Художник недели: Василий Шухаев
ARTinvestment.RU   19 апреля 2021

История, ценовые и маркетинговые показатели художника Василия Шухаева, противопоставившего экспериментам авангарда возвращение к образцам классического искусства

Годы жизни: 1887–1973

Направление: неоклассицизм

Вид искусства: живопись, графика, сценография, монументальная живопись

Жизнь и творчество

Василий Шухаев принадлежит к кругу живописцев, которые нашли альтернативу поискам авангарда в области обновления художественного языка в обращении к живописи великих периодов в истории искусства: Возрождения, барокко и классицизма. Живопись Шухаева связывают с неоклассическим направлением, которым органично завершилась эпоха модерна и в других видах искусства — в том числе и в архитектуре. Художник интерпретирует художественное наследие старых мастеров, глядя на него сквозь призму идей и эстетики символизма. Ближайшими творческими предшественниками Шухаева на этом пути были прерафаэлиты и назарейцы, которые похожим образом интерпретировали классическое наследие — в первую очередь Возрождение. А главным собеседником среди современников стал друг и соученик Александр Яковлев.

Василий Иванович Шухаев родился в 1887 году в Москве. Он рано потерял родителей, и в 1897 году десятилетнего сироту отправили обучаться в московское Строгановское центральное училище технического рисования. В 1906 году Шухаев, выдержав большой конкурс, поступил в Императорскую Академию художеств в Петербурге. Через два года он был принят в мастерскую живописи профессора Дмитрия Кардовского — здесь сложились главные принципы его искусства.

В мастерской юноша познакомился с Александром Яковлевым, который стал его другом и единомышленником. Как вспоминал Шухаев, они оба «спали и видели себя обладающими мастерством Микеланджело, Рембрандта, Рубенса». Два ученика долгие годы хранили верность своему учителю, который привил им любовь к живописи старых мастеров. Кардовский был для них не только наставником на академическом поприще, но и духовным ориентиром — всех троих связала многолетняя личная переписка, художники дружили семьями.

Выпускную работу Шухаева «Вакханалия» встретила серьезная критика. На защиту художника встали Дмитрий Кардовский, Александр Бенуа и Александр Ростиславов, которые увидели в картине «порыв свежего ветра в душной атмосфере Академии». Шухаев удостоился звания художника, но в пенсионерской поездке ему было отказано. Однако здесь помог Кружок поощрения молодых художников в Риме, который оплатил двухлетнее пребывание живописца в Италии (1912–1914).

Шухаев наконец воочию смог увидеть многое из питавшей его творчество классики. Вскоре в качестве пенсионера Академии в Италию приехал Александр Яковлев. Рим, Флоренция, Сиена, Равенна, Болонья, Падуя, Венеция — далеко не полный маршрут, по которому проехали двое друзей, увлеченно совершенствующих свое мастерство под впечатлением от шедевров титанов Возрождения и мастеров Сиенской школы. В 1914 году художники начали знаменитое совместное полотно «Автопортреты. Арлекин и Пьеро», которое сейчас хранится в собрании Государственного Русского музея. Яковлев закончил автопортрет довольно быстро, а вот Шухаев дополнял свой образ Пьеро последними штрихами вплоть до 1962 года. В поездке живописец создал две большеформатные картины, «Карусель» и «Сусанна и старцы». К сожалению, обе работы не сохранились.

Вернувшись в Россию, Шухаев утвердился в своем художественном языке, противопоставлявшем экспериментам авангарда идею возвращения к классике, переосмысленной с позиций современности. Вершиной творчества Шухаева принято считать портреты, вдохновленные живописью Возрождения, барокко и классицизма, которые он создавал на протяжении практически всей жизни. В них он сочетал точный академический рисунок и симметричные композиции, выстраивал тонкие параллели с живописью предшествующих эпох, словно преображая своих героев в персонажей полотен старых мастеров.

В ранние годы художник много работал в технике сангины, занимался монументальной живописью — создал роспись плафона в особняке Фирсановых в Москве (1916), оформил ряд театральных постановок. Ретроспективизм и театральность полотен Шухаева, безусловно, были близки идеям объединения «Мир искусства», в которое художник вступил в 1917 году. Тогда же Шухаев, Кардовский и Яковлев организовали художественное объединение «Цех живописцев св. Луки», призванное возродить классические традиции рисунка и живописи.

Другим важнейшим направлением творческой практики для Шухаева была преподавательская деятельность: с 1915 года он вместе с Яковлевым преподавал в Новой художественной мастерской в Петрограде, а также в Центральном училище технического рисования барона А. Штиглица. Художник был назначен профессором Высшего художественного училища при Академии художеств, которое после революции было преобразовано в Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские (1917–1920).

В 1920 году по совету Анатолия Луначарского Шухаев решился на эмиграцию. Первой остановкой на его пути стала Финляндия — с Васильевского острова он с женой, В. Ф. Шухаевой, художником Иваном Пуни и Ксенией Богуславской дошел по льду Финского залива до Куоккалы, где обосновались друзья и родственники Репина. Здесь художник провел около года и впервые серьезно занялся пейзажной живописью.

В 1921 году по приглашению Александра Яковлева Шухаев с женой переехали в Париж, который стал их домом на последующие четырнадцать лет. Василий Иванович открыл собственную школу живописи и рисования, а также преподавал в Русском художественно-промышленном институте и Русской художественной академии Т. Л. Сухотиной-Толстой (1926–1930). Он много работал в жанре портрета, писал натюрморты, жанровые картины, пейзажи. Шухаев оформлял спектакли театра-кабаре Никиты Балиева, балетной труппы Иды Рубинштейн, и даже работал в кино: по просьбе режиссера Жака Фейдера художник выполнил эскизы костюмов к фильму «Кармен» (1926). Огромный пласт творчества Шухаева тех лет относится к иллюстрации, в частности он сотрудничал с издательством Якова Шифрина «Плеяда», оформил несколько изданий русской классики, среди них — «Пиковая дама» (1922) и «Борис Годунов» (1924) А. С. Пушкина. В 1930-е годы по заказу журнала Vanity Fair рисовал карикатуры на современных писателей и политических деятелей.

Сложно сказать, какие именно мотивы заставили преуспевшего за рубежом Шухаева вернуться в Советский Союз в 1935 году. Вначале все складывалось благополучно: художнику выделили собственную мастерскую, дали квартиру, а на следующий год была запланирована персональная выставка в залах Академии художеств в Москве и Ленинграде. Шухаев преподавал в АХ, вступил в члены ЛОССХ и МОССХ, выполнил эскизы для Библиотеки им. В. И. Ленина, панно для гостиницы Моссовета. Однако в итоге масштабная персональная экспозиция не убедила официальную критику в благонадежности живописца. Как резюмировал Николай Радлов, составивший отзыв о выставке, «отрыв от советской действительности не прошел бесследно для Шухаева».

Вскоре против художника и его жены было сфабриковано абсурдное обвинение в шпионаже, и в 1937 году их сослали в трудовые исправительные лагеря. Шухаев был отправлен на Колыму, в Дальстрой, а в 1939 году оказался в магаданском лагере. В последнем он, к счастью, смог хоть как-то продолжить свою художественную практику: неофициально он был главным художником театра магаданского Дома культуры им. М. Горького, где оформил множество спектаклей. После освобождения «по отбытии срока наказания» в 1945 году он еще несколько лет трудился в театре как вольнонаемный, в должности «художника-постановщика I категории».

Даже после отбытия срока список мест проживания для Шухаевых был ограничен и исключал «16 крупнейших городов страны». По предложению режиссера Моисея Вахнянского, с которым художник познакомился в Магадане, семья переехала в Тбилиси, а художница Елена Ахвледиани помогла Шухаеву получить квартиру и мастерскую. Живописца сразу пригласили преподавать в местной Академии художеств, он устроился на работу в Грузинский государственный драматический театр имени К. Марджанишвили.

В 1948 году его опять арестовали, но заключение ограничилось сроком в два месяца — за живописца заступилась все та же Елена Ахвледиани. Через пять лет Шухаевы снова подверглись притеснениям: их выслали из Тбилиси, несколько месяцев они, по словам жены художника, «маялись и мыкались по Грузии». В итоге им разрешили вернуться, Шухаева восстановили в должности профессора Академии. Настоящая реабилитация состоялась лишь в 1958-м. В 1962 году Шухаев получил звание заслуженного художника Грузии.

В поздний период творчества художник писал портреты (в конце 1950-х он начал использовать технику энкаустики), пейзажи Грузии, натюрморты. В 1960-х основой для его творчества часто становились зарисовки из заграничных поездок, выполненные в 1920–30-е годы. Так он создал цикл марокканских пейзажей по мотивам путешествия, состоявшегося в 1932 году. До конца жизни он продолжал работать в области иллюстрации. Художник умер в 1973 году в своем доме в Тбилиси.

Персональные выставки Шухаева прошли в Тбилиси (1954, 1962, 1971), Москве (1958), Ленинграде (1962–1963, 1968, 1988). В 2014 году в Московском музее современного искусства прошла большая ретроспективная экспозиция художника. Она впервые раскрыла перед публикой все стороны его художественной практики и стала частью масштабного исследовательского проекта, посвященного изучению творческого наследия Шухаева.

Работы художника представлены в собраниях Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве, в Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Люксембургского музея в Париже, Бруклинского музея в Нью-Йорке.

Финансовые показатели

В тройку самых дорогих работ Василия Шухаева входят живописные произведения, проданные западными аукционными домами в 2007–2009 годах. Третий текущий результат был достигнут в 2007 году на лондонском Christie’s: «Финская деревня. Крыши», ушла с торгов за $1 127 813. Второй текущий результат был показан в 2009 году на парижском Aguttes: за большеформатную живопись «Портрет Дарьи Каменка» заплатили $1 189 395. Ныне действующий рекорд был установлен в 2007 году на летних «русских неделях»: «Портрет Анны Павловой» купили за $1 506 056 при эстимейте $789 200–986 500. Добавим, что данная работа принимала участие в легендарной выставке художников общества «Мир искусства», приходившей в Париже в 1921 году.

Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 247 раз были выведены на аукционные торги, из них графика — 112 работ, живопись — 105 работ, смешанная техника — 15 работ, книги — 9 работ, тиражная продукция — 6 работ. Средняя стоимость проданных работ — $81,9 тыс., медианная стоимость — $13,7 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $10,98 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 134 к 113 (54 % всех торгов завершились продажей).

Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов

Период продаж, гг. Выставлено лотов, шт. Результаты по лотам
Продано, Не продано, шт.
шт. %
1992–2008 56 37 66 19
2009–2014 110 51 46 59
2015–2021 81 46 57 35

Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов

Страна проведения аукционов Выставлено лотов, шт. Результаты по лотам
Продано, Не продано, шт.
шт. %
РФ 96 49 51 47
Великобритания 71 45 63 26
США 39 19 49 20
Франция 28 13 46 15
Германия 4 2 50 2
Швеция 2 2 100 0
Украина 2 1 50 1
Чехия 2 1 50 1
Италия 1 1 100 0
Бельгия 1 0 0 1
Польша 1 1 100 0

Таблица 3. Повторные продажи

№ п/п Название (год создания) Покупка Продажа Срок владения, лет Аукционный дом, город Прибыль, $ CAGR, %
Год Цена, $ Год Цена, $
1 Вид Тбилиси (1953) 2008 272 095 2009 81 558 1 Shapiro Auctions, Нью-Йорк –190 537 –70.0
2 Натюрморт с цветами в глиняном кувшине (1960-е) 2011 42 600 2019 25 000 8 Совком, Москва –17 600 –5.2
3 Пейзаж, Грузия (1951) 2007 154 068 2008 154 404 1 MacDougall's, Лондон 336 0.2
4 Ухаживание 2008 3 623 2010 7 276 2 Sotheby's, Лондон 3 653 50.4
5 Два всадника. Иллюстрация к драме А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1924) 2010 30 814 2011 51 840 1 Sotheby's, Лондон 21 026 68.2
6 Девушка в клетчатой юбке (1945) 2013 576 2016 1 782 3 MacDougall's, Лондон 1 206 69.8
7 Набор воды в колодце (Русский пейзаж, 1922) 1999 6 679 2018 560 036 19 MacDougall's, Лондон 553 357 436.1

Работы Василия Шухаева на публичной рынке имеют семь повторных продаж со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) 78,5 %, медианный CAGR составляет 50,4 %. Обращает внимание, что одна работа (№ 7 в таблице 3) существенно влияет на средние цифры: без этой продажи средний CAGR равнялся бы 19 %, что гораздо ближе к показателям успешного художника без резких ценовых перепадов. Однако — и в этом очевидная привлекательность рынка искусства — приятные неожиданности для коллекционера тоже случаются, как в случае с работой, приобретенной за $7 тыс. и проданной за $560 тыс. после 19 лет владения. Cтоимость всех проданных работ художника составляет 132 % от среднего эстимейта — другими словами, цены ушедших с аукциона работ в среднем оказались на треть выше первоначальных оценок аукционных домов. Превышение верхней границы эстимейта (в среднем на 115 %) зафиксировано в 32 % сделок.

Неслучайно мы привыкли разделять аукционные продажи по времени на три условных периода: от первых публичных сделок до кризиса 2008 года, восстановление рынка русского искусства с 2009-го по 2014-й, и последовавшее затем «новое время» — санкции, новая волна лондонской эмиграции и адаптация к реалиям сократившегося спроса. По этим периодам, в частности, можно отследить, насколько рынок ценит самого художника — «отпустил» ли он автора после ажиотажа 2006–2008 годов либо переждал с ним сложный период и вернулся к покупкам работ художника после 2015-го. В случае Василия Шухаева мы имеем именно такую историю: спрос на его творчество не исчез в водовороте 2000-х, а возвращается с восстановлением покупательной способности. Так, согласно индексу ARTIMX, созданному AI, с 2019 по 2020 год средний рост стоимости живописи художника показал положительную динамику в 27 % (сравнимые по основным показателям работы были проданы дороже на треть от прошлогодней цены).

Судьбу русских художников, активно проявивших себя на Западе в 1910-х — начале 1920-х годов, можно поделить на две категории: одни авторы навсегда остались в Европе или США, другие — навсегда вернулись в СССР, успев поднырнуть под железный занавес. Василий Шухаев — одно из немногих исключений: после десятка европейских персональных и групповых выставок и оформленных художником спектаклей он пожелал вернуться на родину, когда занавес уже был опущен. Последовавшие события — ссылка, повторное заключение, реабилитация и новая жизнь художника в советской Грузии — не должны смущать коллекционера, делающего выбор в пользу ранних работ художника (дескать, именно этому периоду рукоплескал Запад). Поздние работы Шухаева не менее интересны: в них живет художник, поборовший лагеря и собственный страх, но оставшийся верным искусству, пусть даже неоклассические поиски в нем сменились умиротворенным пейзажем.

Источник: di.mmoma.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20210419_shukhaev_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20210419_shukhaev_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх