Художник недели: Василий Шухаев
История, ценовые и маркетинговые показатели художника Василия Шухаева, противопоставившего экспериментам авангарда возвращение к образцам классического искусства
Годы жизни: 1887–1973
Направление: неоклассицизм
Вид искусства: живопись, графика, сценография, монументальная живопись
Жизнь и творчество
Василий Шухаев принадлежит к кругу живописцев, которые нашли альтернативу поискам авангарда в области обновления художественного языка в обращении к живописи великих периодов в истории искусства: Возрождения, барокко и классицизма. Живопись Шухаева связывают с неоклассическим направлением, которым органично завершилась эпоха модерна и в других видах искусства — в том числе и в архитектуре. Художник интерпретирует художественное наследие старых мастеров, глядя на него сквозь призму идей и эстетики символизма. Ближайшими творческими предшественниками Шухаева на этом пути были прерафаэлиты и назарейцы, которые похожим образом интерпретировали классическое наследие — в первую очередь Возрождение. А главным собеседником среди современников стал друг и соученик Александр Яковлев.
Василий Иванович Шухаев родился в 1887 году в Москве. Он рано потерял родителей, и в 1897 году десятилетнего сироту отправили обучаться в московское Строгановское центральное училище технического рисования. В 1906 году Шухаев, выдержав большой конкурс, поступил в Императорскую Академию художеств в Петербурге. Через два года он был принят в мастерскую живописи профессора Дмитрия Кардовского — здесь сложились главные принципы его искусства.
В мастерской юноша познакомился с Александром Яковлевым, который стал его другом и единомышленником. Как вспоминал Шухаев, они оба «спали и видели себя обладающими мастерством Микеланджело, Рембрандта, Рубенса». Два ученика долгие годы хранили верность своему учителю, который привил им любовь к живописи старых мастеров. Кардовский был для них не только наставником на академическом поприще, но и духовным ориентиром — всех троих связала многолетняя личная переписка, художники дружили семьями.
Выпускную работу Шухаева «Вакханалия» встретила серьезная критика. На защиту художника встали Дмитрий Кардовский, Александр Бенуа и Александр Ростиславов, которые увидели в картине «порыв свежего ветра в душной атмосфере Академии». Шухаев удостоился звания художника, но в пенсионерской поездке ему было отказано. Однако здесь помог Кружок поощрения молодых художников в Риме, который оплатил двухлетнее пребывание живописца в Италии (1912–1914).
Шухаев наконец воочию смог увидеть многое из питавшей его творчество классики. Вскоре в качестве пенсионера Академии в Италию приехал Александр Яковлев. Рим, Флоренция, Сиена, Равенна, Болонья, Падуя, Венеция — далеко не полный маршрут, по которому проехали двое друзей, увлеченно совершенствующих свое мастерство под впечатлением от шедевров титанов Возрождения и мастеров Сиенской школы. В 1914 году художники начали знаменитое совместное полотно «Автопортреты. Арлекин и Пьеро», которое сейчас хранится в собрании Государственного Русского музея. Яковлев закончил автопортрет довольно быстро, а вот Шухаев дополнял свой образ Пьеро последними штрихами вплоть до 1962 года. В поездке живописец создал две большеформатные картины, «Карусель» и «Сусанна и старцы». К сожалению, обе работы не сохранились.
Вернувшись в Россию, Шухаев утвердился в своем художественном языке, противопоставлявшем экспериментам авангарда идею возвращения к классике, переосмысленной с позиций современности. Вершиной творчества Шухаева принято считать портреты, вдохновленные живописью Возрождения, барокко и классицизма, которые он создавал на протяжении практически всей жизни. В них он сочетал точный академический рисунок и симметричные композиции, выстраивал тонкие параллели с живописью предшествующих эпох, словно преображая своих героев в персонажей полотен старых мастеров.
В ранние годы художник много работал в технике сангины, занимался монументальной живописью — создал роспись плафона в особняке Фирсановых в Москве (1916), оформил ряд театральных постановок. Ретроспективизм и театральность полотен Шухаева, безусловно, были близки идеям объединения «Мир искусства», в которое художник вступил в 1917 году. Тогда же Шухаев, Кардовский и Яковлев организовали художественное объединение «Цех живописцев св. Луки», призванное возродить классические традиции рисунка и живописи.
Другим важнейшим направлением творческой практики для Шухаева была преподавательская деятельность: с 1915 года он вместе с Яковлевым преподавал в Новой художественной мастерской в Петрограде, а также в Центральном училище технического рисования барона А. Штиглица. Художник был назначен профессором Высшего художественного училища при Академии художеств, которое после революции было преобразовано в Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские (1917–1920).
В 1920 году по совету Анатолия Луначарского Шухаев решился на эмиграцию. Первой остановкой на его пути стала Финляндия — с Васильевского острова он с женой, В. Ф. Шухаевой, художником Иваном Пуни и Ксенией Богуславской дошел по льду Финского залива до Куоккалы, где обосновались друзья и родственники Репина. Здесь художник провел около года и впервые серьезно занялся пейзажной живописью.
В 1921 году по приглашению Александра Яковлева Шухаев с женой переехали в Париж, который стал их домом на последующие четырнадцать лет. Василий Иванович открыл собственную школу живописи и рисования, а также преподавал в Русском художественно-промышленном институте и Русской художественной академии Т. Л. Сухотиной-Толстой (1926–1930). Он много работал в жанре портрета, писал натюрморты, жанровые картины, пейзажи. Шухаев оформлял спектакли театра-кабаре Никиты Балиева, балетной труппы Иды Рубинштейн, и даже работал в кино: по просьбе режиссера Жака Фейдера художник выполнил эскизы костюмов к фильму «Кармен» (1926). Огромный пласт творчества Шухаева тех лет относится к иллюстрации, в частности он сотрудничал с издательством Якова Шифрина «Плеяда», оформил несколько изданий русской классики, среди них — «Пиковая дама» (1922) и «Борис Годунов» (1924) А. С. Пушкина. В 1930-е годы по заказу журнала Vanity Fair рисовал карикатуры на современных писателей и политических деятелей.
Сложно сказать, какие именно мотивы заставили преуспевшего за рубежом Шухаева вернуться в Советский Союз в 1935 году. Вначале все складывалось благополучно: художнику выделили собственную мастерскую, дали квартиру, а на следующий год была запланирована персональная выставка в залах Академии художеств в Москве и Ленинграде. Шухаев преподавал в АХ, вступил в члены ЛОССХ и МОССХ, выполнил эскизы для Библиотеки им. В. И. Ленина, панно для гостиницы Моссовета. Однако в итоге масштабная персональная экспозиция не убедила официальную критику в благонадежности живописца. Как резюмировал Николай Радлов, составивший отзыв о выставке, «отрыв от советской действительности не прошел бесследно для Шухаева».
Вскоре против художника и его жены было сфабриковано абсурдное обвинение в шпионаже, и в 1937 году их сослали в трудовые исправительные лагеря. Шухаев был отправлен на Колыму, в Дальстрой, а в 1939 году оказался в магаданском лагере. В последнем он, к счастью, смог хоть как-то продолжить свою художественную практику: неофициально он был главным художником театра магаданского Дома культуры им. М. Горького, где оформил множество спектаклей. После освобождения «по отбытии срока наказания» в 1945 году он еще несколько лет трудился в театре как вольнонаемный, в должности «художника-постановщика I категории».
Даже после отбытия срока список мест проживания для Шухаевых был ограничен и исключал «16 крупнейших городов страны». По предложению режиссера Моисея Вахнянского, с которым художник познакомился в Магадане, семья переехала в Тбилиси, а художница Елена Ахвледиани помогла Шухаеву получить квартиру и мастерскую. Живописца сразу пригласили преподавать в местной Академии художеств, он устроился на работу в Грузинский государственный драматический театр имени К. Марджанишвили.
В 1948 году его опять арестовали, но заключение ограничилось сроком в два месяца — за живописца заступилась все та же Елена Ахвледиани. Через пять лет Шухаевы снова подверглись притеснениям: их выслали из Тбилиси, несколько месяцев они, по словам жены художника, «маялись и мыкались по Грузии». В итоге им разрешили вернуться, Шухаева восстановили в должности профессора Академии. Настоящая реабилитация состоялась лишь в 1958-м. В 1962 году Шухаев получил звание заслуженного художника Грузии.
В поздний период творчества художник писал портреты (в конце 1950-х он начал использовать технику энкаустики), пейзажи Грузии, натюрморты. В 1960-х основой для его творчества часто становились зарисовки из заграничных поездок, выполненные в 1920–30-е годы. Так он создал цикл марокканских пейзажей по мотивам путешествия, состоявшегося в 1932 году. До конца жизни он продолжал работать в области иллюстрации. Художник умер в 1973 году в своем доме в Тбилиси.
Персональные выставки Шухаева прошли в Тбилиси (1954, 1962, 1971), Москве (1958), Ленинграде (1962–1963, 1968, 1988). В 2014 году в Московском музее современного искусства прошла большая ретроспективная экспозиция художника. Она впервые раскрыла перед публикой все стороны его художественной практики и стала частью масштабного исследовательского проекта, посвященного изучению творческого наследия Шухаева.
Работы художника представлены в собраниях Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве, в Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Люксембургского музея в Париже, Бруклинского музея в Нью-Йорке.
Финансовые показатели
В тройку самых дорогих работ Василия Шухаева входят живописные произведения, проданные западными аукционными домами в 2007–2009 годах. Третий текущий результат был достигнут в 2007 году на лондонском Christie’s: «Финская деревня. Крыши», ушла с торгов за $1 127 813. Второй текущий результат был показан в 2009 году на парижском Aguttes: за большеформатную живопись «Портрет Дарьи Каменка» заплатили $1 189 395. Ныне действующий рекорд был установлен в 2007 году на летних «русских неделях»: «Портрет Анны Павловой» купили за $1 506 056 при эстимейте $789 200–986 500. Добавим, что данная работа принимала участие в легендарной выставке художников общества «Мир искусства», приходившей в Париже в 1921 году.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 247 раз были выведены на аукционные торги, из них графика — 112 работ, живопись — 105 работ, смешанная техника — 15 работ, книги — 9 работ, тиражная продукция — 6 работ. Средняя стоимость проданных работ — $81,9 тыс., медианная стоимость — $13,7 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $10,98 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 134 к 113 (54 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
1992–2008 | 56 | 37 | 66 | 19 |
2009–2014 | 110 | 51 | 46 | 59 |
2015–2021 | 81 | 46 | 57 | 35 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
РФ | 96 | 49 | 51 | 47 |
Великобритания | 71 | 45 | 63 | 26 |
США | 39 | 19 | 49 | 20 |
Франция | 28 | 13 | 46 | 15 |
Германия | 4 | 2 | 50 | 2 |
Швеция | 2 | 2 | 100 | 0 |
Украина | 2 | 1 | 50 | 1 |
Чехия | 2 | 1 | 50 | 1 |
Италия | 1 | 1 | 100 | 0 |
Бельгия | 1 | 0 | 0 | 1 |
Польша | 1 | 1 | 100 | 0 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п | Название (год создания) | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом, город | Прибыль, $ | CAGR, % | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Цена, $ | Год | Цена, $ | ||||||
1 | Вид Тбилиси (1953) | 2008 | 272 095 | 2009 | 81 558 | 1 | Shapiro Auctions, Нью-Йорк | –190 537 | –70.0 |
2 | Натюрморт с цветами в глиняном кувшине (1960-е) | 2011 | 42 600 | 2019 | 25 000 | 8 | Совком, Москва | –17 600 | –5.2 |
3 | Пейзаж, Грузия (1951) | 2007 | 154 068 | 2008 | 154 404 | 1 | MacDougall's, Лондон | 336 | 0.2 |
4 | Ухаживание | 2008 | 3 623 | 2010 | 7 276 | 2 | Sotheby's, Лондон | 3 653 | 50.4 |
5 | Два всадника. Иллюстрация к драме А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1924) | 2010 | 30 814 | 2011 | 51 840 | 1 | Sotheby's, Лондон | 21 026 | 68.2 |
6 | Девушка в клетчатой юбке (1945) | 2013 | 576 | 2016 | 1 782 | 3 | MacDougall's, Лондон | 1 206 | 69.8 |
7 | Набор воды в колодце (Русский пейзаж, 1922) | 1999 | 6 679 | 2018 | 560 036 | 19 | MacDougall's, Лондон | 553 357 | 436.1 |
Работы Василия Шухаева на публичной рынке имеют семь повторных продаж со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) 78,5 %, медианный CAGR составляет 50,4 %. Обращает внимание, что одна работа (№ 7 в таблице 3) существенно влияет на средние цифры: без этой продажи средний CAGR равнялся бы 19 %, что гораздо ближе к показателям успешного художника без резких ценовых перепадов. Однако — и в этом очевидная привлекательность рынка искусства — приятные неожиданности для коллекционера тоже случаются, как в случае с работой, приобретенной за $7 тыс. и проданной за $560 тыс. после 19 лет владения. Cтоимость всех проданных работ художника составляет 132 % от среднего эстимейта — другими словами, цены ушедших с аукциона работ в среднем оказались на треть выше первоначальных оценок аукционных домов. Превышение верхней границы эстимейта (в среднем на 115 %) зафиксировано в 32 % сделок.
Неслучайно мы привыкли разделять аукционные продажи по времени на три условных периода: от первых публичных сделок до кризиса 2008 года, восстановление рынка русского искусства с 2009-го по 2014-й, и последовавшее затем «новое время» — санкции, новая волна лондонской эмиграции и адаптация к реалиям сократившегося спроса. По этим периодам, в частности, можно отследить, насколько рынок ценит самого художника — «отпустил» ли он автора после ажиотажа 2006–2008 годов либо переждал с ним сложный период и вернулся к покупкам работ художника после 2015-го. В случае Василия Шухаева мы имеем именно такую историю: спрос на его творчество не исчез в водовороте 2000-х, а возвращается с восстановлением покупательной способности. Так, согласно индексу ARTIMX, созданному AI, с 2019 по 2020 год средний рост стоимости живописи художника показал положительную динамику в 27 % (сравнимые по основным показателям работы были проданы дороже на треть от прошлогодней цены).
Судьбу русских художников, активно проявивших себя на Западе в 1910-х — начале 1920-х годов, можно поделить на две категории: одни авторы навсегда остались в Европе или США, другие — навсегда вернулись в СССР, успев поднырнуть под железный занавес. Василий Шухаев — одно из немногих исключений: после десятка европейских персональных и групповых выставок и оформленных художником спектаклей он пожелал вернуться на родину, когда занавес уже был опущен. Последовавшие события — ссылка, повторное заключение, реабилитация и новая жизнь художника в советской Грузии — не должны смущать коллекционера, делающего выбор в пользу ранних работ художника (дескать, именно этому периоду рукоплескал Запад). Поздние работы Шухаева не менее интересны: в них живет художник, поборовший лагеря и собственный страх, но оставшийся верным искусству, пусть даже неоклассические поиски в нем сменились умиротворенным пейзажем.
Источник: di.mmoma.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20210419_shukhaev_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20210419_shukhaev_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.