Художник недели: Вячеслав Калинин
ARTinvestment.RU   28 сентября 2020

История, ценовые и маркетинговые показатели Вячеслава Калинина, «младшего» шестидесятника, предвосхитившего своей живописью основные принципы следующего поколения художников

Год рождения: 1939

Направление: нонконформизм

Вид искусства: живопись, графика

Жизнь и творчество

Вячеслав Васильевич Калинин родился 18 сентября 1939 года в Москве. Самые ранние воспоминания художника связаны с коммунальной квартирой на Софийской набережной, где он провел свое детство: «как все мои сверстники, воспитывался больше во дворе». Возникновение глубокого интереса к искусству он связывает со знакомством с будущим художником Кириллом Прозоровским-Ременниковым и его семьей, идеологически чуждыми советскому режиму: «Жизнь связала нас навсегда — мы оба стали художниками. Крепко дружили в юности, дарили друг другу свои работы по случаю. Я любил его дом, его семью и считаю встречу с ней подарком судьбы». После встречи с ним Калинин, по собственному признанию, стал прогуливать школу (кстати, находящуюся недалеко от Государственной Третьяковской галереи) не для дворовых игр, а с целью полюбоваться на работы в музее, особенно отмечая для себя мастеров русского лирического пейзажа.

Ввиду необходимости обеспечивать семью он отучился на краснодеревщика-столяра, но, проработав лишь около года по специальности, не выдержал нелюбимого дела и поступил в Абрамцевское художественно-промышленное училище им. В. М. Васнецова в подмосковном Хотькове. Вскоре (в начале 1960-х) Калинин посетил Лианозово, где познакомился с Оскаром Рабиным, Евгением Кропивницким, Василием Ситниковым, Владимиром Яковлевым, а позднее с коллекционером Георгием Костаки и Анатолием Зверевым. С этого момента он становится свидетелем или, что чаще, непосредственным участником фактически всех значимых для московского неофициального искусства второй половины века событий.

В 1961 году Калинин в русле подготовки к очередной молодежной выставке показывает несколько работ в Союзе художников. Спустя неделю в училище нагрянула комиссия — его произведения в числе многих других были окрещены формалистскими, за чем последовало исключение. Тем не менее художнику удается восстановиться, и он заканчивает учебу (1963). Вскоре он знакомится с Дмитрием Плавинским и под его влиянием начинает работать в технике офорта.

Хорошо известно, что ко второй половине 1960-х советское искусство, созвучное западным идеям о контркультуре и приобретшее в глазах многих романтический оттенок политического свойства, все больше привлекает иностранных коллекционеров. Самые удачливые из них приезжают в Россию, покупают картины в мастерских, другие организуют вывоз работ русских художников на Запад всеми мыслимыми и немыслимыми способами. В 1967 году коллекционер русского искусства Нина Стивенс направила в США большую выставку-продажу, посвященную 50-летию Октябрьской революции. В ее состав вошли и работы художников, впоследствии названных нонконформистами, в том числе и Калинина. С тех пор статьи о его творчестве регулярно публикуются в западной прессе. В то же время складывается понятие «Новая московская школа» — под этим названием проходят выставки в Италии, ФРГ, Чехословакии (1969), затем в Лугано в Швейцарии (1970), в которых участвуют произведения художника.

С переездом Оскара Рабина из Лианозово в Москву местом встреч близкого лианозовцам круга становится квартира на Большой Черкизовской улице у Преображенской площади. Здесь Калинин знакомится с Александром Харитоновым, Борисом Свешниковым, Дмитрием Краснопевцевым, с коллекционером Александром Глезером. В 1967 принимает участие в выставке работ из собрания Глезера в Тбилиси (1967), в 1970 — в вернисаже во дворе дома американского журналиста Э. Стивенса в Москве, в 1974 — в Progressive Strömungen in Moskau 1957–1970 (Museum Bochum, Бохум, ФРГ). В «бульдозерной выставке» Калинин участвует лишь как наблюдатель, но показывает свои произведения на состоявшейся через две недели экспозиции «на открытом воздухе» в Измайлово (1974).

«Теневая» художественная жизнь, сформировавшаяся параллельно официальной, уже открыто демонстрировала: советской власти все сложнее сдерживать андеграунд, устраивающий показы в подпольных «салонах», мастерских и квартирах. Кроме того, события в Беляево вызвали сильный резонанс не только среди московской интеллигенции, но и в западной прессе. В надежде поставить деятельность неугодных художников под хоть какой-то контроль организуется живописная секция в горкоме графиков, в которую входит в числе прочих и Калинин. Для урегулирования ситуации с чересчур популярным на Западе независимым искусством необходимо было пойти на пусть и весьма условные, но все же уступки. Такой уступкой была вышеупомянутая выставка в Измайлово, подобным «шагом навстречу» стало и разрешение на организацию по коллективному письму художников, в числе которых был и Калинин, знаменитой выставки в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ (1975).

Вслед за ней пришла отчетливая ясность насчет надзорных функций горкома, которые исполнялись посредством некоторых из многочисленных и разношерстных его участников. Руководствуясь понятными мотивами, художники предпочитают отделяться в небольшие группы по интересам. Калинин вместе с Дмитрием Плавинским, Дмитрием Краснопевцевым, Александром Харитоновым, Николаем Вечтомовым, Отари Кандауровым и Владимиром Немухиным отделяются в группу «7». В 1976 проходит их первая выставка, которая привлекла внимание всего московского художественного сообщества.

В 1970-е эмигрирует большая часть творческого окружения художника: в 1975 уезжает Александр Глезер (к счастью, прихватив большую часть своей коллекции), покидают Россию Василий Ситников, Оскар Рабин, Лидия Мастеркова. Калинин же остается в Москве и продолжает работать в горкоме. В 1979 проходит его первая персональная выставка на Малой Грузинской. Выставляется там же с группой «10» (Э. Дробицкий, А. Зверев, В. Калинин, Д. Краснопевцев, В. Немухин, Д. Плавинский, А. Харитонов, Э. Штейнберг, В. Яковлев, В. Янкилевский), затем с объединением «20 московских художников», участвует в как бы подытоживающей деятельность в комитете выставке «Объект-1» (1987).

Одновременно продолжается рост авторитета художника за рубежом. В январе 1976 года Александр Глезер создает Музей современного русского искусства в изгнании в пригороде Парижа Монжероне. На его открытии были представлены работы Калинина. Они также присутствовали на последующих выставках в Европе, составленных из собрания Глезера; на нашумевшей Диссидентской биеннале в Венеции (1977), не согласованной с властью и повлекшей за собой закрытие советского павильона. В 1980 был основан американский Музей современного русского искусства в изгнании в Джерси-Сити (C.A.S.E. Museum of Russian Contemporary Art in Exile). Наибольший вклад в его собрание внесли произведения нонконформистов, принадлежавшие Нортону Доджу и все тому же Глезеру. Работы Калинина регулярно появляются в проектах музея. В 1991 художник эмигрирует в США, где начинает сотрудничество с галереями. С 1996 живет в Лос-Анджелесе и в Москве. Сейчас его творчество представлено ABA Gallery в Нью-Йорке и Sloane Gallery of Art в Денвере.

При всей индивидуальности манеры Калинина в его творчестве прослеживаются черты, характерные для поколения шестидесятников и вместе с тем предвосхищающие принципы искусства молодых художников 1970-х годов. В отличие от лианозовцев, Калинин в гораздо меньшей степени зависел от авангарда, хотя и очевидно использование им достижений кубизма, пропущенных сквозь призму живописи Фалька и Филонова. Его творчество тяготеет к сатирическому осмыслению реальности, присущему, например, Рабину, которое, однако, соединяется в его работах с театрализованным, «карнавальным» художественным видением действительности. Здесь присутствуют и гротеск, и цитирование, и особый «мифологизм», которые проистекают из источников широчайшего спектра: русской классической и постмодернистской литературы, современной ему бардовской песни, живописи Брейгеля, Дюрера и тех же авангардистов. Увлечение художника русскими пейзажистами XIX века вылилось в создание нового образа Москвы, соответствующего духу времени, населенного теперешними московскими типажами, но заключающего в себе совершенно особую поэтику трансцендентного толка, проникнутую специфическим мистицизмом и синкретизмом.

Калинин участвовал в важнейших выставках неофициального искусства в России и за рубежом, среди них: Kunst im Verborgenen. Nonkonformisten. Russland 1957–1995 (1995, Wilhelm-Hack-Museum. Людвигсхафен-на-Рейне; Documenta-Halle. Кассель; Staatliches Lindenau Museum. Альтенбург. Германия; ЦВЗ «Манеж». Москва); Выставка коллекции Александра Глезера (1995, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва), Послевоенный русский авангард из собрания Юрия Трайсмана (1999, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), Soviet Alternative Art (1956–1988) from the Costakis Collections (2006, State Museum of Contemporary Art, Салоники, Греция), Пятьдесят на пятьдесят. Живопись и графика из коллекций Михаила Алшибая и Марка Курцера (2007, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва). В 2008 прошла масштабная ретроспектива творчества художника в Государственной Третьяковской галерее.

Работы художника находятся в собраниях ГМИИ им. А. С. Пушкина (Москва), Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Центра Помпиду (Париж, Франция), Музея Зиммерли при Ратгерском университете (Нью-Брансуик, США), Музея современного искусства (МоМА, Нью-Йорк, США), The Museum of Russian Art / MORA (Джерси-Сити, США) и множества других московских и региональных музеев.

Произведения Калинина вошли в крупнейшие коллекции — Кенды и Якоба Бар-Гера, Александра Глезера, Нортона Доджа, Георгия Костаки, Леонида Талочкина, Юрия Трайсмана, находятся в собраниях Михаила Алшибая, Валерия Дудакова и Марины Кашуро, Вадима Захарова, Марка Курцера, Наталии Опалевой и др.

Финансовые показатели

Тройка самых дорогих работ Вячеслава Калинина была продана в течение сезонов 2007/2008 на торгах в Великобритании. Что удивительно, все три работы были объединены только видом искусства (живопись), но были созданы в разные периоды жизни художника. Третий по стоимости результат установил Phillips De Pury в 2007-м: картина «Окна памяти (Посвящение Оскару Рабину)» (2005, холст, масло) ушла за $74 195. Тем же летом произошла и вторая рекордная продажа: холст «Поминки» (1974, холст, масло) продали за $88 965 на MacDougall’s. Самая дорогая (на данный момент) работа Калинина нашла покупателя через лондонский Christie's: «Автопортрет с дельтапланом» (1994, холст, масло), установил аукционный рекорд художника на отметке $112 335.

Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника 229 раз были выведены на аукционные торги, из них живопись — 133 работы, графика — 35 работ, тиражная продукция — 31 работа, коллаж — 17 работ, смешанная техника — 13 работ. Средняя стоимость проданных работ — $12,5 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $1,49 млн. Имеет баланс проданных и непроданных работ 119 к 110 (52 % всех торгов завершились продажей).

Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов

Период продаж, гг.

Выставлено лотов, шт.

Результаты по лотам

Продано,

Не продано, шт.

шт.

%

2002–2009

62

28

45

34

2010–2015

86

48

56

38

2016–2020

81

43

53

38

Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов

Страна проведения аукционов

Выставлено лотов, шт.

Результаты по лотам

Продано,

Не продано, шт.

шт.

%

РФ

84

43

51

41

Великобритания

63

37

59

26

США

41

25

61

16

Швейцария

19

4

21

15

Германия

11

7

64

4

Бельгия

4

0

0

4

Франция

3

1

33

2

Швеция

2

0

0

2

Финляндия

1

1

100

0

Дания

1

1

100

0

Таблица 3. Повторные продажи

№ п/п

Название

Покупка

Продажа

Срок владения, лет

Аукционный дом

Прибыль, $

CAGR, %

Год

Цена, $

Год

Цена, $

1

Обнаженная с пачкой Marlboro

2008

5 408

2010

1 661

1

Nagel, Штутгарт

–3 747

–69,3

2

Художник и его модель

2007

28 367

2018

10 838

1

MacDougall's, Лондон

–17 529

–61,8

3

Игроки в карты

2008

6 084

2010

1 661

2

Nagel, Штутгарт

–4 423

–36,3

4

Танец Шизо

2008

32 731

2011

27 768

1

Гелос, Москва

–4 963

–15,2

5

Джентльмен и две женщины на скамейке в парке

2011

387

2017

80

6

Bruun Rasmussen, Копенгаген

–307

–13,2

6

Три грации

2008

38 498

2013

21 830

5

MacDougall's, Лондон

–16 668

–8,7

7

На троих

2009

30 804

2019

30 000

10

Shapiro Auctions, Нью-Йорк

–804

–0,3

8

Чаепитие с обнаженной

2008

8 996

2013

11 435

5

MacDougall's, Лондон

2 439

5,4

Работы Вячеслава Калинина имеют 8 повторных продаж со среднегодовым темпом роста стоимости (CAGR) — минус 24,9 %. Чуть лучше показали себя работы, где срок владения был более 1-2 лет, равно как и практика коллекционеров менять аукционные дома и страны их проведения от покупки к продаже. Однако данные выкладки уступают более важному замечанию: 7 из 8 работ, имеющих повторные продажи, были ранее приобретены в пиковый для всего русского искусства период 2007–2009 годов. Средний эстимейт всех проданных работ художника был превышен на 125 %, другими словами, продавцы в среднем получили сумму в одну четверть больше первоначальной оценки аукционного дома. Превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 40 % продаж.

Читатель AI со стажем хорошо знает: сверхуспешные для российской экономики годы остались в прошлом. При этом за временное проседание никто не ругает рынок недвижимости, автомобилей или нефти — все отыгрываются на рынке искусства: дескать, как оно могло позволить себе подешеветь! А оно не думало дешеветь: искусство просто не ожидало, что в 2007-м коллекционеры станут покупать его по максимально высокой стоимости, которую смогут себе позволить. А после — что от него станут избавляться по цене, которую изменившийся рынок будет готов за нее предложить. Те, кто верят в неизбежный рост рынка, берегут свои активы, в крайнем случае по возможности делают новые приобретения.

На фоне остальных современных художников Вячеслав Калинин имеет очень твердые позиции: во-первых, у него есть основное направление (живопись), во-вторых — узнаваемая манера (о важности собственного авторского почерка рекомендуем, в частности, прочесть наш материал о Джордже Кондо). В-третьих, неофициальное советское и российское искусство начинает выходить за рамки «русских недель» — онлайн-аукцион Sotheby’s «Сбежавшие художники» в эти дни проводится параллельно продажам Кита Харинга, Роя Лихтенштейна и Жана-Мишеля Баскии. Надеемся, что арт-рыночное правило «Хочешь раскрутить одного автора — раскрути все направление» сработает в жирный плюс и для Вячеслава Калинина — художника с серьезным международным портфолио, опытом работы на Западе, русской школой и таким же исконно русским желанием с этой школой поспорить.

На текущем, 349-м AI Аукционе выставлена работа в смешанной технике «Музыкант» (2006).

 

Источник: lebed.com


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200928_kalinin_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200928_kalinin_artist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх