Artists of the week: "Character Komar & Melamid". 1972-2003
ARTinvestment.RU   29 марта 2019

Met in the morgue for the students of the art school was destined to become the inventors of Sots-арта, organizers of the "bulldozer exhibition," American merchants and the souls of the most recognizable representatives of the independent Soviet art in the world

the First retrospective of the famous collaborators, Komar & Melamid, is limited to the period from 1972 to 2003. That is, since the official invention of Sots-арта as words and direction until the actual termination of the joint work. 18 years after the beginning of "perestroika" and 12 years after the collapse of the USSR Vitaly Komar and Alexander Melamid went our separate ways. What exactly happened between them, they're not saying. So, evasively — say, everyone got the chance to live another life. But what-то happened difficult. Even to former co-authors come together to the opening, it took a difficult negotiation.

If you open the directory "Other art", we can see that the first collaboration was made by Komar and Melamid delivered not in 1972-м, but much earlier — in 1965. It was a composition with Russian medals (white square with photos of Russian medals, drawings and diagrams). Two years later they hosted the first exhibition of "Retrospectivism" in the cafe "Blue bird", rare at that time to show experimental art and discussions, with a reputation almost of a hotbed of dissent. In 1968, under encouraged, but controlled dialogue "physicists" and "lyricists" Komar and Melamid were allowed to hold a joint exhibition in Academgorodok Moscow, Pushchino. But the official beginning of a constant collaboration made why-то to believe it was 1972-й — year of the invention of the term "social-арт". Then touched the words "kom-арт", "Sov-арт" — were-то clear, in unison with bourgeois pop-арту. And who would have imagined that just six years held a "social-артисты" will fooling around in new-Йорке with Andy Warhol and Troll zonked Americans buying shower for resale in the USSR.

But before that a lot still had to happen and successfully match.

the directory "Other art" the first artists in the status of the new "social-артистов" steel pictures of wives in poster manner. Exhibition in the MMSI do reveal "a Portrait of his wife Katya with a Hoop" 1972 brushes Melamid and "portrait of the wife of Vitaly Komar and child". Maybe that's what they are. The portraits bear the stamp of the oxymoron "intimate — officially". However, I feel that the portraits of the wives — is not exactly those things that made you say about these artists. Breakthrough for Komar and Melamid was probably the apartment exhibition "Paradise" in 1973. There is intimacy topics were also purposely designed means ridiculous Soviet monumentality. At the exhibition clearly manifested their signature political antistatism, emerged as the reception contraterrorismo "bad art". Neither Komar or Melamid was not yet thirty. But they were already under a blatant pseudonym "Famous artists early 70 years of the twentieth century. Moscow". In 1974, at the apartment Melamid withsymbolic address on Dmitry Ulianov street artists staged a "spectacular performance" — showed filmstrips with Stalin, Socrates, Einstein, monkey. The outcomes of this event, the directory says briefly: "the protesters dispersed by the police and the KGB." Later sounded the execution is shifted to the music "text on the passport." But the most resonant event in the history of unofficial art with their participation took place in the fall, 15 September 1974. Evidence of who was the main leader and ideologist of the "first autumn viewing pictures outdoors" at the intersection of Profsoyuznaya and Ostrovityanova different. How different and version, what the hell Brezhnev government turned the pre-announced and not officially forbidden action of Moscow artists in "bulldozer" massacre. Vladimir Nemukhin insisted that the exhibition in Belyaevo invented by Oskar Rabin, Komar and Melamid delivered there just invited. But another member of the "bulldozers" the artist Valentin Vorobiev equally confidently wrote in "Enemy of the people" that the main instigators were young Komar and Melamid. Right can be both, because different groups had different authorities. Besides all occurred under conditions of strong internal competition, if not confrontation among different groups of unofficial artists. An indirect confirmation of their conflict can be considered conflict with the selection of items for exhibition in the pavilion "beekeeping", which was held at ENEA in six months, February 19-22, 1975. There were exposed Rabin, Nemukhin, Krasnopevtsev, Tselkov, Plavinsky, Yakovlev. Was supposed to be and taverns, which at the last moment refused and was immediately replaced by Ulicom. Only 20 artists. But the work of Komar and Melamid, it was not accepted. Collector and historian of nonconformity Leonid Talochkin tactfully pointed out that the work of "Color — great power" was "slightly higher understanding of the exhibition Committee, consisting of the participants of the exhibition." It would seem, still yesterday all together beat and selected paintings (the canvas "Double portrait" in the image of Lenin and Stalin were taken away and thrown in the back of combatants in civilian clothes). A few months later on the most important allowed the exhibition both did not let their brothers-in-arms.

But "overseas regional Committee" said "very good", and in February 1976 exhibition "the Color of — great power" showed let not in Moscow, at ENEA, but what-никаком new-Йорке, in the gallery of Ron Feldman. Given that the authors at that time were in the Soviet Union and the exhibition was held in the United States, it looked like burning bridges. However to lose-то particularly already and nothing. And so it was clear that after a series of art-демаршей in the Soviet Union they do not give life. And about the exhibition it is possible to forget for a long time, if not forever. And Komar with Melamid delivered has gone viral. In 1976, the texts of their work almost completely switched to English. Is not afraid to scroll, the official organ of the Central Committee of the CPSU newspaper Pravda in the grinder to play the ideological ground "Presnya" meatballs. Sitting on suitcases artists are already hard to prevent release of the passport invented country Transstate, and at the same time to print "treshki" and "five" of its cross-border currency. They passed strict warning text from the passport of the USSR to the music, satisfied with her performance not only in Moscow,but in the other cities of the world, poking the bear, came up with new jokes, strongly played the fool, to behave as free men. In 1978-м artists finally-то emigrated to Israel and soon moved to the United States.

In America, the boor of the art school has not lost the old spirit and quickly set to work. 19 may 1979 in new-Йорке they launched the enterprise for the purchase of shower for resale in Moscow. One of the first contract of sale made sympathetic Komar and Melamid, the king of pop-арта Andy Warhol. Conditional lover soul soup Campbell purchased for a nominal zero dollars, and later was resold some-то shoppers in Moscow. After that, it was still a lot of things. And training photo chimpanzee Mickey, and co-authorship with the elephants in the painting. And, of course, numerous exhibitions of unofficial Soviet art, personal computers in the Western galleries (including Ron Feldman, where it all began). After the use of the symbols of Soviet ideology and preparation of social realism, Komar and Melamid quite ruthlessly took over the American characters and not particularly sincere capitalist slogans. With "cap-артом" they also sometimes went to the point, snappy, and even prophetic. For example, their "American flag of the future" where 50 stars States expanded to the billions of stars in the milky way, —, this work is clearly ahead of her time. In 1980-е Komar and Melamid several times been able to ride the high wave. But the most famous project of the American post-Soviet period, perhaps, and remained "buying souls." It is striking that today this performance looks even more daring than 40 years ago. I'm not even sure that it would be safe to repeat in our day. Authors and participants got to be stronger than in the days of global confrontation.

However, if you return to the retrospective, the most in the exhibition I remember no red cards contracts for the purchase shower, and one of the latest projects of Komar and Melamid, made in collaboration. This is a "text icon", conceived by them in 1970-е, but realized only at the end of the cooperation, in 2003. The idea was born in the USSR of the real amazing stories found in the archives. In 1713, during the reign of Peter I in Moscow, in "Secret orders" were interrogating the arrested student doctor of the German settlement, a man called Dmitri Tveritinova. His fault was that he wrote an icon, which is image only text only: "do Not make yourself an idol." A bold freethinker and heretic three hundred years ago created, in fact, conceptual object. Yes, and wasn't afraid to defend his ideas in theological disputes with the influential princes and senators than condemned itself to certain death. Just what-то miracle rumors about the difficult case came to Peter, and suddenly the king had abolished the death penalty. Tveritinova punished, sent to the fortress, but were later released, and a few years later he was forgiven. His fate is unknown. But the moral heroism of the rebel group Tveritinova, experience selflessly defend their views, 300 years later mysteriously influenced the Outlook of Komar and Melamid, gave them strength. The text icon of the forerunner of avant-garde artists and dissidents were destroyed. To restore fully accurate the external appearance of the chances are notwas. Creative reconstruction only, but with all due respect, scientific approach and taking into account the opinion of the restorers of the Centre behalf Grabar. Such is the beautiful story and a beautiful farewell project.

Now a little about the market.

Not that much unexpected, but pleasant discovery after visiting the exhibition in the MMSI was that almost all of the most expensive and simply the best works by Komar and Melamid that when-либо exhibited at Western auctions, was bought by Russian collectors. They returned to Russia and almost everything is exposed now at Petrovka, 25.

In particular, the most expensive painting, "Meeting Solzhenitsyn and G. Boll in the country of M. Rostropovich" (1972), bought at auction for $1 010 200 in 2010 — is a thing from the collection of Shalva Breus. "The judgment of Paris, or the Yalta conference" price of $380 000 was received to the exhibition of the New Museum the deceased Aslan chehova. "Karl Marx and cornucopia" (1982) taken in the exhibition from the collection of many years working in Russia, Italian businessman Antonio Piccoli. The "blue Cup" and "Girl before a mirror" also bought Russian collectors. The exhibition features spectacular large canvases from the collection of Stella Art Foundation (Stella Kesaeva), from the collection of the V-А-С (family of Leonid Mikhelson), things start 1970-х, from the collection of Catherine and Vladimir Semenikhin, as well as works from other private collections and Museum collections (Russian Museum, MMSI, Centre Georges Pompidou etc.).

Hundreds of thousands of dollars and a million — is of course alreadyspace money. Worth at the peak of the oil with the main subjects, and even in the most expensive seats on the main world auctions. Was options much more accessible. For example, large multi-part oil 1980-х years at international auctions are in the range of $25 000-50 000. Original collages with recognizable themes (not the drawing) at the Moscow auctions it is possible to catch around 50 000. Lethal lottery thing ("Future American flag" or "Judith and Stalin") are sold, sometimes even more expensive, in the range of 70 000-100 000. But the fun of a good subscription tiriki can get even more. Remember the silkscreen "Judith and Stalin" on our Auction AI: a powerful thing, still stands before my eyes. And cost a little more than 70 000.

That was then, after 2003, after the termination of the collaboration? Both continued to paint. Vitaly Komar began to develop a philosophical direction. Four years ago, he started to make a picturesque series of "Allegory of justice", about the search for balance, a struggle between good and evil, the confrontation between the West and the East. About the old "SOC-арте" it resembles a deliberate eclecticism and a game with symbols (Yin-янь, scales, Ouroboros, etc.). Alexander Melamid also did not abandon painting. Set to large, full-length portraits of famous people — religious leaders, figures show-бизнеса. Ten years ago he did an exhibition "Holy hip-хоп" at the Museum of contemporary art Detroit. There he was shown his life-size portrait of rappers Snoop Dogg, 50 Cent, Kanye West and others. In 2011 came the news that Melamid opened an innovative "the Clinic for treatment of an art". This is a real clinic in new-Йорке, in SOHO, with offices and its own pharmacy. Physical illness and mental disorders it was treated with conversations about painting. Well, if the conversation does not help, in the course of walking insoles with van Gogh self-portraits, receptacles for charging water with the vibes of paintings by Raphael, Botticelli and Liechtenstein printed on the inner surface of the glass, as well as prayer cards Picasso as the patron of motorists or Georges Seurat as patron in the rejuvenation of the skin. In short, all is well. Do not grow old soul veterans.

Retrospective Komar & Melamid will run in Moscow Museum of modern art at Petrovka, 25, until 9 June 2019. Produced for the exhibition monograph art historian Kirill Svetliakov — special on the art of the newest trends in the Tretyakov gallery. The book is already on sale in the shop at the Museum and costs about 1000 rubles.

Source: mmoma.ru

What else to read on the topic on AI:
the Artists of the week. Komar and Melamid;
for the First time: the paintings of Vitaly Komar at auction ARTinvestment.RU.




