Художник недели. «Русский парижанин» Николай Александрович Исаев. 1891-1977
Представитель Парижской школы, он выставлялся с Гончаровой, Ларионовым, Шагалом, Цадкиным, Сутиным, Пуни, Ланским, Шаршуном и другими. И как раз сейчас «эталонный Исаев» (так назвал нашу картину эксперт Валерий Силаев) продается на AI Аукционе
Его хорошо знают коллекционеры художников русского зарубежья, но широкой публике в нашей стране имя Николая Исаева сегодня мало известно. Увы, но это вполне объяснимо. Судьба распорядилась так, что в России заявить о себе как художнике он фактически просто не успел. Не хватило ни времени, ни условий. Этот вывод можно сделать по вехам его биографии. Выпускник Одесского художественного училища приезжает в Санкт-Петербург в 1912 году, в 20-летнем возрасте. Всего через два года начинается Первая мировая, и он поступает в военное училище. В 1916-м Исаев уже на фронте. Получает ранение в Галиции. Еще через три года, в 1919-м он, 28-летний ветеран, уезжает из России в Сербию. И, по сути, только в Белграде, у Исаева появляется возможность по-настоящему сосредоточиться на любимом деле – на искусстве.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
После эмиграции в Сербию Николай Исаев несколько лет работал в столичном Народном театре, делал декорации. В Белграде в 1924 году у него состоялась первая персональная выставка. Вдохновленный ее успехом, Исаев переезжает в Париж – продолжать учиться и выставляться в столице европейского новаторского искусства. Во Франции в 1925 – 1926 годах Николай Исаев посещал мастерские Василия Шухаева и Александра Яковлева. Об этой встрече несложно догадаться, посмотрев на исаевскую пастель «Африканец» (она есть в посте Инстаграма выше). Если бы не подпись – ну вылитый Александр Яковлев. В 1926 году состоялась его первая парижская выставка. Вскоре их будет не счесть. К слову, переехав во Францию, Исаев сохранил связи с сообществом русских художников в Королевстве Сербии, Хорватии и Словении. В 1930-х годах он еще не раз выставлялся как приглашенный участник на выставках группы К.Р.У.Г. (кисть – резец – уголь – готовальня) вместе со Степаном Колесниковым, Василием Баумгартеном и др.
Как принял художника Париж? По всей видимости, неплохо. Сохранились сведения, что уже в конце 1920-х годов у Николая Исаева проходили первые выставки в столичных галереях, а с 1931 года их стало еще больше. И открывались они не только во Франции, а по всей Европе – в Бельгии, в Чехии, в Сербии и др. Еще Исаев участвовал в Салонах Независимых, официальных Осенних салонах – был частью насыщенной художественной жизни Парижа.
Считается, что одним из поворотных моментов в творчестве Исаева стала встреча с художником Роже Бисьером – французским мэтром кубистической лирической абстракции. Николай Александрович работал в мастерской Бисьера в 1938 году и этот опыт заметно повлиял на его стиль. После Бисьера у Исаева появились «витражные» композиции, построенные на основе симбиоза кубизма, фигуративного экспрессионизма и абстракции. Звучит мудрено, но взглянув на его работы второй половины жизни, сразу поймете, о чем речь.
Годы войны Исаев пережил в оккупированной Франции. Сам уже не воевал, но проявил себя человеком не робкого десятка. Помогал партизанам, укрывал в своем доме бойцов Сопротивления, за что был награжден после окончания войны. Уже 25 мая 1945 года, через год после освобождения Парижа, Николай Исаева участвовал в большой выставке, организованной Комитетом «Франция – СССР». Пейзаж Исаева выставлялся на ней вместе с произведениями Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова, Павла Мансурова, Хаима Сутина, Марка Шагала, Ивана Пуни, Исаака Пайлеса, Пинхуса Кременя и других известных художников русского зарубежья.
С конца 1940-х до начала 1970-х Исаев много путешествовал по Европе, в его живописи чаще стали появляться фигуративные сюжеты. Считается, что после войны она стала более декоративной, оптимистичной, яркой. Кроме живописи Исаев стал посвящать время оформительским проектам (делал церковные фрески и даже писал иконы) и книжной иллюстрации. Исаев иллюстрировал Николая Гоголя, Шарля Бодлера, Эдгара По и многих других классиков. С конца 1950-х Исаев несколько раз выставлялся в Штатах. В эти же годы по всей Европе проходили выставки русских художников Парижской школы с участием работ Исаева. В 1960-х произведения Исаева уже были в музеях Парижа, Цюриха, Белграда, Чикаго и др.
В 1976 году в Париже прошла последняя прижизненная ретроспектива художника. Николай Андреевич Исаев скончался 4 декабря 1977 года и был похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
В конце по традиции про рынок. Художник на удивление не дорогой. Даже лучшие образцы живописи Николая Исаева вполне доступны коллекционерам и ценителям живописи с небольшим бюджетом. Его послевоенные картины – и абстрактный экспрессионизм и фигуратив - в России на аукционах реально купить в диапазоне 80 000 – 140 000 рублей. Мы тоже сами не раз за такие деньги продавали. На европейских аукционах есть предложения еще дешевле, в пределах 1000 евро. Причем картин на рынке довольно много. Их активно продают не только во Франции, но и в Швеции и других европейских странах. Ценовой рекорд для творчества Исаева - $39 080. Был установлен догадайтесь где и когда? Правильно, на «Сотбисе» в 2008 году. Метровая вещь, хорошая, но ничего такого супервыдающегося. Ее тоже можно посмотреть в посте нашего инстаграма. В 2008-м еще несколько масел Исаева чуть не пробили отметку в $20 000. Но эти цены так и остались чем-то исключительным. Причина кроется в самой ситуации: это было время бума на русском рынке, многие только открывали для себя русских художников парижской школы и цены взлетели до небес. Расчет на продолжение бурного роста цен. Да и вообще было время надежд и воодушевления. Сейчас цены – плюс минус в десять раз ниже. К слову, резервная цена на «Корзинку с керосиновой лампой» 1969 года – масло, «эталоннный Исаев» по отзыву эксперта Валерия Силаева – тоже лежит в означенном диапазоне 80 000 – 140 000 рублей. Точнее я не скажу, а то будет не интересно. Торги по этой работе на площадке AI Аукциона завершатся в пятницу, 6 августа, в районе 12-00.
Источники: artrz.ru, artivestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20190902_Nikolai_Isaev_art_market.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20190902_Nikolai_Isaev_art_market.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.