﴾XXI век﴿ БАБИН Валерий Иосифович (1945) Синий тарантас. Ок. 1990
Текущая ставка
20 000 RUB
Окончание торгов
03 Апр. 2020 12:00:00
﴾XXI век﴿ ЛАВРОВА Анна Михайловна (1922–2019) Танец. 1992
Текущая ставка
50 000 RUB
Окончание торгов
03 Апр. 2020 12:00:00
﴾XXI век﴿ ИЗОСИМОВ Юрий Григорьевич (1947) Полная луна. 2018
Текущая ставка
7 000 RUB
Окончание торгов
03 Апр. 2020 12:00:00

Художник недели: Вячеслав Пакулин
ARTinvestment.RU   20 февраля 2020

Пакулин — талантливый русский художник, один из основателей объединения «Круг художников», мечтавших создать «стиль эпохи», яркий представитель Ленинградский школы живописи

Вячеслав Владимирович Пакулин родился в 1901 в Рыбинске, в 1916 приехал в Петербург в канун Февральской революции, попав тем самым в бурный водоворот событий. Учился в общей сложности почти десятилетие (с 1916 по 1925), сначала в Петроградском училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, у А. Е. Карева и В. В. Лебедева, затем во ВХУТЕМАСе — ВХУТЕИНе, совмещая учебу с занятиями на курсах мастерства сценических постановок В. Э. Мейерхольда в Петрограде.

В 1918–1919 он пробовал себя как театральный художник (эскизы находятся в собрании Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства). Картина «Стойло Пегаса» изображает «шумное, дымное» литературное кафе, где любили собираться поэты и художники. Работа строится на столкновении острых ритмов, неожиданных поворотов, ракурсов, на экспрессии жестов и кубистических форм, она очень динамична. Отсюда возникает ощущение театральности всего действа.

Как и многие художники в то время, Пакулин принимал участие в оформлении праздников, посвященных Октябрьским годовщинам.

Начало творческого пути Пакулина падает на конец 1910-х, оно вполне укладывается в контекст развития изобразительного искусства того времени, отличающегося существованием многочисленных художественных объединений. Он постоянно бывал в Музее художественной культуры, был в гуще событий, принял участие в выставке «Обзор новейших течений» (1922). В экспозицию вошли работы, названия которых говорят сами за себя: «Объемы и плоскости» (1922), «Формальное разрешение фактуры» (1920), «Синий пейзаж» (начало 1920-х).

Пакулин отдавал дань различным новаторским экспериментам, в том числе и кубизму. О влиянии кубизма свидетельствует его ранняя графика 1923–1924 годов. Хотя она достаточно тесно связана с реальным мотивом, художник мастерски переводит его в плоскость, подчеркивая геометрическую конструктивность форм.

В 1926 году на художественной арене появилось объединение «Круг художников», бессменным председателем которого был Пакулин. В объединение входили художники А. Ф. Пахомов, А. Н. Самохвалов, Д. Е. Загоскин, А. И. Русаков, Г. Н. Траугот, А. С. Ведерников, Б. Е. Каплянский и др.

Георгий Траугот вспоминает об этом времени: «Пакулин был очень энергичным председателем, он требовал, чтобы к выставке все было закончено. Сам был очень организованный человек и требовал организованности от других. Один художник сказал: “я начал писать пейзаж — снег, но он стаял на крыше. Придется отложить до будущего года”. Пакулин разъярился: “При чем здесь снег? Решайте проблему белого на красном”» (Мочалов Л. В. Пейзажи Вячеслава Владимировича Пакулина. Л.: Художник РСФСР, 1971).

Одна из программных работ этого периода — «Жница» (1927) — отразила искания и творческое кредо художника. Это крупное полотно (152 × 187) имеет внешнее сходство с фресковой живописью. Пластическая форма освобождается от бытовизма, мелочного жизнеподобия. В этой картине, как пишет О. Мусакова, «художник умышленно усиливает динамику контрастов, свободно сдвигая пространственные планы и контуры объемов, находит пластический эквивалент физического напряжения» (О. Мусакова. В. В. Пакулин //Меценат и Мир, 2009, № 41–44). А характер образа поясняет авторский текст-манифест на обороте холста: «Символ тяжести — мощи труда в живописно-пластическом восприятии природы. Предпосылка к формально-тематическому решению картины — изъятие моментов временных (бытовых), пассивно-созерцательных и привнесение моментов активно действующих, вневременных...»

В 1920–30-е продолжал сотрудничать с театрами, оформлял постановки Государственного театра сатиры («Секрет Каландры», реж. В. В. Люце), Передвижного театра «Театр-клуб» («Волчья ночь», реж. Ю. Юрский) и 1-й государственной художественной студии («Женитьба Фигаро», реж. Г. К. Крыжицкий; «Овод», реж. К. К. Тверской; «Шлюк и Яу», реж. К. К. Тверской).

В 1930-е Пакулин изменил манеру и свои теоретические постулаты, он писал, что «учиться нужно прежде всего у природы». В эти годы он побывал в творческих командировках в Донбассе, делал много рисунков, эскизов, с невероятной дотошностью фиксируя технику, машины и производственный процесс. По результатам поездки художник выполнил ряд работ на индустриальную тему, среди которых «Турбокорпус завода «Электросила» (1932).

Известно, что Пакулин работал в составе бригады художников над монументально-декоративными панно для Советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже. В 1939 входил в бригаду Александра Самохвалова, которая участвовала в оформлении интерьеров павильона «Хлопок» на ВСХВ.

В конце 1930-х он создает образы молодых спортсменов, как бы отдавая дань времени и всеобщему увлечению спортом. На AI Аукционе представлена работа «Молодой физкультурник» (1938); спортсмен предстает перед зрителем в состоянии покоя, изображение дано фронтально, что усиливает взаимодействие со зрителем. Статичная поза сохраняет внутреннюю собранность, волевое начало, а фон дает образно-эмоциональное наполнение, подчеркивая напряженность момента — подготовку к грядущей борьбе.

Во время Великой Отечественной войны художник оставался в осажденном Ленинграде. К тому времени ему исполнился 41 год. В это суровое время художник осознанно определяет свой путь — выбирает самый мирный жанр и работает над серией пейзажей, запечатлевших меняющийся облик города. Создавая эти пейзажи, Пакулин подолгу стоял на улице с этюдником, не слыша, казалось, ни звука сирены, ни разрывов снарядов. Например, в пейзаже «У Адмиралтейства» ничего впрямую не говорит о войне. Скупыми мазками обозначены фигуры людей, грузовик, но, несмотря на отсутствие деталей, художник убедительно передал атмосферу военного времени.

Пакулинский цикл, посвященный блокадному Ленинграду, занимает особое место не только в творчестве художника, но и в пейзажном жанре в целом. «Знакомые улочки в мягко рассеянном освещении, в жемчужной дымке, и не видно солнца, но светло, и погода словно задумалась о чем-то…», — это пейзажи-состояния, где фиксируется скорее не реальностькак таковая, а ощущения от нее.

В послевоенные годы Пакулин продолжает развивать пейзажную тему, фиксируя излюбленные мотивы городских улочек. В изданиях упоминается, что в послевоенные годы работы художника подвергались критике как «яркий пример формализма в живописи». Ему даже довелось быть свидетелем уничтожения части своих работ: по приказу свыше этот акт осуществили работники Художественного фонда ЛССХ. Бесспорно, все это способствовало тому, что спустя шесть лет после окончания войны Пакулина не стало. Он умер в 1951 году, не отмеченный ни званиями, ни наградами, ни должным вниманием.

К настоящему времени творчество художника заново открывается, переосмысливается, издаются книги и каталоги, посвященные его таланту и яркой индивидуальности.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20200220_pakulin.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20200220_pakulin.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх