- Зверев?
- Ирина Тихомирова, «Вечер цветущий» 1979 год, Ленинград
- Художник Uncognito
- Александр Сигов "Флорентийский мотив"
- Александр Сигов "Amadina"
- Эскизы тканей Ивановской фабрики, Борисов и Данилова?
- Дмитрий Титов - три натюрморта
- Художник с неспокойной душой?
- Александр Добровольский - 7 работ
- Автор
Художник недели: Василий Ситников
ARTinvestment.RU 11 мая 2021
История, финансовые и маркетинговые показатели мистической легенды московского нонконформизма Василия Ситникова
Годы жизни: 1915–1987
Направление: нонконформизм
Вид искусства: живопись, графика
Жизнь и творчество
История Василия Ситникова является своего рода показательно-образцовой для художника-нонконформиста. Чудаковатый живописец, фактически самоучка, на долю которого пришлись арест и срок в психиатрической лечебнице, полное непризнание властью и вынужденная эмиграция, с 1950-х годов был одной из ведущих фигур неофициальной художественной жизни столицы. Созданная им подпольная школа, в рамках которой он на практике развивал свой творческий метод, стала местом, где сформировались виднейшие мастера нонконформизма. Сама же личность художника окутана практически мистической аурой — его образ «юродивого» от московского неофициального искусства оказался окружён бесчисленным количеством странных историй, мифов и легенд.
Василий Яковлевич Ситников родился в 1915 году в селе Ново-Ракитино, недалеко от старинного русского города Лебедяни. Художник вспоминал: «Теперь Лебедянь полузабытый городок, а до революции на стометровой высоты холме, состоящем из обнаженных известняковых пластов белого камня, стояло с десяток церквей, издали завораживавших красотой силуэта, а по субботам вечером и воскресеньям утром на многие километры разносился по окрестностям умиротворяюще-мечтательный гул их колоколов». Уже в раннем детстве Василий копировал книжные иллюстрации через промасленную бумагу, а самой большой радостью для него стала встреча с красками: «в 1925 году папа в воскресенье пришел с мамой с рынка и принес семь красочек размером с пуговицу. Радости моей не было границ. Симпатичной кисточкой я начал рисовать картинки по памяти, мою родную деревню и реку Дон, и всякие другие картинки».
Родители художника были потомственными крестьянами. Оставив попытки создать в деревне прибыльное хозяйство, отец, Яков Данилович Ситников, перевез семью в Москву. Политическая нестабильность и неурожайные годы разрушили мечту Якова Даниловича о зажиточном существовании в деревне, но ее место заняла другая — дать детям высшее образование. Самые большие надежды он возлагал на старшего сына Василия. Но в школе Ситников учился не слишком хорошо, ему трудно давались русский язык и математика — на уроках он тайком рисовал и прогуливал занятия в читальне.
Окончив школу, Василий под влиянием одноклассника, сына армянского композитора А. А. Спендиарова, поступил в речное училище и, по его собственным словам, успел поработать капитаном на Москве-реке на речных катерах, после чего «получил отвращение к глупым неинтересным людям и к водному транспорту вообще и захотел вернуться вновь к искусству и сделаться художником». Юноша дважды пытался поступить в Академию художеств, но не преуспел, и оказался на Мосфильме, где работал художником-мультипликатором и снимался в массовке. Живописью Ситников занимался в студии при Московском союзе советских художников, а также часто ходил в Музей западного искусства, разглядывал работы Рембрандта, Дега, Мане, Моне, Ван Гога, Гогена, Сезанна, Пикассо, Ватто и Тернера. В конце 1930-х художник устроился на кафедру истории искусств Московского художественного института и показывал диапозитивы на лекциях, за что и получил прозвище «Васька-фонарщик». Занятия живописью он продолжал на педагогических курсах по подготовке учителей рисования и черчения у Д. Кардовского, с интересом наблюдая и за работой учеников в мастерских Московского художественного института. К середине 1930-х относится начало дружбы Ситникова с голуборозовцем А. В. Фонвизиным.
К началу 1940-х, после нескольких лет мучительных поисков, Ситников пришёл к своему живописному методу, который он впоследствии объяснял на примере изображения шара: «Принцип в том <…> чтобы вообразить, что лист бумаги не лист бумаги, а пространство в глубину, и вы, усиливая и ослабляя, как бы очищаете туман, постепенно приближаетесь к горизонту шара. Надо вообразить, что вы действуете не на плоскости, а в пространстве обрабатываете поверхность объемного шара в направлениях от передней выпуклости к всем частям горизонта одновременно… Весь секрет в том, чтобы при этой работе, глядя на нее, почти осязать шар».
Художник решительно заявлял: «До школы Кардовского я рисовал импрессионистическим методом, проверяя правильность рисунка только по взаимоотношениям пятен. У Кардовского я научился ориентироваться по плоскостям, ограничивая их прямыми линиями. <…> Я с великим трудом переучивался, установив главными ориентирами выпуклости. Теперь учителя мне только мешали». Однако не успел Ситников освоить новый метод, как началась война. Став жертвой навета, в 1941 году он был арестован, признан душевнобольным и направлен на принудительное лечение в психиатрическую тюремную больницу в Казань, затем его перевели в общее отделение. Там в 1943 году он возобновил занятия искусством.
В конце войны Ситников вернулся в Москву и сосредоточился на развитии своей живописной системы. Отчасти она стала продолжением символистской линии в русской живописи начала XX века, которая во многом строилась на достижениях импрессионизма. Для Ситникова решающим оказалось влияние А. В. Фонвизина, с которым он познакомился еще до войны, и Р. Р. Фалька, которого Ситников нередко навещал. Вслед за символистами художник трактовал свет как внутреннее свечение, присущее всегда круглой форме, и выстраивал пространство особым образом, в глубину холста: «будто не поверхность холста перед тобой — а рама, и в ней пространство… это не холст, а дыра, огромная до горизонта. И это работа не механическая, а эмоциональная целиком. Как волховство такое, сам себя гипнотизируешь».
Ситников работал в технике «сухой кисти», растирая тонким слоем краску по холсту, достигая тончайших свето-цветовых модуляций краски и полупрозрачной дымчатой поверхности, создающей впечатление нематериальности образа, — традиция, также идущая еще от живописцев «Голубой розы». Его живопись тяготела к своеобразному «монохрому», который строился на использовании ограниченной цветовой палитры. Как говорил художник, «краска еще не цвет» — в его работах цвет создавался за счет наложения друг на друга множества слоев, складывающихся в сложный тональный диапазон. Излюбленными сюжетами живописца были храмы, пейзажи и обнаженная натура.
К концу 1950-х Ситников превратился в одну из влиятельнейших фигур московского художественного подполья. Свою студию в коммунальной квартире он превратил в настоящую «школу» неофициального искусства. Здесь легко можно было встретить А. Глезера и Г. Костаки, тут занимались В. Вейсберг и А. Харитонов. Среди других учеников Ситникова— Ю. Ведерников, Н. Шмелькова, А. Шнуров, В. Титов, С. Земляков, А. Чашкин, В. Казьмин, А. Поленов, С. Блезе, В. Петров-Гладкий, Т. Глытнева, М. Стерлигова, С. Губанцев, Н. Шибанова, Б. Мышков и многие другие. Стены крошечной комнаты были сплошь увешаны иконами, антураж дополняли восточные ковры и цветастые шали на лампе. Да и сама личность эксцентричного и воодушевленного Ситникова производила огромное впечатление.
Анатолий Брусиловский, один из учеников Ситникова, вспоминал: «Внешне он был Распутин. Сухощавый, некогда прекрасно сложенный, на столе была фотокарточка — молодой, обнаженный торс с рельефными небывалыми мышцами. Это Васька в бытность натурщиком в Суриковском институте. А ныне — лохматая, нечесаная борода, увесистый нос. Но, главное, глаза — иногда хитрые, жгучие, умные, иногда — безумные. Глаза хлыста, сектанта. На теле майка, вся проеденная дырками. Такой наряд, такая вывеска. И эпатаж ли? Может, глубинная традиция русских юродивых во Христе — того же Василия Блаженного. Что говорил с царями, как с равными… Речь его была удивительна. Он провоцировал, сбивал с толку. Подначивал, обзывал (внимательно глядя на реакцию — ну, уже достал или еще добавить?). Занимательно рассказывал, учил, благодарно слушал — если дело, с увлечением показывал. Как рисовать, как делать лодку, как жарить картошку. Знал он, казалось, все. Знания его были обширны, составлены из кусочков, но соединены в совершенно уникальную “его” систему».
В 1975 году Василий Ситников эмигрировал из СССР, оставив в России коллекцию восточного искусства и русских икон, наиболее ценную часть которой он отдал в Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублёва. Художник умер в 1987 году в Нью-Йорке.
При жизни на родине не состоялось ни одной персональной выставки Ситникова, но его работы активно вывозились за рубеж — так, в 1963 году его произведения приобрел MoMA, Музей современного искусства в Нью-Йорке. Первая персональная выставка живописца состоялась в итальянском Centro di Iniziativo Culturali в Авеццано. Творчество Ситникова было представлено на крупнейших выставках неофициального искусства: Nuove correntia Mosca (1970, Museo Belli Arti, Лугано, Швейцария); выставке произведений московских художников в павильоне «Дом культуры» (1975, ВДНХ, Москва); на открытии Музея современного русского искусства в изгнании (1976, Монжерон, Франция); «диссидентской биеннале» в Венеции (1977) и др. После смерти художника работы участвовали в экспозициях «Другое искусство. Москва 1956–1976» (1990, Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Выставка коллекции Александра Глезера» (1995, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва). В 2009 году в галерее «Наши художники» прошла посвященная творческой практике живописца выставка «Василий Ситников и его школа». Творческое наследие Ситникова сильно распылено и рассредоточено по частным коллекциям. Часть работ находится в экспозиции Музея Циммерли (Нью-Брансуик, США), произведения художника входят в коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Василия Ситникова входят живописные произведения, проданные западными аукционными домами в 2007–2008 годах. Третий текущий результат был достигнут в 2007 году: холст «Монастырь» ушел с торгов на лондонском Bonhams за $397 594. Второй текущий результат был показан в том же году на Geneshapiro в пригороде Нью-Йорка: за «СССР 1975» заплатили $477 900. (Наши читатели, вероятно, заметили, что, рассказывая о том или ином художнике в рубрике «Художник недели», мы задействуем результаты всех работ, в том числе снабженных желтыми и красными индикаторами инвестиционного риска, которые в некоторых автоматических расчетах на сайте не учитываются. В данном же случае важно состояние рынка автора в тот или иной период, то, сколько рынок был готов за него заплатить, тогда как инвестиционные перспективы отдельных работ значения не имеют.) Ныне действующий рекорд был установлен аукционным домом MacDougall's в 2008 году на летних «русских неделях»: «Москву 1973» купили за $625 085 при эстимейте $194 670–292 005.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 114 раз были выведены на аукционные торги, из них живопись — 102 работы, графика — 62 работы, тиражная продукция — 14 работ. Средняя стоимость проданных работ — $49,3 тыс., медианная стоимость — $27,4 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $5,67 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 115 к 63 (65 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
1990–2008 | 62 | 49 | 79 | 13 |
2009–2014 | 49 | 34 | 69 | 15 |
2015–2021 | 67 | 32 | 48 | 35 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
Великобритания | 93 | 75 | 81 | 18 |
США | 52 | 23 | 44 | 29 |
РФ | 23 | 11 | 48 | 12 |
Швейцария | 3 | 0 | 0 | 3 |
Франция | 3 | 3 | 100 | 0 |
Швеция | 2 | 1 | 50 | 1 |
Италия | 1 | 1 | 100 | 0 |
Монако | 1 | 1 | 100 | 0 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п | Название | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом, город | Прибыль, $ | CAGR, % | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Цена, $ | Год | Цена, $ | ||||||
1 | Мужской портрет на фоне окна | 2018 | 321 | 2019 | 169 | 1 | Литфонд, Москва | –152 | –47,4 |
2 | Кремль | 2008 | 144 250 | 2010 | 74 526 | 2 | Christie's, Лондон | –69 724 | –24,2 |
3 | Родительский день | 2007 | 86 283 | 2010 | 30 263 | 3 | MacDougall's, Лондон | –56 020 | –21,6 |
4 | Дунька-готтентотка | 2007 | 177 642 | 2012 | 105 772 | 5 | MacDougall's, Лондон | –71 870 | –8,1 |
5 | Монастырь | 2007 | 397 594 | 2018 | 100 043 | 11 | MacDougall's, Лондон | –297 551 | –6,8 |
6 | Summer | 2006 | 58 092 | 2019 | 9 226 | 13 | MacDougall's, Лондон | –48 866 | –6,5 |
7 | Церковь в тумане | 2007 | 59 363 | 2019 | 26 393 | 12 | MacDougall's, Лондон | –32 970 | –4,6 |
8 | Монастырь зимой | 2008 | 175 106 | 2019 | 98 974 | 11 | MacDougall's, Лондон | –76 132 | –4,0 |
9 | Похищение Европы | 2007 | 152 265 | 2013 | 128 744 | 6 | MacDougall's, Лондон | –23 521 | –2,6 |
10 | Глезер и Люба | 2006 | 14 524 | 2011 | 22 072 | 5 | Гелос, Москва | 7 548 | 10,4 |
11 | Поле | 2012 | 3 032 | 2018 | 5 002 | 6 | MacDougall's, Лондон | 1 970 | 10,8 |
Работы Василия Ситникова на публичном рынке имеют 11 повторных продаж со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) –9,5 %, медианный CAGR составляет –6,5 %. Обратим внимание, что большинство убыточных для продавцов сделок были либо совершены с предметами, купленными в 2006–2008 годах, либо носили явно спекулятивный характер (менее одного года между покупкой и продажей). Стоимость всех проданных работ художника составляет 148 % от среднего эстимейта — другими словами, цены ушедших с аукциона работ в среднем оказались в полтора раза выше первоначальных оценок аукционных домов. Превышение верхней границы эстимейта (в среднем на 127 %) зафиксировано в 43 % сделок.
Многие художники до сегодняшнего дня восстанавливают прежние цены после перегретого рынка русского искусства 2006–2008 годов. К сожалению, имя Василия Ситникова — в первых рядах «пострадавших»: до полного исцеления и дальнейшего роста необходимо и время, и благоприятная экономическая ситуация, и институциональная поддержка. В то же время средняя стоимость работ художника всего в 2 раза выше медианной, что говорит о стабильном ценообразовании на вновь растущем рынке. Для работ Ситникова имеется три ярко выраженных мировых центра продаж — Лондон, Нью-Йорк и Москва, в остальных аукционных локациях он продавался точечно, но по большей части успешно. Как известно, чем меньше блюд в меню ресторана — тем изысканнее кухня и лучше отработана подача. То же самое можно сказать и о русских художниках с несколькими выделяющимися аукционными центрами. Еще один плюс в копилку Василия Ситникова — это хороший средний показатель превышения эстимейта: 148 % показывают художники, в оценке которых уверены и аукционные дома, и коллекционеры. Последние, правда, уверены чуть больше: пусть сдержанно, но регулярно они превышают эстимейты.
1960-е годы вывели на авансцену искусства две близкие по значению среди современников и влиянию на будущее фигуры: в искусстве СССР это был Василий Ситников, в Нью-Йорке — Энди Уорхол, разве что вместо арендованного небоскреба под арт-резиденцию «Фабрика» Ситников использовал собственную квартиру. В остальном все невероятно похоже: «место силы» посещал творческий бомонд и ведущие коллекционеры своего времени, в спорах и дискуссиях между художниками здесь создавались новые течения, формировалось следующее поколение неофициальных художников. Не случайно невиданная социальная активность Ситникова обратила на себя внимание нью-йоркского MoMA — задолго до многих других художников, имена которых сегодня можно услышать куда чаще. По статистике, лишь один из десяти художников-самоучек занимает заслуженное место в истории искусства. Василий Ситников не исключение из правила, а именно тот самый — один из десяти.
Источники:
В. Я. Ситников, К. К. Кузьминский и ЭКП. Житие Василь Яклича Ситникова, написанное и нарисованное им самим. 1985, 2009;
«другое искусство». Москва 1956-76. М., 1991;
Василий Ситников. М., 2000;
lebedyan.com;
Флорковская А. К. Феномен московского неофициального искусства позднесоветского времени: эволюция, социокультурный контекст, сообщества, стратегии, художественные направления. СПб., 2017.
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20210511_sitnikov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20210511_sitnikov_artist.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 18.03.2024 Искусственный интеллект подтвердил авторство спорной работы Дюрера Точность анализа составила 82 %
- 14.03.2024 Объявлены победители премии The Art Newspaper Russia «Музеем года» назван пермский Музей современного искусства PERMM
- 13.03.2024 Основные цифры нового отчета Art Basel и UBS Объем продаж на мировом арт-рынке по итогам 2023 года упал на 4 %
- 07.03.2024 Наконец-то решилась судьба фрески Диего Риверы Здание, на стене которого она расположена, купила вдова Стива Джобса
- 06.03.2024 Творчество женщин-художниц и вторичный рынок Согласно ArtTactic, в 2023 году объем аукционных продаж в сегменте произведений, созданных представительницами прекрасного пола, вырос на 7 %
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 12.03.2024 Редкая марка может быть продана на торгах за $5 млн Если сделка состоится, будет установлен новый аукционный рекорд
- 11.03.2024 Выручка лондонских торгов Christie’s составила £196,6 млн Топ-лотом вечера стала картина Рене Магритта
- 08.03.2024 Итоги AI Аукциона № 520 Общая выручка составила 6,6 млн рублей
- 07.03.2024 Посвященные модернизму и современному искусству торги Sotheby’s собрали £101,5 млн Топ-лотом вечера стала картина Пабло Пикассо
- 05.03.2024 Artnet Intelligence Report 2024: ностальгия по Полу Аллену и самый дорогой Ленин За шесть лет с момента первого выпуска отчет ведущей аналитической компании прошел путь от формата «не пришей кобыле хвост» до незаменимого спутника современного коллекционера
- 04.03.2024 Открыты 520-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 7 листов оригинальной и два — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 04.03.2024 Открыт 204-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Дмитрия Воронина, Алексея Дегтярука, Александра Захаренко, Владимира Ковальчука, Андрея Медведева, Юрия Петроченкова, Ираиды Покладовой, Сергея Потапова, Марии Сайко, Семёна Сёмина, Татьяны Файдыш, Эмзара Хабулиани, Натальи Ходюк
- 01.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 1 2023 год открыл нам портал в ИИ-десятилетие. И, как водится с каждой очередной технологической революцией, искусство приняло на себя функцию главного ее проводника. Или же… главный удар?
- 26.02.2024 Открыт аукцион «Русская икона» В каталоге собраны тринадцать икон XIX — начала XX века, близкие по времени создания, но разнообразные и подчас редкие по сюжетам и стилю
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
- 15.03.2024 Третьяковка готовит выставку Юрия Злотникова Основу экспозиции составят работы из собрания семьи художника
- 15.03.2024 В апреле в Петербурге пройдет второй выпуск ярмарки Port Art Fair В список участников вошли почти три десятка галерей и более 60 независимых художников
- 14.03.2024 В Эрмитаже начала работу выставка «От готики до Гойи» Некоторые работы воссоединились впервые за 200 лет
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн
- Зверев?
- Ирина Тихомирова, «Вечер цветущий» 1979 год, Ленинград
- Художник Uncognito
- Александр Сигов "Флорентийский мотив"
- Александр Сигов "Amadina"
- Эскизы тканей Ивановской фабрики, Борисов и Данилова?
- Дмитрий Титов - три натюрморта
- Художник с неспокойной душой?
- Александр Добровольский - 7 работ
- Автор