Художник недели: Вячеслав Калинин
История, ценовые и маркетинговые показатели Вячеслава Калинина, «младшего» шестидесятника, предвосхитившего своей живописью основные принципы следующего поколения художников
Год рождения: 1939
Направление: нонконформизм
Вид искусства: живопись, графика
Жизнь и творчество
Вячеслав Васильевич Калинин родился 18 сентября 1939 года в Москве. Самые ранние воспоминания художника связаны с коммунальной квартирой на Софийской набережной, где он провел свое детство: «как все мои сверстники, воспитывался больше во дворе». Возникновение глубокого интереса к искусству он связывает со знакомством с будущим художником Кириллом Прозоровским-Ременниковым и его семьей, идеологически чуждыми советскому режиму: «Жизнь связала нас навсегда — мы оба стали художниками. Крепко дружили в юности, дарили друг другу свои работы по случаю. Я любил его дом, его семью и считаю встречу с ней подарком судьбы». После встречи с ним Калинин, по собственному признанию, стал прогуливать школу (кстати, находящуюся недалеко от Государственной Третьяковской галереи) не для дворовых игр, а с целью полюбоваться на работы в музее, особенно отмечая для себя мастеров русского лирического пейзажа.
Ввиду необходимости обеспечивать семью он отучился на краснодеревщика-столяра, но, проработав лишь около года по специальности, не выдержал нелюбимого дела и поступил в Абрамцевское художественно-промышленное училище им. В. М. Васнецова в подмосковном Хотькове. Вскоре (в начале 1960-х) Калинин посетил Лианозово, где познакомился с Оскаром Рабиным, Евгением Кропивницким, Василием Ситниковым, Владимиром Яковлевым, а позднее с коллекционером Георгием Костаки и Анатолием Зверевым. С этого момента он становится свидетелем или, что чаще, непосредственным участником фактически всех значимых для московского неофициального искусства второй половины века событий.
В 1961 году Калинин в русле подготовки к очередной молодежной выставке показывает несколько работ в Союзе художников. Спустя неделю в училище нагрянула комиссия — его произведения в числе многих других были окрещены формалистскими, за чем последовало исключение. Тем не менее художнику удается восстановиться, и он заканчивает учебу (1963). Вскоре он знакомится с Дмитрием Плавинским и под его влиянием начинает работать в технике офорта.
Хорошо известно, что ко второй половине 1960-х советское искусство, созвучное западным идеям о контркультуре и приобретшее в глазах многих романтический оттенок политического свойства, все больше привлекает иностранных коллекционеров. Самые удачливые из них приезжают в Россию, покупают картины в мастерских, другие организуют вывоз работ русских художников на Запад всеми мыслимыми и немыслимыми способами. В 1967 году коллекционер русского искусства Нина Стивенс направила в США большую выставку-продажу, посвященную 50-летию Октябрьской революции. В ее состав вошли и работы художников, впоследствии названных нонконформистами, в том числе и Калинина. С тех пор статьи о его творчестве регулярно публикуются в западной прессе. В то же время складывается понятие «Новая московская школа» — под этим названием проходят выставки в Италии, ФРГ, Чехословакии (1969), затем в Лугано в Швейцарии (1970), в которых участвуют произведения художника.
С переездом Оскара Рабина из Лианозово в Москву местом встреч близкого лианозовцам круга становится квартира на Большой Черкизовской улице у Преображенской площади. Здесь Калинин знакомится с Александром Харитоновым, Борисом Свешниковым, Дмитрием Краснопевцевым, с коллекционером Александром Глезером. В 1967 принимает участие в выставке работ из собрания Глезера в Тбилиси (1967), в 1970 — в вернисаже во дворе дома американского журналиста Э. Стивенса в Москве, в 1974 — в Progressive Strömungen in Moskau 1957–1970 (Museum Bochum, Бохум, ФРГ). В «бульдозерной выставке» Калинин участвует лишь как наблюдатель, но показывает свои произведения на состоявшейся через две недели экспозиции «на открытом воздухе» в Измайлово (1974).
«Теневая» художественная жизнь, сформировавшаяся параллельно официальной, уже открыто демонстрировала: советской власти все сложнее сдерживать андеграунд, устраивающий показы в подпольных «салонах», мастерских и квартирах. Кроме того, события в Беляево вызвали сильный резонанс не только среди московской интеллигенции, но и в западной прессе. В надежде поставить деятельность неугодных художников под хоть какой-то контроль организуется живописная секция в горкоме графиков, в которую входит в числе прочих и Калинин. Для урегулирования ситуации с чересчур популярным на Западе независимым искусством необходимо было пойти на пусть и весьма условные, но все же уступки. Такой уступкой была вышеупомянутая выставка в Измайлово, подобным «шагом навстречу» стало и разрешение на организацию по коллективному письму художников, в числе которых был и Калинин, знаменитой выставки в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ (1975).
Вслед за ней пришла отчетливая ясность насчет надзорных функций горкома, которые исполнялись посредством некоторых из многочисленных и разношерстных его участников. Руководствуясь понятными мотивами, художники предпочитают отделяться в небольшие группы по интересам. Калинин вместе с Дмитрием Плавинским, Дмитрием Краснопевцевым, Александром Харитоновым, Николаем Вечтомовым, Отари Кандауровым и Владимиром Немухиным отделяются в группу «7». В 1976 проходит их первая выставка, которая привлекла внимание всего московского художественного сообщества.
В 1970-е эмигрирует большая часть творческого окружения художника: в 1975 уезжает Александр Глезер (к счастью, прихватив большую часть своей коллекции), покидают Россию Василий Ситников, Оскар Рабин, Лидия Мастеркова. Калинин же остается в Москве и продолжает работать в горкоме. В 1979 проходит его первая персональная выставка на Малой Грузинской. Выставляется там же с группой «10» (Э. Дробицкий, А. Зверев, В. Калинин, Д. Краснопевцев, В. Немухин, Д. Плавинский, А. Харитонов, Э. Штейнберг, В. Яковлев, В. Янкилевский), затем с объединением «20 московских художников», участвует в как бы подытоживающей деятельность в комитете выставке «Объект-1» (1987).
Одновременно продолжается рост авторитета художника за рубежом. В январе 1976 года Александр Глезер создает Музей современного русского искусства в изгнании в пригороде Парижа Монжероне. На его открытии были представлены работы Калинина. Они также присутствовали на последующих выставках в Европе, составленных из собрания Глезера; на нашумевшей Диссидентской биеннале в Венеции (1977), не согласованной с властью и повлекшей за собой закрытие советского павильона. В 1980 был основан американский Музей современного русского искусства в изгнании в Джерси-Сити (C.A.S.E. Museum of Russian Contemporary Art in Exile). Наибольший вклад в его собрание внесли произведения нонконформистов, принадлежавшие Нортону Доджу и все тому же Глезеру. Работы Калинина регулярно появляются в проектах музея. В 1991 художник эмигрирует в США, где начинает сотрудничество с галереями. С 1996 живет в Лос-Анджелесе и в Москве. Сейчас его творчество представлено ABA Gallery в Нью-Йорке и Sloane Gallery of Art в Денвере.
При всей индивидуальности манеры Калинина в его творчестве прослеживаются черты, характерные для поколения шестидесятников и вместе с тем предвосхищающие принципы искусства молодых художников 1970-х годов. В отличие от лианозовцев, Калинин в гораздо меньшей степени зависел от авангарда, хотя и очевидно использование им достижений кубизма, пропущенных сквозь призму живописи Фалька и Филонова. Его творчество тяготеет к сатирическому осмыслению реальности, присущему, например, Рабину, которое, однако, соединяется в его работах с театрализованным, «карнавальным» художественным видением действительности. Здесь присутствуют и гротеск, и цитирование, и особый «мифологизм», которые проистекают из источников широчайшего спектра: русской классической и постмодернистской литературы, современной ему бардовской песни, живописи Брейгеля, Дюрера и тех же авангардистов. Увлечение художника русскими пейзажистами XIX века вылилось в создание нового образа Москвы, соответствующего духу времени, населенного теперешними московскими типажами, но заключающего в себе совершенно особую поэтику трансцендентного толка, проникнутую специфическим мистицизмом и синкретизмом.
Калинин участвовал в важнейших выставках неофициального искусства в России и за рубежом, среди них: Kunst im Verborgenen. Nonkonformisten. Russland 1957–1995 (1995, Wilhelm-Hack-Museum. Людвигсхафен-на-Рейне; Documenta-Halle. Кассель; Staatliches Lindenau Museum. Альтенбург. Германия; ЦВЗ «Манеж». Москва); Выставка коллекции Александра Глезера (1995, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва), Послевоенный русский авангард из собрания Юрия Трайсмана (1999, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), Soviet Alternative Art (1956–1988) from the Costakis Collections (2006, State Museum of Contemporary Art, Салоники, Греция), Пятьдесят на пятьдесят. Живопись и графика из коллекций Михаила Алшибая и Марка Курцера (2007, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва). В 2008 прошла масштабная ретроспектива творчества художника в Государственной Третьяковской галерее.
Работы художника находятся в собраниях ГМИИ им. А. С. Пушкина (Москва), Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Центра Помпиду (Париж, Франция), Музея Зиммерли при Ратгерском университете (Нью-Брансуик, США), Музея современного искусства (МоМА, Нью-Йорк, США), The Museum of Russian Art / MORA (Джерси-Сити, США) и множества других московских и региональных музеев.
Произведения Калинина вошли в крупнейшие коллекции — Кенды и Якоба Бар-Гера, Александра Глезера, Нортона Доджа, Георгия Костаки, Леонида Талочкина, Юрия Трайсмана, находятся в собраниях Михаила Алшибая, Валерия Дудакова и Марины Кашуро, Вадима Захарова, Марка Курцера, Наталии Опалевой и др.
Финансовые показатели
Тройка самых дорогих работ Вячеслава Калинина была продана в течение сезонов 2007/2008 на торгах в Великобритании. Что удивительно, все три работы были объединены только видом искусства (живопись), но были созданы в разные периоды жизни художника. Третий по стоимости результат установил Phillips De Pury в 2007-м: картина «Окна памяти (Посвящение Оскару Рабину)» (2005, холст, масло) ушла за $74 195. Тем же летом произошла и вторая рекордная продажа: холст «Поминки» (1974, холст, масло) продали за $88 965 на MacDougall’s. Самая дорогая (на данный момент) работа Калинина нашла покупателя через лондонский Christie's: «Автопортрет с дельтапланом» (1994, холст, масло), установил аукционный рекорд художника на отметке $112 335.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 229 раз были выведены на аукционные торги, из них живопись — 133 работы, графика — 35 работ, тиражная продукция — 31 работа, коллаж — 17 работ, смешанная техника — 13 работ. Средняя стоимость проданных работ — $12,5 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $1,49 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 119 к 110 (52 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
2002–2009 | 62 | 28 | 45 | 34 |
2010–2015 | 86 | 48 | 56 | 38 |
2016–2020 | 81 | 43 | 53 | 38 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано, | Не продано, шт. | |||
шт. | % | |||
РФ | 84 | 43 | 51 | 41 |
Великобритания | 63 | 37 | 59 | 26 |
США | 41 | 25 | 61 | 16 |
Швейцария | 19 | 4 | 21 | 15 |
Германия | 11 | 7 | 64 | 4 |
Бельгия | 4 | 0 | 0 | 4 |
Франция | 3 | 1 | 33 | 2 |
Швеция | 2 | 0 | 0 | 2 |
Финляндия | 1 | 1 | 100 | 0 |
Дания | 1 | 1 | 100 | 0 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п | Название | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом | Прибыль, $ | CAGR, % | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Цена, $ | Год | Цена, $ | |||||||
1 | Обнаженная с пачкой Marlboro | 2008 | 5 408 | 2010 | 1 661 | 1 | Nagel, Штутгарт | –3 747 | –69,3 | |
2 | Художник и его модель | 2007 | 28 367 | 2018 | 10 838 | 1 | MacDougall's, Лондон | –17 529 | –61,8 | |
3 | Игроки в карты | 2008 | 6 084 | 2010 | 1 661 | 2 | Nagel, Штутгарт | –4 423 | –36,3 | |
4 | Танец Шизо | 2008 | 32 731 | 2011 | 27 768 | 1 | Гелос, Москва | –4 963 | –15,2 | |
5 | Джентльмен и две женщины на скамейке в парке | 2011 | 387 | 2017 | 80 | 6 | Bruun Rasmussen, Копенгаген | –307 | –13,2 | |
6 | Три грации | 2008 | 38 498 | 2013 | 21 830 | 5 | MacDougall's, Лондон | –16 668 | –8,7 | |
7 | На троих | 2009 | 30 804 | 2019 | 30 000 | 10 | Shapiro Auctions, Нью-Йорк | –804 | –0,3 | |
8 | Чаепитие с обнаженной | 2008 | 8 996 | 2013 | 11 435 | 5 | MacDougall's, Лондон | 2 439 | 5,4 |
Работы Вячеслава Калинина имеют 8 повторных продаж со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) — минус 24,9 %. Чуть лучше показали себя работы, где срок владения был более 1-2 лет, равно как и практика коллекционеров менять аукционные дома и страны их проведения от покупки к продаже. Однако данные выкладки уступают более важному замечанию: 7 из 8 работ, имеющих повторные продажи, были ранее приобретены в пиковый для всего русского искусства период 2007–2009 годов. Средний эстимейт всех проданных работ художника был превышен на 125 %, другими словами, продавцы в среднем получили сумму в одну четверть больше первоначальной оценки аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 40 % продаж.
Читатель AI со стажем хорошо знает: сверхуспешные для российской экономики годы остались в прошлом. При этом за временное проседание никто не ругает рынок недвижимости, автомобилей или нефти — все отыгрываются на рынке искусства: дескать, как оно могло позволить себе подешеветь! А оно не думало дешеветь: искусство просто не ожидало, что в 2007-м коллекционеры станут покупать его по максимально высокой стоимости, которую смогут себе позволить. А после — что от него станут избавляться по цене, которую изменившийся рынок будет готов за нее предложить. Те, кто верят в неизбежный рост рынка, берегут свои активы, в крайнем случае по возможности делают новые приобретения.
На фоне остальных современных художников Вячеслав Калинин имеет очень твердые позиции: во-первых, у него есть основное направление (живопись), во-вторых — узнаваемая манера (о важности собственного авторского почерка рекомендуем, в частности, прочесть наш материал о Джордже Кондо). В-третьих, неофициальное советское и российское искусство начинает выходить за рамки «русских недель» — онлайн-аукцион Sotheby’s «Сбежавшие художники» в эти дни проводится параллельно продажам Кита Харинга, Роя Лихтенштейна и Жана-Мишеля Баскии. Надеемся, что арт-рыночное правило «Хочешь раскрутить одного автора — раскрути все направление» сработает в жирный плюс и для Вячеслава Калинина — художника с серьезным международным портфолио, опытом работы на Западе, русской школой и таким же исконно русским желанием с этой школой поспорить.
На текущем, 349-м AI Аукционе выставлена работа в смешанной технике «Музыкант» (2006).
Источник: lebed.com
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200928_kalinin_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200928_kalinin_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.