Artist of the week: Vyacheslav Pakulin
ARTinvestment.RU   20 февраля 2020

Pakulin — talented Russian artist, one of the founders of the Association "Circle of artists" who wanted to create "epoch style", a brilliant representative of the Leningrad school of painting

Vyacheslav Vladimirovich Pakulin was born in 1901 in Rybinsk, in 1916, came to St. Petersburg on the eve of the February revolution, having got thereby in the rapid whirl of events. Studied a total of nearly a decade (1916 to 1925), first in the Central school of technical drawing of Baron A. L. Stieglitz, A. E. Karev and V. V. Lebedev, then in VKhUTEMAS — prepare, combining education with training courses mastery of stage productions of Vsevolod Meyerhold in Petrograd.

In 1918-1919, he tried his hand as a theater artist (sketches are in the collection St.-Петербургского state Museum of theatrical and musical art). The picture of the "Stable of Pegasus" represents "a noisy, smoky" literary cafe, where he loved to gather the poets and artists. The work is based on collision of sharp rhythms, unexpected twists, perspectives, on the expression of gestures and cubistic forms, it is very dynamic. Hence the sense of theatricality of the action.

Like many artists at the time, Pakulin participated in the design of the celebrations devoted to the October anniversaries.

Beginning of a creative way Pakulin falls at the end of 1910-х, it fits into the context of the visual arts of the time, characterized by the existence of numerous artistic associations. He constantly visited the Museum of artistic culture, was in the thick of things, took part in the exhibition "Overview of the latest trends" (1922). The exhibition includes works whose titles speak for themselves: "the Volume and plane" (1922), "the Formal resolution textures" (1920), "Blue landscape" (early 1920-х).

Pakulin gave tribute to various innovative experiments, including cubism. On the influence of cubism is evident from his early graphics 1923-1924 years. Although it is quite closely connected with real motive, the artist skillfully puts it in the plane, emphasizing the geometric forms of constructivism.

In 1926, the art scene has a Union "Circle of artists", the permanent Chairman of which was Pakulin. The Association consisted of artists A. F. Pakhomov, A. N. Samokhvalov, E. D. Zagoskin, A. I. Rusakov, G. N. Traugott, A. S. Vedernikov, B. E. Kaplyanskii, etc.

Georgy Traugot recalls this time: "Pakulin was a very energetic President, he demanded that the exhibition was all over. He was a very organized person and demanded discipline from the others. One artist said, “I started writing landscape — snow but it had melted on the roof. Will have to wait until next year”. Pakulin furious: “what is the snow? Solve the problem of the white on red"" (Mochalov, L. V. Landscapes Vyacheslav Vladimirovich Pakulin. Leningrad: Khudozhnik RSFSR, 1971).

One of the programmatic works of this period — "Reaper" (1927) — reflects strivings and creative credo of the artist. It is a large canvas (152 × 187) resembles fresco painting. The plastic form is freed from daily life, petty lifelikeness. In this picture, according to A. musakova, "the artist deliberately enhances the dynamics of contrasts, freely shifting spatial plans and the contours of the volumes, finds a plastic equivalent physicallyCSO voltage" (O. musakova. Vladimir Pakulin //Patron and the World, 2009, No. 41-44). A character explains the author's text-манифест on the back of the canvas: "the Symbol of gravity — powerlabour in the s-пластическом perception of nature. The prerequisite to formally-тематическому the pictures — withdrawal of moments of time (household), passive-созерцательных and the introduction points are active, and timeless..."

In 1920-30-е continued to work with theatres, designed the performances of the State theatre of satire ("the Secret calenders", dir. V. Luce), Mobile theatre "Theatre-клуб" ("Wolf night", dir. Yu Jurassic) and 1-й state of the art Studio ("the Marriage of Figaro", dir. G. K. Kryzhitsky; "gadfly", dir. Konstantin Tverskoy; "Sluk and Yau", dir. K. K. Tverskoy).

In 1930-е Pakulin changed his style and his theoretical postulates, he wrote that "need to learn first and foremost from nature". During these years he had been in creative mission in the Donbass, did a lot of drawings, sketches, with incredible meticulousness locking equipment, machinery and production process. Following her trip, the artist executed a number of works on the industrial topic, including "Turbocopy plant "electric power" (1932).

it is Known that Pakulin worked as part of a team of artists on monumental-декоративными panels for the Soviet pavilion at the world exhibition of 1937 in Paris. In 1939 was part of the team Alexander Samokhvalov, who participated in the interior decoration of the pavilion "Cotton" on VSHV.

In the late 1930-х it creates images of young athletes, as if paying tribute to time and the universal love of sports. AI Auction presenting the work of "the Young athlete" (1938);, the athlete appeared before the audience in a state of rest, the image of the front that enhances the interaction with the audience. Static posture maintains internal discipline, unity of command, and the background gives figuratively-эмоциональное filling, underlining the tension of the moment — preparation for the impending struggle.

During the great Patriotic war, the artist remained in the besieged Leningrad. By the time he was 41 years old. In this time the artist deliberately identifies your way — selects the most peaceful genre and is working on a series of landscapes depicting the changing face of the city. Creating these landscapes, Pakulin stood waiting on the street with a sketchbook, not hearing, it seemed, no siren, no exploding shells. For example, in the landscape "At the Admiralty" anything not directly talking about the war. Sparse brush strokes are designated people and a truck, but despite the lack of detail, the artist convincingly conveyed the atmosphere of wartime.

Pikulinski cycle, dedicated to besieged Leningrad holds a special place not only in the artist, but in the landscape genre as a whole. "The familiar streets in a softly diffused light, the pearly haze, and can not see the sun, but light, and the weather was thinking about what-то...", — is landscapes-состояния, where it is fixed soonnot realestic such, but the feeling of her.

In the postwar years Pakulin continues to develop the landscape theme, fixing the favorite motifs of the city streets. In the publications mentioned that in the post-war years of the artist's work has been criticized as "a striking example of formalism in painting." He even had a chance to witness the destruction of their works: on orders over this act was performed by employees of the Art Fund XLP. Undoubtedly, all this contributed to the fact that six years after the end of the war Pakulin did not. He died in 1951, there were no titles, no awards, no proper attention.

To date, the artist re-opened, reinvented, publishes books and catalogs devoted to his talent and bright personality.



Attention! All materials of the site and database of auction results ARTinvestment.RU, including illustrated reference information about the works sold at auctions, are intended for use exclusively for informational, scientific, educational and cultural purposes in accordance with Art. 1274 of the Civil Code. Use for commercial purposes or in violation of the rules established by the Civil Code of the Russian Federation is not allowed. ARTinvestment.RU is not responsible for the content of materials submitted by third parties. In case of violation of the rights of third parties, the site administration reserves the right to remove them from the site and from the database on the basis of an application from an authorized body.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Show:

Top 37

This site uses cookies, it can collect data about IP addresses and users. N 152-FZ «On Personal Data» and continue working with this site, you confirm your consent to the processing of personal data in accordance with the law N 152-FZ «On Personal Data» and «The policy of LTD «ArtIn» with regard to the processing of personal data».
Back to Top

﴾XXI век﴿ БАБИН Валерий Иосифович (1945) Синий тарантас. Ок. 1990
Текущая ставка
20 000 RUB
Окончание торгов
03 Апр. 2020 12:00:00
﴾XXI век﴿ ЛАВРОВА Анна Михайловна (1922–2019) Танец. 1992
Текущая ставка
50 000 RUB
Окончание торгов
03 Апр. 2020 12:00:00
﴾XXI век﴿ ИЗОСИМОВ Юрий Григорьевич (1947) Полная луна. 2018
Текущая ставка
7 000 RUB
Окончание торгов
03 Апр. 2020 12:00:00

Художник недели: Вячеслав Пакулин
ARTinvestment.RU   20 февраля 2020

Пакулин — талантливый русский художник, один из основателей объединения «Круг художников», мечтавших создать «стиль эпохи», яркий представитель Ленинградский школы живописи

Вячеслав Владимирович Пакулин родился в 1901 в Рыбинске, в 1916 приехал в Петербург в канун Февральской революции, попав тем самым в бурный водоворот событий. Учился в общей сложности почти десятилетие (с 1916 по 1925), сначала в Петроградском училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, у А. Е. Карева и В. В. Лебедева, затем во ВХУТЕМАСе — ВХУТЕИНе, совмещая учебу с занятиями на курсах мастерства сценических постановок В. Э. Мейерхольда в Петрограде.

В 1918–1919 он пробовал себя как театральный художник (эскизы находятся в собрании Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства). Картина «Стойло Пегаса» изображает «шумное, дымное» литературное кафе, где любили собираться поэты и художники. Работа строится на столкновении острых ритмов, неожиданных поворотов, ракурсов, на экспрессии жестов и кубистических форм, она очень динамична. Отсюда возникает ощущение театральности всего действа.

Как и многие художники в то время, Пакулин принимал участие в оформлении праздников, посвященных Октябрьским годовщинам.

Начало творческого пути Пакулина падает на конец 1910-х, оно вполне укладывается в контекст развития изобразительного искусства того времени, отличающегося существованием многочисленных художественных объединений. Он постоянно бывал в Музее художественной культуры, был в гуще событий, принял участие в выставке «Обзор новейших течений» (1922). В экспозицию вошли работы, названия которых говорят сами за себя: «Объемы и плоскости» (1922), «Формальное разрешение фактуры» (1920), «Синий пейзаж» (начало 1920-х).

Пакулин отдавал дань различным новаторским экспериментам, в том числе и кубизму. О влиянии кубизма свидетельствует его ранняя графика 1923–1924 годов. Хотя она достаточно тесно связана с реальным мотивом, художник мастерски переводит его в плоскость, подчеркивая геометрическую конструктивность форм.

В 1926 году на художественной арене появилось объединение «Круг художников», бессменным председателем которого был Пакулин. В объединение входили художники А. Ф. Пахомов, А. Н. Самохвалов, Д. Е. Загоскин, А. И. Русаков, Г. Н. Траугот, А. С. Ведерников, Б. Е. Каплянский и др.

Георгий Траугот вспоминает об этом времени: «Пакулин был очень энергичным председателем, он требовал, чтобы к выставке все было закончено. Сам был очень организованный человек и требовал организованности от других. Один художник сказал: “я начал писать пейзаж — снег, но он стаял на крыше. Придется отложить до будущего года”. Пакулин разъярился: “При чем здесь снег? Решайте проблему белого на красном”» (Мочалов Л. В. Пейзажи Вячеслава Владимировича Пакулина. Л.: Художник РСФСР, 1971).

Одна из программных работ этого периода — «Жница» (1927) — отразила искания и творческое кредо художника. Это крупное полотно (152 × 187) имеет внешнее сходство с фресковой живописью. Пластическая форма освобождается от бытовизма, мелочного жизнеподобия. В этой картине, как пишет О. Мусакова, «художник умышленно усиливает динамику контрастов, свободно сдвигая пространственные планы и контуры объемов, находит пластический эквивалент физического напряжения» (О. Мусакова. В. В. Пакулин //Меценат и Мир, 2009, № 41–44). А характер образа поясняет авторский текст-манифест на обороте холста: «Символ тяжести — мощи труда в живописно-пластическом восприятии природы. Предпосылка к формально-тематическому решению картины — изъятие моментов временных (бытовых), пассивно-созерцательных и привнесение моментов активно действующих, вневременных...»

В 1920–30-е продолжал сотрудничать с театрами, оформлял постановки Государственного театра сатиры («Секрет Каландры», реж. В. В. Люце), Передвижного театра «Театр-клуб» («Волчья ночь», реж. Ю. Юрский) и 1-й государственной художественной студии («Женитьба Фигаро», реж. Г. К. Крыжицкий; «Овод», реж. К. К. Тверской; «Шлюк и Яу», реж. К. К. Тверской).

В 1930-е Пакулин изменил манеру и свои теоретические постулаты, он писал, что «учиться нужно прежде всего у природы». В эти годы он побывал в творческих командировках в Донбассе, делал много рисунков, эскизов, с невероятной дотошностью фиксируя технику, машины и производственный процесс. По результатам поездки художник выполнил ряд работ на индустриальную тему, среди которых «Турбокорпус завода «Электросила» (1932).

Известно, что Пакулин работал в составе бригады художников над монументально-декоративными панно для Советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже. В 1939 входил в бригаду Александра Самохвалова, которая участвовала в оформлении интерьеров павильона «Хлопок» на ВСХВ.

В конце 1930-х он создает образы молодых спортсменов, как бы отдавая дань времени и всеобщему увлечению спортом. На AI Аукционе представлена работа «Молодой физкультурник» (1938); спортсмен предстает перед зрителем в состоянии покоя, изображение дано фронтально, что усиливает взаимодействие со зрителем. Статичная поза сохраняет внутреннюю собранность, волевое начало, а фон дает образно-эмоциональное наполнение, подчеркивая напряженность момента — подготовку к грядущей борьбе.

Во время Великой Отечественной войны художник оставался в осажденном Ленинграде. К тому времени ему исполнился 41 год. В это суровое время художник осознанно определяет свой путь — выбирает самый мирный жанр и работает над серией пейзажей, запечатлевших меняющийся облик города. Создавая эти пейзажи, Пакулин подолгу стоял на улице с этюдником, не слыша, казалось, ни звука сирены, ни разрывов снарядов. Например, в пейзаже «У Адмиралтейства» ничего впрямую не говорит о войне. Скупыми мазками обозначены фигуры людей, грузовик, но, несмотря на отсутствие деталей, художник убедительно передал атмосферу военного времени.

Пакулинский цикл, посвященный блокадному Ленинграду, занимает особое место не только в творчестве художника, но и в пейзажном жанре в целом. «Знакомые улочки в мягко рассеянном освещении, в жемчужной дымке, и не видно солнца, но светло, и погода словно задумалась о чем-то…», — это пейзажи-состояния, где фиксируется скорее не реальностькак таковая, а ощущения от нее.

В послевоенные годы Пакулин продолжает развивать пейзажную тему, фиксируя излюбленные мотивы городских улочек. В изданиях упоминается, что в послевоенные годы работы художника подвергались критике как «яркий пример формализма в живописи». Ему даже довелось быть свидетелем уничтожения части своих работ: по приказу свыше этот акт осуществили работники Художественного фонда ЛССХ. Бесспорно, все это способствовало тому, что спустя шесть лет после окончания войны Пакулина не стало. Он умер в 1951 году, не отмеченный ни званиями, ни наградами, ни должным вниманием.

К настоящему времени творчество художника заново открывается, переосмысливается, издаются книги и каталоги, посвященные его таланту и яркой индивидуальности.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200220_pakulin.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200220_pakulin.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх