Художник недели: Павел Мансуров
История, ценовые и маркетинговые показатели модерниста, авангардиста и художника русского зарубежья Павла Андреевича Мансурова
Годы жизни: 1896–1983
Направление: авангард
Вид искусства: живопись, графика, коллаж
Жизнь и творчество
«Самый одинокий, самый неизвестный» из всех художников-футуристов и супрематистов, по определению директора музеев Ниццы Клода Фурнэ, Павел Мансуров родился в Санкт-Петербурге, в семье церковного певчего Андрея Мансурова 2 марта 1896 года. Искусство вошло в жизнь Павла Андреевича довольно рано: уже в 13 лет он был зачислен в Центральное училище технического рисования барона А. Штиглица, где до 1912 года изучал гравюру и офорт под руководством Василия Матэ. В 1912-м Мансуров поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художеств. Там его наставниками стали художник, член общества русских акварелистов и ученик Архипа Куинджи Николай Химона и известный представитель символизма, живописец и график Павел Наумов.
В 1915 году Мансуров был мобилизован, служил в 1-м авиационном полку и в Управлении военно-воздушного флота, делал чертежи для самолетных ангаров. В дальнейшем это занятие оказало значительное влияние на развитие творчества Мансурова, побудив в нем интерес к конструктивизму и любовь к лаконичным изобразительным средствам.
В 1917 году, по окончании войны, он вернулся в Петроград и быстро вошел в круги авангардистов и модернистов. Среди его знакомых и друзей были В. Татлин, К. Малевич, М. Матюшин, В. Маяковский и С. Есенин. К слову, согласно легенде, именно портрет Есенина работы Мансурова нашли в номере поэта в Англетере, где он свел счеты с жизнью.
Период с 1917 по 1920 по праву можно назвать одним из главных в жизни и творчестве Павла Мансурова.
Увлекшись идеями авангарда, Мансуров с головой погрузился в создание собственного изобразительного языка, используя для этого все последние наработки в изобразительном искусстве. Область его интересов была очень обширна. В революционном Петрограде в 1917–1918 годах он много занимался агитационным искусством: принял участие в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции, создал декоративные панно «Европа» и «Азия» для Исаакиевской площади, увлекался футуристической сценографией, работал для театров — в частности, оформил интерьеры артистического кабаре «Привал комедиантов», нарисовал эскизы костюмов и декораций к балету «Упманн, или Курительная шутка» на музыку А. С. Лурье в Царскосельском китайском театре, принял участие в оформлении пьесы В. В. Маяковского «Мистерия-буфф», иллюстрировал книги. К этому же времени относятся его первые опыты в абстрактном искусстве, близкие идеям супрематизма и конструктивизма, почерпнутым им во время общения и совместной работы с К. Малевичем и В. Татлиным.
По выражению автора «Энциклопедии русского авангарда», искусствоведа Татьяны Котович, в эти годы Павел Мансуров «создает свой собственный стиль беспредметной живописи, в котором главной идеей была природоцентристская концепция мировидения».
Активная работа над выработкой собственного художественного языка не мешала интенсивной общественной жизни Мансурова. В 1918–1919 он успел поработать помощником секретаря Луначарского поэта-футуриста Рюрика Ивнева, принять участие в работе над проектом памятника III Интернационалу в мастерской Владимира Татлина, неоднократно принимал участие в публичных обсуждениях нового искусства.
Период этой активности, однако, оказался не слишком долгим: в конце 1919 года, в самый разгар Гражданской войны, он решил навестить родителей, которые к тому времени жили в Казани. Там, по подозрению в дезертирстве, он был арестован ЧК и провел в заключении несколько месяцев. После освобождения Мансуров решил остаться в Казани, где с осени 1920 года начал преподавать на живописном факультете Казанского художественного училища. В том же 1920-м занимался оформлением оперы «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова.
В 1921 году художник всё же вернулся в Петроград и продолжил преподавать. С 1921 по 1927 работал в петроградском Музее художественной культуры и руководил экспериментальной секцией Гинхука. Время от времени у него случались крупные проекты, однако со временем экспериментов и активного творчества было покончено — в первую очередь из-за усиливающего с каждым годом неприятия представителями официальных властей «формалистического» авангардного искусства. Всё это привело к тому, что в 1928 году, находясь в Риме со своей выставкой, Мансуров решил не возвращаться в страну и в 1929-м обосновался во Франции, где провел остаток жизни.
В первые годы жизни в эмиграции он пользовался поддержкой семьи художников-авангардистов Сони и Робера Делоне. Много лет студия художника располагалась в доме Делоне в Париже на авеню du Maine. Именно по их совету он занялся разработкой узоров для ткани. К слову, именно работа с тканью сделала его востребованным автором. В 1930-е годы он успешно сотрудничал с модными домами Chanel, Hermes, Lanvin и др. Кроме этого, он разрабатывал также модели галстуков, тростей, головных уборов и мужских костюмов. Среди покупателей аксессуаров, выполненных по эскизам Мансурова, были даже члены британской королевской семьи.
Живопись художника, к сожалению, не получила такого признания. Поэтому в 1930-х он пытался работать в более фигуративной, близкой к экспрессионизму манере, однако в 1940-х вернулся к созданию абстрактных работ в духе 1920-х годов, и с этой стилистикой связано его творчество следующих десятилетий.
Живописное творчество Мансурова получило признание во Франции лишь в 1950-е годы, на волне вновь вспыхнувшего в Западной Европе интереса к абстрактному искусству. Последние годы жизни Мансуров провел в качестве признанного мастера русского и европейского авангарда, его произведения регулярно участвовали в групповых выставках и биеннале в разных городах и странах Европы. В 1973 году в Национальном музее современного искусства в Париже состоялась его персональная выставка. Работы художника также были представлены на выставке «Москва — Париж», состоявшейся в ГМИИ им. А. С. Пушкина в 1981.
Умер Павел Андреевич Мансуров 2 февраля 1983 года в госпитале Пастера в Ницце.
Мемориальная выставка Мансурова состоялась в 1995 в Государственном Русском музее. Всего, по данным Artfacts, с 1924 по 2019 год работы художника участвовали в 43 зарубежных групповых и в четырех персональных выставках.
Произведения Мансурова находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Museo d’Arte Contemporanea di Villa Croce (Генуя, Италия), Städtisches Museum Abteiberg (Менхенградбах, Германия), Muzeum Sztuki Lodz (Лодзь, Польша), Centre de la Gravure et de l'Image imprimée (Ла-Лувьер, Бельгия), Centre International d'Art Contemporain de Carros (CIAC) (Каррос, Франция). В Европе художника представляют галереи Galerie Gmurzynska (Швейцария), Lorenzelli Arte (Италия), Galerie Hoffmann (Германия) и Galerie Sapone (Франция). Последнее зафиксированное появление художника на арт-ярмарке случилось в 2016 году: Galerie Gmurzynska представила работы Павла Мансурова на Art Basel Miami Beach 2016.
Финансовые показатели
Тройку самых дорогих работ Павла Мансурова составили проданные в разные годы на лондонском Sotheby’s живописные композиции на досках авангардного периода творчества (1910–20-е): в 1993 году за $36 009 была продана композиция «Живописные формы» (1920), в 2016 году — «Автопортрет» (1916) за $85 876. Самая дорогая работа художника, не названная автором, была продана в 2014 году за $144 870.
Согласно базе ARTinvestment.RU, к моменту публикации работы художника появлялись на аукционных торгах 303 раза, из них графика — 133 работы, живопись — 103 работы, тиражная продукция — 32 работы, другие форматы — 35 работ. Средняя стоимость проданных работ — $15,6 тыс. Общая капитализация на публичном рынке — $1,43 млн. Имеет положительный баланс проданных и непроданных работ 190 к 113 (63 % всех торгов завершились продажей).
Таблица 1. Продажи по периодам проведения аукционных торгов
Период продаж, гг. | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано | Не продано, шт. | |||
Шт. | % | |||
1987–2000 | 78 | 59 | 76 | 19 |
2001–2010 | 121 | 78 | 64 | 43 |
2011–2020 | 104 | 53 | 51 | 51 |
Таблица 2. Продажи по странам проведения аукционных торгов
Страна проведения аукционов | Выставлено лотов, шт. | Результаты по лотам | ||
---|---|---|---|---|
Продано | Не продано, шт. | |||
Шт. | % | |||
Франция | 194 | 118 | 61 | 76 |
Италия | 34 | 24 | 71 | 10 |
Германия | 22 | 9 | 41 | 13 |
Великобритания | 21 | 15 | 71 | 6 |
Бельгия | 9 | 5 | 56 | 4 |
США | 7 | 6 | 86 | 1 |
Австрия | 5 | 5 | 100 | 0 |
Швеция | 5 | 5 | 100 | 0 |
Дания | 2 | 2 | 100 | 0 |
Нидерланды | 1 | 1 | 100 | 0 |
Монако | 1 | 0 | 0 | 1 |
РФ | 1 | 0 | 0 | 1 |
Швейцария | 1 | 0 | 0 | 1 |
Таблица 3. Повторные продажи
№ п/п | Название | Покупка | Продажа | Срок владения, лет | Аукционный дом | Прибыль, $ | CAGR, % | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Цена, $ | Год | Цена, $ | ||||||
1 | Геометрическая композиция | 2013 | 4 063 | 2015 | 11 255 | 2 | Cornette de Saint Cyr, Париж | 7 192 | 88,5 |
2 | Живописная форма | 2002 | 23 928 | 2003 | 29 455 | 1 | Sotheby's, Лондон | 5 527 | 23,1 |
3 | Композиция | 1996 | 3 427 | 2000 | 5 355 | 4 | Perrin-Royère-Lajeunesse, Версаль | 1 928 | 14,1 |
4 | Абстрактная композиция | 2009 | 8 331 | 2017 | 11 211 | 8 | Dorotheum, Вена | 2 880 | 4,3 |
5 | Композиция | 1996 | 921 | 1996 | 643 | 0 | Perrin-Royère-Lajeunesse, Версаль | –278 | –30,2 |
Совокупный среднегодовой темп роста, который показывают имеющиеся повторные продажи — 20,0 %. Периоды владения в случае трех из пяти работ (от нескольких месяцев до двух лет) указывают на спекулятивный характер вложений, не характерный для русского авангарда. Отдельно отметим, что «Абстрактная композиция», которая находилась во владении 8 лет, была ранее приобретена в 2009 году — на пике увлечения российскими коллекционерами периодом авангарда — и, тем не менее, в итоге успешно продана в 2017-м. Ряд других сделок, совершенных с работами Павла Мансурова в 2007–2009 годах, говорит о том, что ценообразование художника развивалось отдельно от «перегретого рынка» русского искусства, т.е. поступательно и равномерно.
Традиционно подсчитаем другой показатель — превышения эстимейта при успешных продажах (напомним, их доля составляет 63 % от общего числа появления работ Мансурова на аукционных торгах). Средний эстимейт всех проданных работ был превышен на 204 % — другими словами, продавцы в среднем получили сумму в 2,04 раза больше первоначальной оценки аукционного дома. При этом превышение верхней границы эстимейта зафиксировано при 55 % продаж (87 работ из 159). Для российского автора с положительным балансом проданных и непроданных работ этот показатель очень высок. А вот единственное появление произведения Павла Мансурова на российском аукционе кажется удивительным и имеет высокие шансы быть дополнено успешными продажами в ближайшее время.
На текущем, 332-м AI Аукционе выставлена «Геометрическая композиция» 1930-х годов Павла Андреевича Мансурова.
Источники: rusmuseumvrm.ru, liveinternet.ru, artrz.ru, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200601_mansurov_artist.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200601_mansurov_artist.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.