  • 13.05.2019 Moscow named the fourth city in the world in number of billionaires Many believe that such a high concentration of very rich people inevitably creates an adequate demand in the domestic art market. Alas, the scale of purchases of paintings in Russia is not directly proportional to the amount of personal wealth
  • 12.03.2019 Experts: the culture industry brings the US economy is 4 times more than agricultural production This conclusion is contained in a study published in March 2019, Bureau of economic analysis, U.S. (BEA) and National endowment for the arts (NEA)
  • 22.02.2019 How to buy a painting as a gift Have important person have a budget for a gift, dedicated and want to do-то decent. What to give Tom, who almost has everything? Buy picture — are advised by experienced people. I agree with them. But will have to try not to be trapped
  • 23.01.2019 How to sell a picture A family heirloom, inheritance, hung yourself on the wall, and hung. But decided to sell it, people first think. Where to sell? How not to sell too cheap? Not so simple questions as soon as it comes down to it
  • 21.01.2019 Than to confirm that the picture belongs to you Whether a collector of documents in the possession of the picture? Beginners want the final paper, actual armor. What if it gets stolen? What if you need to sell? Than I will prove that the painting is mine?
Auction
database sales

Login for subscribers

Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Show:

Top 29

This site uses cookies, it can collect data about IP addresses and users. N 152-FZ «On Personal Data» and continue working with this site, you confirm your consent to the processing of personal data in accordance with the law N 152-FZ «On Personal Data» and «The policy of LTD «ArtIn» with regard to the processing of personal data».
Back to Top

Аукцион Artinvestment объявляет прием работ на свои регулярные еженедельные торги.

МАКОВСКИЙ Александр Владимирович (1869–1924) Портрет неизвестной. 1915
Текущая ставка
16 000 RUB
Окончание торгов
13 Дек. 2019 12:00:00
ЗВЕРЕВ Анатолий Тимофеевич (1931–1986) Конец очереди. 1986
Текущая ставка
55 000 RUB
Окончание торгов
13 Дек. 2019 12:00:00
ЛАНЦЕВ Алексей Юрьевич (1970) Ночной порт. 2019
Текущая ставка
100 RUB
Окончание торгов
13 Дек. 2019 12:00:00

Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003
ARTinvestment.RU   29 марта 2019

Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире

Первая ретроспектива знаменитых соавторов, Komar & Melamid, ограничена периодом с 1972 по 2003 год. То есть с момента официального изобретения соц-арта как слова и направления вплоть до фактического прекращения совместной работы. Через 18 лет после начала «перестройки» и через 12 лет после распада СССР Виталий Комар и Александр Меламид пошли каждый своим путем. Что именно между ними произошло, они не рассказывают. Так, уклончиво — дескать, каждый получил возможность прожить еще одну жизнь. Но что-то там случилось сложное. Даже для того, чтобы прежние соавторы вдвоем приехали на вернисаж, потребовались непростые согласования.

Если открыть справочник «Другое искусство», то можно увидеть, что первая совместная работа была сделана Комаром и Меламидом не в 1972-м, а гораздо раньше — в 1965 году. Это была композиция с русскими медалями (белый квадрат с фотографиями русских медалей, рисунками и схемами). Через два года у них состоялась первая выставка «Ретроспективизм» в кафе «Синяя птица», на редкой в то время площадке для показа экспериментального искусства и дискуссий, с репутацией чуть ли не очага вольнодумства. В 1968 году в рамках поощряемого, но контролируемого диалога «физиков» и «лириков» Комару и Меламиду разрешили провести совместную выставку в академгородке подмосковного Пущино. Но официальным началом постоянной совместной работы принято почему-то считать именно 1972-й — год изобретения термина «соц-арт». Тогда перебирали слова «ком-арт», «сов-арт» — требовалось что-то понятное, в унисон буржуазному поп-арту. И кто б тогда мог представить, что всего через шесть лет состоявшиеся «соц-артисты» будут дурачиться в Нью-Йорке с Энди Уорхолом и троллить обалдевших американцев скупкой душ для дальнейшей перепродажи в СССР.

Но до этого многое еще должно было произойти и удачно совпасть.

По справочнику «Другое искусство» первыми работами художников в статусе новоиспеченных «соц-артистов» стали изображения жен в плакатной манере. Выставку в ММСИ действительно открывают «Портрет жены Кати с обручем» 1972 года кисти Меламида и «Портрет жены Виталия Комара с ребенком». Возможно, это они и есть. Портреты несут печать оксюморона «интимное — официально». Впрочем, по моим ощущениям, портреты жен — это точно не те вещи, которые заставили говорить об этих художниках. Прорывом для Комара и Меламида стала, вероятно, квартирная выставка «Рай» 1973 года. Там интимность темы тоже была намеренно оформлена средствами нелепой советской монументальности. На той выставке ярче проявился их фирменный политический антиэстетизм, появилось как прием контридеологическое «плохое искусство». Ни Комару, ни Меламиду не было еще и тридцати. Но они уже выступали под наглым псевдонимом «Известные художники нач. 70 гг. ХХ века. Москва». В 1974 на квартире Меламида с символичным адресом по улице Дмитрия Ульянова художники устроили «Живописный спектакль» — показывали диафильмы со Сталиным, Сократом, Эйнштейном, обезьяной. Об итогах этого мероприятия справочник сообщает коротко: «Участники акции разогнаны милицией и КГБ». Чуть позже прозвучало исполнение переложенного на музыку «текста на паспорте». Но самое резонансное событие в истории неофициального искусства с их участием состоялось осенью, 15 сентября 1974 года. Свидетельства о том, кто же был главным заводилой и идеологом «первого осеннего просмотра картин на открытом воздухе» на перекрестке улиц Профсоюзная и Островитянова разнятся. Как различаются и версии, на кой черт брежневские власти превратили заранее объявленную и официально не запрещенную акцию московских художников в «бульдозерное» побоище. Владимир Немухин настаивал, что выставку в Беляево придумал Оскар Рабин, а Комара с Меламидом туда просто пригласили. Но другой участник «бульдозеров», художник Валентин Воробьев не менее уверенно писал во «Враге народа», что главными зачинщиками были молодые Комар и Меламид. Правы могут быть и тот и другой, поскольку у разных групп были разные авторитеты. К тому же все происходило в условиях сильной внутренней конкуренции, если не сказать конфронтации, среди разных групп неофициальных художников. Косвенным подтверждением их конфликта можно считать коллизию с отбором вещей на выставку в павильоне «Пчеловодство», которая прошла на ВДНХ через полгода, 19–22 февраля 1975. Там выставились Рабин, Немухин, Краснопевцев, Целков, Плавинский, Яковлев. Должен был быть и Кабаков, который в последний момент отказался и был срочно заменен Юликовым. Всего 20 художников. Но работу Комара и Меламида на нее не приняли. Коллекционер и историк нонконформизма Леонид Талочкин тактично указал, что работа «Цвет — великая сила» оказалась «несколько выше понимания выставкома, состоявшего из участников выставки». Казалось бы, еще вчера всех вместе избивали и отбирали картины (их оргалит «Двойной портрет» в образе Ленина и Сталина был отнят и брошен в кузов дружинниками в штатском). А через несколько месяцев на важнейшую разрешенную выставку обоих не пустили их же братья по оружию.

Зато «заокеанский обком» сказал «вери гуд», и в феврале 1976 года выставку «Цвет — великая сила» показали пусть не в Москве, на ВДНХ, но в каком-никаком Нью-Йорке, в галерее Рона Фельдмана. Учитывая, что сами авторы в это время находились в СССР, а выставка проходила в США, все это выглядело как сжигание мостов. Впрочем терять-то особо уже было и нечего. И так было ясно, что после серии арт-демаршей в СССР им жизни не дадут. А уж про выставки точно можно забыть надолго, если не навсегда. И Комар с Меламидом пошли вразнос. В 1976 году тексты их работы почти полностью перешли на английский язык. Уже не страшно было прокручивать официальный орган ЦК КПСС газету «Правда» в мясорубке, чтобы валять из получившегося идеологического фарша «прессные» биточки. Сидящим на чемоданах художникам уже сложно было помешать выпускать паспорта изобретенной страны Transstate, а заодно печатать «трешки» и «пятерки» своей трансграничной валюты. Они перекладывали строгий предостерегающий текст из паспорта СССР на музыку, устраивали ее исполнение не только в Москве, но и в других городах мира, дразнили гусей, придумывали новые хохмы, всячески валяли дурака, вели себя как свободные люди. В 1978-м художники наконец-то эмигрировали в Израиль и вскоре перебрались в США.

В Америке бузотеры из Строгановки не растеряли прежнего куража и быстро принялись за дело. Уже 19 мая 1979 года в Нью-Йорке они развернули предприятие по скупке душ для последующей продажи в Москве. Одним из первых договор продажи заключил симпатизировавший Комару и Меламиду король поп-арта Энди Уорхол. Условная душа любителя супа Campbell, купленная за символические ноль долларов, позже была перепродана какой-то покупательнице в Москве. После этого было еще много чего. И обучение фотографии шимпанзе Микки, и соавторство со слонами в написании картин. А еще, конечно, многочисленные выставки советского неофициального искусства, персоналки в западных галереях (в том числе Рона Фельдмана, с которого все начиналось). После эксплуатации символов советской идеологии и препарирования соцреализма, Комар и Меламид довольно безжалостно принялись за американские символы и не особо искренние капиталистические лозунги. С «кап-артом» у них тоже временами выходило метко, хлестко и даже пророчески. Например, их «Американский флаг будущего», где 50 звезд штатов расширены до миллиардов звезд Млечного пути, — это работа явно опередившая время. В 1980-е Комару и Меламиду еще несколько раз удавалось оседлать высокую волну. Но все же самым известным проектом их американского постсоветского периода, пожалуй, так и осталась «скупка душ». Поразительно, что сегодня этот перфоманс выглядит еще более смелым, чем 40 лет назад. Я даже не уверен, что его можно было бы безопасно повторить в наши дни. Авторам и участникам досталось бы крепче, чем во времена глобального противостояния.

Впрочем, если возвращаться к ретроспективе, то больше всего на выставке мне запомнились не красные карточки контрактов на скупку душ, а один из последних проектов Комара и Меламида, выполненных в соавторстве. Это «текстовая икона», задуманная ими в 1970-е, но реализованная лишь под конец сотрудничества, в 2003 году. Идея родилась еще в СССР из реальной удивительной истории, найденной в архивах. В 1713 году, в правление Петра I в Москве, в «Тайном приказе» допрашивали арестованного ученика лекаря из Немецкой слободы, некоего Дмитрия Тверитинова. Вина его состояла в том, что он написал икону, на которой вместо изображения был один лишь только текст: «Не сотвори себе кумира». Смелый вольнодумец и еретик триста лет назад создал, по сути, концептуалистский объект. Да еще и не убоялся отстаивать его идею в богословских спорах с влиятельными князьями и сенаторами, чем обрек себя на верную смерть. Лишь каким-то чудом слухи о сложном деле дошли до Петра, и царь неожиданно отменил казнь. Тверитинова наказали, отправили в крепостные, но позже освободили, а через несколько лет он был прощен. Дальнейшая его судьба неизвестна. Но моральный подвиг бунтаря Митьки Тверитинова, опыт самоотверженного отстаивания своих взглядов, через 300 лет мистическим образом повлиял на мировоззрение Комара и Меламида, придал им сил. Текстовая икона предтечи авангардистов и диссидентов была уничтожена. На восстановление полностью достоверного внешнего облика шансов не было. Творческую реконструкцию делали лишь по описаниям, но со всем уважением, с научным подходом и с учетом мнения реставраторов Центра имени Грабаря. Такая вот красивая история и красивый прощальный проект.

Теперь немного о рынке.

Не то чтобы сильно неожиданным, но приятным открытием после посещения выставки в ММСИ стало следующее: почти все самые дорогие и просто лучшие произведения Комара и Меламида, которые когда-либо выставлялись на западных аукционах, были куплены российскими коллекционерами. Они вернулись в Россию и почти все выставлены сейчас на Петровке, 25.

В частности, самая дорогая картина, «Встреча А. Солженицына и Г. Белля на даче М. Ростроповича» (1972), купленная на аукционе за $1 010 200 в 2010 году — это вещь из собрания Шалвы Бреуса. «Суд Париса, или Ялтинская конференция» ценой в $380 000 поступила на выставку из Нового музея покойного Аслана Чехоева. «Карл Маркс и рог изобилия» (1982) взят в экспозицию из коллекции много лет работающего в России итальянского бизнесмена Антонио Пикколи. «Голубую чашку» и «Девочку перед зеркалом» тоже купили российские коллекционеры. На выставке есть большие эффектные холсты из собрания Stella Art Foundation (Стелла Кесаева), из собрания фонда V-А-С (семьи Леонида Михельсона), вещи начала 1970-х годов из собрания Екатерины и Владимира Семенихиных, а также произведения из других частных коллекций и музейных собраний (Русский музей, ММСИ, Центр Жоржа Помпиду и др.).

Сотни тысяч долларов и миллион — это, конечно, уже космические деньги. Столько стоили на пике цен крупные масла с магистральными темами, да еще и в самых дорогих местах, на главных аукционах мира. Были варианты гораздо доступнее. Например, большие многочастные масла 1980-х годов на мировых аукционах стоят в диапазоне $25 000–50 000. Оригинальные коллажи с узнаваемыми темами (не тиражные) на московских аукционах можно поймать в районе 50 000 рублей. Убойные тиражные вещи (как «Будущий американский флаг» или «Юдифь и Сталин») продаются, бывает, даже дороже, в диапазоне 70 000–100 000 рублей. Но удовольствия от удачной подписной тиражки можно получить даже больше. Помню шелкографию «Юдифь и Сталин» на нашем AI Аукционе: мощная вещь, до сих пор стоит перед глазами. А стоила чуть больше 70 000 рублей.

Что было потом, после 2003 года, после прекращения совместной работы? Оба продолжили заниматься живописью. Виталий Комар начал развивать философское направление. Четыре года назад он начал делать живописную серию «Аллегории правосудия», про поиск баланса, борьбу добра и зла, противостояние запада и востока. О прежнем «соц-арте» в ней напоминает лишь намеренная эклектичность и игра с символами (инь-янь, весы, уроборос и др.). Александр Меламид тоже не забросил живопись. Принялся за большие, в полный рост, портреты известных людей — религиозных деятелей, деятелей шоу-бизнеса. Десять лет назад он сделал выставку «Священный хип-хоп» в Музее современного искусства Детройта. Там были показаны его ростовые портрет рэпперов Снуп Догга, 50 Cent, Канье Уэста и других. В 2011 году появилась новость, что Меламид открыл инновационную «Клинику лечения искусством». Это настоящая клиника в Нью-Йорке, в Сохо, с кабинетами и собственной аптекой. Физические болезни и психические расстройства в ней лечили разговорами о живописи. Ну, а если беседы не помогали, то в ход шли стельки с автопортретами Ван Гога, сосуды для зарядки воды флюидами картин Рафаэля, Боттичелли и Лихтенштейна, напечатанных на внутренней поверхности стекла, а также карточки с молитвами Пикассо как покровителю автомобилистов или Жоржу Сера как заступнику в омоложении кожи. Словом, все хорошо. Не стареют душой ветераны.

Ретроспектива Komar & Melamid продлится в Московском музее современного искусства на Петровке, 25, до 9 июня 2019 года. К выставке выпущена монография искусствоведа Кирилла Светлякова — спеца по искусству новейших течений из Третьяковки. Книга уже продается в магазине при ММСИ и стоит около 1000 рублей.

Источник: mmoma.ru

Что еще почитать по теме на AI:
Художники недели. Комар и Меламид;
Впервые: живопись Виталия Комара на аукционе ARTinvestment.RU.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20190329_komar_melamid.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20190329_komar_melamid.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх