Художник недели: Вячеслав Пакулин
ARTinvestment.RU 20 февраля 2020
Пакулин — талантливый русский художник, один из основателей объединения «Круг художников», мечтавших создать «стиль эпохи», яркий представитель Ленинградский школы живописи
Вячеслав Владимирович Пакулин родился в 1901 в Рыбинске, в 1916 приехал в Петербург в канун Февральской революции, попав тем самым в бурный водоворот событий. Учился в общей сложности почти десятилетие (с 1916 по 1925), сначала в Петроградском училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, у А. Е. Карева и В. В. Лебедева, затем во ВХУТЕМАСе — ВХУТЕИНе, совмещая учебу с занятиями на курсах мастерства сценических постановок В. Э. Мейерхольда в Петрограде.
В 1918–1919 он пробовал себя как театральный художник (эскизы находятся в собрании Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства). Картина «Стойло Пегаса» изображает «шумное, дымное» литературное кафе, где любили собираться поэты и художники. Работа строится на столкновении острых ритмов, неожиданных поворотов, ракурсов, на экспрессии жестов и кубистических форм, она очень динамична. Отсюда возникает ощущение театральности всего действа.
Как и многие художники в то время, Пакулин принимал участие в оформлении праздников, посвященных Октябрьским годовщинам.
Начало творческого пути Пакулина падает на конец 1910-х, оно вполне укладывается в контекст развития изобразительного искусства того времени, отличающегося существованием многочисленных художественных объединений. Он постоянно бывал в Музее художественной культуры, был в гуще событий, принял участие в выставке «Обзор новейших течений» (1922). В экспозицию вошли работы, названия которых говорят сами за себя: «Объемы и плоскости» (1922), «Формальное разрешение фактуры» (1920), «Синий пейзаж» (начало 1920-х).
Пакулин отдавал дань различным новаторским экспериментам, в том числе и кубизму. О влиянии кубизма свидетельствует его ранняя графика 1923–1924 годов. Хотя она достаточно тесно связана с реальным мотивом, художник мастерски переводит его в плоскость, подчеркивая геометрическую конструктивность форм.
В 1926 году на художественной арене появилось объединение «Круг художников», бессменным председателем которого был Пакулин. В объединение входили художники А. Ф. Пахомов, А. Н. Самохвалов, Д. Е. Загоскин, А. И. Русаков, Г. Н. Траугот, А. С. Ведерников, Б. Е. Каплянский и др.
Георгий Траугот вспоминает об этом времени: «Пакулин был очень энергичным председателем, он требовал, чтобы к выставке все было закончено. Сам был очень организованный человек и требовал организованности от других. Один художник сказал: “я начал писать пейзаж — снег, но он стаял на крыше. Придется отложить до будущего года”. Пакулин разъярился: “При чем здесь снег? Решайте проблему белого на красном”» (Мочалов Л. В. Пейзажи Вячеслава Владимировича Пакулина. Л.: Художник РСФСР, 1971).
Одна из программных работ этого периода — «Жница» (1927) — отразила искания и творческое кредо художника. Это крупное полотно (152 × 187) имеет внешнее сходство с фресковой живописью. Пластическая форма освобождается от бытовизма, мелочного жизнеподобия. В этой картине, как пишет О. Мусакова, «художник умышленно усиливает динамику контрастов, свободно сдвигая пространственные планы и контуры объемов, находит пластический эквивалент физического напряжения» (О. Мусакова. В. В. Пакулин //Меценат и Мир, 2009, № 41–44). А характер образа поясняет авторский текст-манифест на обороте холста: «Символ тяжести — мощи труда в живописно-пластическом восприятии природы. Предпосылка к формально-тематическому решению картины — изъятие моментов временных (бытовых), пассивно-созерцательных и привнесение моментов активно действующих, вневременных...»
В 1920–30-е продолжал сотрудничать с театрами, оформлял постановки Государственного театра сатиры («Секрет Каландры», реж. В. В. Люце), Передвижного театра «Театр-клуб» («Волчья ночь», реж. Ю. Юрский) и 1-й государственной художественной студии («Женитьба Фигаро», реж. Г. К. Крыжицкий; «Овод», реж. К. К. Тверской; «Шлюк и Яу», реж. К. К. Тверской).
В 1930-е Пакулин изменил манеру и свои теоретические постулаты, он писал, что «учиться нужно прежде всего у природы». В эти годы он побывал в творческих командировках в Донбассе, делал много рисунков, эскизов, с невероятной дотошностью фиксируя технику, машины и производственный процесс. По результатам поездки художник выполнил ряд работ на индустриальную тему, среди которых «Турбокорпус завода «Электросила» (1932).
Известно, что Пакулин работал в составе бригады художников над монументально-декоративными панно для Советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже. В 1939 входил в бригаду Александра Самохвалова, которая участвовала в оформлении интерьеров павильона «Хлопок» на ВСХВ.
В конце 1930-х он создает образы молодых спортсменов, как бы отдавая дань времени и всеобщему увлечению спортом. На AI Аукционе представлена работа «Молодой физкультурник» (1938); спортсмен предстает перед зрителем в состоянии покоя, изображение дано фронтально, что усиливает взаимодействие со зрителем. Статичная поза сохраняет внутреннюю собранность, волевое начало, а фон дает образно-эмоциональное наполнение, подчеркивая напряженность момента — подготовку к грядущей борьбе.
Во время Великой Отечественной войны художник оставался в осажденном Ленинграде. К тому времени ему исполнился 41 год. В это суровое время художник осознанно определяет свой путь — выбирает самый мирный жанр и работает над серией пейзажей, запечатлевших меняющийся облик города. Создавая эти пейзажи, Пакулин подолгу стоял на улице с этюдником, не слыша, казалось, ни звука сирены, ни разрывов снарядов. Например, в пейзаже «У Адмиралтейства» ничего впрямую не говорит о войне. Скупыми мазками обозначены фигуры людей, грузовик, но, несмотря на отсутствие деталей, художник убедительно передал атмосферу военного времени.
Пакулинский цикл, посвященный блокадному Ленинграду, занимает особое место не только в творчестве художника, но и в пейзажном жанре в целом. «Знакомые улочки в мягко рассеянном освещении, в жемчужной дымке, и не видно солнца, но светло, и погода словно задумалась о чем-то…», — это пейзажи-состояния, где фиксируется скорее не реальностькак таковая, а ощущения от нее.
В послевоенные годы Пакулин продолжает развивать пейзажную тему, фиксируя излюбленные мотивы городских улочек. В изданиях упоминается, что в послевоенные годы работы художника подвергались критике как «яркий пример формализма в живописи». Ему даже довелось быть свидетелем уничтожения части своих работ: по приказу свыше этот акт осуществили работники Художественного фонда ЛССХ. Бесспорно, все это способствовало тому, что спустя шесть лет после окончания войны Пакулина не стало. Он умер в 1951 году, не отмеченный ни званиями, ни наградами, ни должным вниманием.
К настоящему времени творчество художника заново открывается, переосмысливается, издаются книги и каталоги, посвященные его таланту и яркой индивидуальности.
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200220_pakulin.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200220_pakulin.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн