Художник недели: Василий Ситников
ARTinvestment.RU   11 мая 2021

История, финансовые и маркетинговые показатели мистической легенды московского нонконформизма Василия Ситникова

Годы жизни: 1915–1987

Направление: нонконформизм

Вид искусства: живопись, графика

Жизнь и творчество

История Василия Ситникова является своего рода показательно-образцовой для художника-нонконформиста. Чудаковатый живописец, фактически самоучка, на долю которого пришлись арест и срок в психиатрической лечебнице, полное непризнание властью и вынужденная эмиграция, с 1950-х годов был одной из ведущих фигур неофициальной художественной жизни столицы. Созданная им подпольная школа, в рамках которой он на практике развивал свой творческий метод, стала местом, где сформировались виднейшие мастера нонконформизма. Сама же личность художника окутана практически мистической аурой — его образ «юродивого» от московского неофициального искусства оказался окружён бесчисленным количеством странных историй, мифов и легенд.

Василий Яковлевич Ситников родился в 1915 году в селе Ново-Ракитино, недалеко от старинного русского города Лебедяни. Художник вспоминал: «Теперь Лебедянь полузабытый городок, а до революции на стометровой высоты холме, состоящем из обнаженных известняковых пластов белого камня, стояло с десяток церквей, издали завораживавших красотой силуэта, а по субботам вечером и воскресеньям утром на многие километры разносился по окрестностям умиротворяюще-мечтательный гул их колоколов». Уже в раннем детстве Василий копировал книжные иллюстрации через промасленную бумагу, а самой большой радостью для него стала встреча с красками: «в 1925 году папа в воскресенье пришел с мамой с рынка и принес семь красочек размером с пуговицу. Радости моей не было границ. Симпатичной кисточкой я начал рисовать картинки по памяти, мою родную деревню и реку Дон, и всякие другие картинки».

Родители художника были потомственными крестьянами. Оставив попытки создать в деревне прибыльное хозяйство, отец, Яков Данилович Ситников, перевез семью в Москву. Политическая нестабильность и неурожайные годы разрушили мечту Якова Даниловича о зажиточном существовании в деревне, но ее место заняла другая — дать детям высшее образование. Самые большие надежды он возлагал на старшего сына Василия. Но в школе Ситников учился не слишком хорошо, ему трудно давались русский язык и математика — на уроках он тайком рисовал и прогуливал занятия в читальне.

Окончив школу, Василий под влиянием одноклассника, сына армянского композитора А. А. Спендиарова, поступил в речное училище и, по его собственным словам, успел поработать капитаном на Москве-реке на речных катерах, после чего «получил отвращение к глупым неинтересным людям и к водному транспорту вообще и захотел вернуться вновь к искусству и сделаться художником». Юноша дважды пытался поступить в Академию художеств, но не преуспел, и оказался на Мосфильме, где работал художником-мультипликатором и снимался в массовке. Живописью Ситников занимался в студии при Московском союзе советских художников, а также часто ходил в Музей западного искусства, разглядывал работы Рембрандта, Дега, Мане, Моне, Ван Гога, Гогена, Сезанна, Пикассо, Ватто и Тернера. В конце 1930-х художник устроился на кафедру истории искусств Московского художественного института и показывал диапозитивы на лекциях, за что и получил прозвище «Васька-фонарщик». Занятия живописью он продолжал на педагогических курсах по подготовке учителей рисования и черчения у Д.  Кардовского, с интересом наблюдая и за работой учеников в мастерских Московского художественного института. К середине 1930-х относится начало дружбы Ситникова с голуборозовцем А. В. Фонвизиным.

К началу 1940-х, после нескольких лет мучительных поисков, Ситников пришёл к своему живописному методу, который он впоследствии объяснял на примере изображения шара: «Принцип в том <…> чтобы вообразить, что лист бумаги не лист бумаги, а пространство в глубину, и вы, усиливая и ослабляя, как бы очищаете туман, постепенно приближаетесь к горизонту шара. Надо вообразить, что вы действуете не на плоскости, а в пространстве обрабатываете поверхность объемного шара в направлениях от передней выпуклости к всем частям горизонта одновременно… Весь секрет в том, чтобы при этой работе, глядя на нее, почти осязать шар».

Художник решительно заявлял: «До школы Кардовского я рисовал импрессионистическим методом, проверяя правильность рисунка только по взаимоотношениям пятен. У Кардовского я научился ориентироваться по плоскостям, ограничивая их прямыми линиями. <…> Я с великим трудом переучивался, установив главными ориентирами выпуклости. Теперь учителя мне только мешали». Однако не успел Ситников освоить новый метод, как началась война. Став жертвой навета, в 1941 году он был арестован, признан душевнобольным и направлен на принудительное лечение в психиатрическую тюремную больницу в Казань, затем его перевели в общее отделение. Там в 1943 году он возобновил занятия искусством.

В конце войны Ситников вернулся в Москву и сосредоточился на развитии своей живописной системы. Отчасти она стала продолжением символистской линии в русской живописи начала XX века, которая во многом строилась на достижениях импрессионизма. Для Ситникова решающим оказалось влияние А. В. Фонвизина, с которым он познакомился еще до войны, и Р. Р. Фалька, которого Ситников нередко навещал. Вслед за символистами художник трактовал свет как внутреннее свечение, присущее всегда круглой форме, и выстраивал пространство особым образом, в глубину холста: «будто не поверхность холста перед тобой — а рама, и в ней пространство… это не холст, а дыра, огромная до горизонта. И это работа не механическая, а эмоциональная целиком. Как волховство такое, сам себя гипнотизируешь».

Ситников работал в технике «сухой кисти», растирая тонким слоем краску по холсту, достигая тончайших свето-цветовых модуляций краски и полупрозрачной дымчатой поверхности, создающей впечатление нематериальности образа, — традиция, также идущая еще от живописцев «Голубой розы». Его живопись тяготела к своеобразному «монохрому», который строился на использовании ограниченной цветовой палитры. Как говорил художник, «краска еще не цвет» — в его работах цвет создавался за счет наложения друг на друга множества слоев, складывающихся в сложный тональный диапазон. Излюбленными сюжетами живописца были храмы, пейзажи и обнаженная натура.

К концу 1950-х Ситников превратился в одну из влиятельнейших фигур московского художественного подполья. Свою студию в коммунальной квартире он превратил в настоящую «школу» неофициального искусства. Здесь легко можно было встретить А. Глезера и Г. Костаки, тут занимались В. Вейсберг и А. Харитонов. Среди других учеников Ситникова— Ю. Ведерников, Н. Шмелькова, А. Шнуров, В. Титов, С. Земляков, А. Чашкин, В. Казьмин, А. Поленов, С. Блезе, В. Петров-Гладкий, Т. Глытнева, М. Стерлигова, С. Губанцев, Н. Шибанова, Б. Мышков и многие другие. Стены крошечной комнаты были сплошь увешаны иконами, антураж дополняли восточные ковры и цветастые шали на лампе. Да и сама личность эксцентричного и воодушевленного Ситникова производила огромное впечатление.

Анатолий Брусиловский, один из учеников Ситникова, вспоминал: «Внешне он был Распутин. Сухощавый, некогда прекрасно сложенный, на столе была фотокарточка — молодой, обнаженный торс с рельефными небывалыми мышцами. Это Васька в бытность натурщиком в Суриковском институте. А ныне — лохматая, нечесаная борода, увесистый нос. Но, главное, глаза — иногда хитрые, жгучие, умные, иногда — безумные. Глаза хлыста, сектанта. На теле майка, вся проеденная дырками. Такой наряд, такая вывеска. И эпатаж ли? Может, глубинная традиция русских юродивых во Христе — того же Василия Блаженного. Что говорил с царями, как с равными… Речь его была удивительна. Он провоцировал, сбивал с толку. Подначивал, обзывал (внимательно глядя на реакцию — ну, уже достал или еще добавить?). Занимательно рассказывал, учил, благодарно слушал — если дело, с увлечением показывал. Как рисовать, как делать лодку, как жарить картошку. Знал он, казалось, все. Знания его были обширны, составлены из кусочков, но соединены в совершенно уникальную “его” систему».

В 1975 году Василий Ситников эмигрировал из СССР, оставив в России коллекцию восточного искусства и русских икон, наиболее ценную часть которой он отдал в Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублёва. Художник умер в 1987 году в Нью-Йорке.

При жизни на родине не состоялось ни одной персональной выставки Ситникова, но его работы активно вывозились за рубеж — так, в 1963 году его произведения приобрел MoMA, Музей современного искусства в Нью-Йорке. Первая персональная выставка живописца состоялась в итальянском Centro di Iniziativo Culturali в Авеццано. Творчество Ситникова было представлено на крупнейших выставках неофициального искусства: Nuove correntia Mosca (1970, Museo Belli Arti, Лугано, Швейцария); выставке произведений московских художников в павильоне «Дом культуры» (1975, ВДНХ, Москва); на открытии Музея современного русского искусства в изгнании (1976, Монжерон, Франция); «диссидентской биеннале» в Венеции (1977) и др. После смерти художника работы участвовали в экспозициях «Другое искусство. Москва 1956–1976» (1990, Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Выставка коллекции Александра Глезера» (1995, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва). В 2009 году в галерее «Наши художники» прошла посвященная творческой практике живописца выставка «Василий Ситников и его школа». Творческое наследие Ситникова сильно распылено и рассредоточено по частным коллекциям. Часть работ находится в экспозиции Музея Циммерли (Нью-Брансуик, США), произведения художника входят в коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке.

Финансовые показатели

В тройку самых дорогих работ Василия Ситникова входят живописные произведения, проданные западными аукционными домами в 2007–2008 годах. Третий текущий результат был достигнут в 2007 году: холст «Монастырь» ушел с торгов на лондонском Bonhams за $397 594. Второй текущий результат был показан в том же году на Geneshapiro в пригороде Нью-Йорка: за «СССР 1975» заплатили $477 900. (Наши читатели, вероятно, заметили, что, рассказывая о том или ином художнике в рубрике «Художник недели», мы задействуем результаты всех работ, в том числе снабженных желтыми и красными индикаторами инвестиционного риска, которые в некоторых автоматических расчетах на сайте не учитываются. В данном же случае важно состояние рынка автора в тот или иной период, то, сколько рынок был готов за него заплатить, тогда как инвестиционные перспективы отдельных работ значения не имеют.) Ныне действующий рекорд был установлен аукционным домом MacDougall's в 2008 году на летних «русских неделях»: «Москву 1973» купили за $625 085 при эстимейте $194 670–292 005.

Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 114 раз были выведены на аукционные торги, из них живопись — 102 работы, графика — 62 работы, тиражная продукция — 14 работ. Средняя стоимость проданных работ — $49,3 тыс., медианная стоимость — $27,4 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $5,67 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 115 к 63 (65 % всех торгов завершились продажей).

Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов

Период продаж, гг. Выставлено лотов, шт. Результаты по лотам
Продано, Не продано, шт.
шт. %
1990–2008 62 49 79 13
2009–2014 49 34 69 15
2015–2021 67 32 48 35

Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов

Страна проведения аукционов Выставлено лотов, шт. Результаты по лотам
Продано, Не продано, шт.
шт. %
Великобритания 93 75 81 18
США 52 23 44 29
РФ 23 11 48 12
Швейцария 3 0 0 3
Франция 3 3 100 0
Швеция 2 1 50 1
Италия 1 1 100 0
Монако 1 1 100 0

Таблица 3. Повторные продажи

№ п/п Название Покупка Продажа Срок владения, лет Аукционный дом, город Прибыль, $ CAGR, %
Год Цена, $ Год Цена, $
1 Мужской портрет на фоне окна 2018 321 2019 169 1 Литфонд, Москва –152 –47,4
2 Кремль 2008 144 250 2010 74 526 2 Christie's, Лондон –69 724 –24,2
3 Родительский день 2007 86 283 2010 30 263 3 MacDougall's, Лондон –56 020 –21,6
4 Дунька-готтентотка 2007 177 642 2012 105 772 5 MacDougall's, Лондон –71 870 –8,1
5 Монастырь 2007 397 594 2018 100 043 11 MacDougall's, Лондон –297 551 –6,8
6 Summer 2006 58 092 2019 9 226 13 MacDougall's, Лондон –48 866 –6,5
7 Церковь в тумане 2007 59 363 2019 26 393 12 MacDougall's, Лондон –32 970 –4,6
8 Монастырь зимой 2008 175 106 2019 98 974 11 MacDougall's, Лондон –76 132 –4,0
9 Похищение Европы 2007 152 265 2013 128 744 6 MacDougall's, Лондон –23 521 –2,6
10 Глезер и Люба 2006 14 524 2011 22 072 5 Гелос, Москва 7 548 10,4
11 Поле 2012 3 032 2018 5 002 6 MacDougall's, Лондон 1 970 10,8

Работы Василия Ситникова на публичном рынке имеют 11 повторных продаж со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) –9,5 %, медианный CAGR составляет –6,5 %. Обратим внимание, что большинство убыточных для продавцов сделок были либо совершены с предметами, купленными в 2006–2008 годах, либо носили явно спекулятивный характер (менее одного года между покупкой и продажей). Стоимость всех проданных работ художника составляет 148 % от среднего эстимейта — другими словами, цены ушедших с аукциона работ в среднем оказались в полтора раза выше первоначальных оценок аукционных домов. Превышение верхней границы эстимейта (в среднем на 127 %) зафиксировано в 43 % сделок.

Многие художники до сегодняшнего дня восстанавливают прежние цены после перегретого рынка русского искусства 2006–2008 годов. К сожалению, имя Василия Ситникова — в первых рядах «пострадавших»: до полного исцеления и дальнейшего роста необходимо и время, и благоприятная экономическая ситуация, и институциональная поддержка. В то же время средняя стоимость работ художника всего в 2 раза выше медианной, что говорит о стабильном ценообразовании на вновь растущем рынке. Для работ Ситникова имеется три ярко выраженных мировых центра продаж — Лондон, Нью-Йорк и Москва, в остальных аукционных локациях он продавался точечно, но по большей части успешно. Как известно, чем меньше блюд в меню ресторана — тем изысканнее кухня и лучше отработана подача. То же самое можно сказать и о русских художниках с несколькими выделяющимися аукционными центрами. Еще один плюс в копилку Василия Ситникова — это хороший средний показатель превышения эстимейта: 148 % показывают художники, в оценке которых уверены и аукционные дома, и коллекционеры. Последние, правда, уверены чуть больше: пусть сдержанно, но регулярно они превышают эстимейты.

1960-е годы вывели на авансцену искусства две близкие по значению среди современников и влиянию на будущее фигуры: в искусстве СССР это был Василий Ситников, в Нью-Йорке — Энди Уорхол, разве что вместо арендованного небоскреба под арт-резиденцию «Фабрика» Ситников использовал собственную квартиру. В остальном все невероятно похоже: «место силы» посещал творческий бомонд и ведущие коллекционеры своего времени, в спорах и дискуссиях между художниками здесь создавались новые течения, формировалось следующее поколение неофициальных художников. Не случайно невиданная социальная активность Ситникова обратила на себя внимание нью-йоркского MoMA — задолго до многих других художников, имена которых сегодня можно услышать куда чаще. По статистике, лишь один из десяти художников-самоучек занимает заслуженное место в истории искусства. Василий Ситников не исключение из правила, а именно тот самый — один из десяти.

Источники:
В. Я. Ситников, К. К. Кузьминский и ЭКП. Житие Василь Яклича Ситникова, написанное и нарисованное им самим. 1985, 2009;
«другое искусство». Москва 1956-76. М., 1991;
Василий Ситников. М., 2000;
lebedyan.com;
Флорковская А. К. Феномен московского неофициального искусства позднесоветского времени: эволюция, социокультурный контекст, сообщества, стратегии, художественные направления. СПб., 2017.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20210511_sitnikov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20210511_sitnikov_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх