренебрежение к душевному состоянию клиентов!

3. Заведомое несоответствие класса материала позиционированию предполагаемого места продажи. Зачем, спрашивается, продавать мировые первые имена из таинственной «европейской коллекции» на аукционе или в галерее в России? С чего вдруг Рафаэля тащить через три границы в Россию, а не выставить на самые дорогие аукционы мира «Сотбис» и «Кристис», которые тем более находятся под боком? Что, продавец настолько наивен? Разговоры о богатых русских ценителях — пустая болтовня. Тогда что продавцам тут надо?

4. Намеренное искажение инициалов художника со звучной фамилией. Покупатель читает: «Лентулов». Ба! Лентулов! Кто ж не знает Лентулова! А на то, что это какой-то «М. Лентулов» (авангардиста-бубновалетовца звали Аристархом), покупатель может и не обратить внимания. Зачем это делается? Может, ради форсу: еще одна издевка над наивным покупателем. А может, это формальная попытка уйти от ответственности. Вы покупали Лентулова — вот вам Лентулов. Да, малоизвестный мазила М. Лентулов. Ах, вы думали, что Аристарх? Ну так куда ж вы раньше смотрели?

Как видите, чтобы определиться по каждому из пунктов, простой фотографии будет достаточно за глаза. Даже плохонькой.

Чуда не произойдет, не нужно себя уговаривать. Ни фото в высоком разрешении, ни личный осмотр, ни опрос экспертов не добавят никакой новой информации по существу. Лучше лишние деньги и время приберечь на действительно важный случай: когда работа настолько хороша, что будет не жалко потратить 30 000–50 000 рублей на комплексную экспертизу в правильном месте.

Ну и последнее. Самое важное. Подделка может не иметь совсем уж детских ошибок (в инициалах или датах, когда год создания позже года смерти предполагаемого автора). Там может быть все правильно: и имя-отчество, и оборот без намозоливших глаз бирок. Это ведь все косвенные признаки. А самое главное, что должно насторожить, — это качество живописи, стилистическое несходство. Часа просмотра эталонных работ рассматриваемого автора хватит, чтобы появились обоснованные сомнения. Или не появились.

Верьте глазам и чутью. Поддельщики не семи пядей во лбу, да и таланта они обычно не великого. У них и с фантазией обычно туго (отсюда топорные компиляции) и с усидчивостью (отсюда непопадание в стиль, даты, периоды биографии). Так что шансы обычно на стороне покупателя. Не уверены — не торопитесь, потратьте время на изучение и не надейтесь на авось.

Что еще почитать по теме на AI:
«Фальшивки массового поражения»;
«Разоблачена преступная группировка, подделывавшая произведения русских художников»;
«Осторожно, подделка картин!».



  • 15.02.2019 Аукцион антикварных открыток № 5 21 февраля 2019 года аукционный дом «Русская эмаль» проводит очередные филокартические торги, в коллекцию которых вошло без малого 350 лотов
  • 15.02.2019 В Литфонде только редкости… 21 февраля Аукционный дом «Литфонд» проведет очередной аукцион, на который выставлено 400 лотов редких книг, автографов, рукописей, исторических бумаг, фотографий, открыток, плакатов
  • 15.02.2019 Результаты AI Аукциона № 265 Продали 55 %. Покупали Москва, Пермь, Екатеринбург, Владивосток, Иркутск
  • 13.02.2019 От Репина и Кустодиева до Зверева и Бахчаняна 14 февраля аукционный дом «Литфонд» проведет торги живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. В каталоге аукциона 257 лотов XIX — начала XXI века
  • 12.02.2019 Открыты 265-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов — это одиннадцать живописных работ, пять листов оригинальной и два — печатной графики и две композиции, выполненные в смешанной технике
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 20

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх