Художник недели: Ефим Рояк — авангардист, уновисовец, советский художник
Ученик Шагала, Пэна и Малевича, некогда самый молодой художник в УНОВИСе, Рояк в итоге сделал успешную карьеру в системе советского искусства и промдизайна. И мало кто знал, что в душе он до конца дней сохранял верность идеям авангардной молодости
Жизнь и творчество Ефима Рояка на удивление мало изучены в России. Единственный альбом, посвященный его творчеству, был выпущен за рубежом уже после смерти. При жизни Рояк опасался рассказывать об авангардной молодости. Я бы сказал, что довоенная биография в каких-то деталях выглядит скорее мифологизированной. Впрочем, есть фотографии, свидетельства, бесспорные факты выставок с УНОВИСом и учебы у Малевича. По счастью, в конце жизни Рояк все-таки оставил воспоминания. Позже они были переданы вдовой художника Давиду Симановичу, который опубликовал их в «Шагаловском сборнике».
Ефим Моисеевич Рояк (Раяк) родился 12 (25) декабря 1906 года в Витебске, в семье еврейского портного Моисея Рояка. И возможно, быть ему ремесленником, если бы в 1919 году в дом к портному не зашел Марк Шагал. Его заинтересовали детские рисунки рыбок и зверей на печке, спросил, кто рисовал, и пригласил тринадцатилетнего паренька учиться. Сам давал уроки, потом отвел к своему учителю Юрию Моисеевичу Пэну. По рекомендации Шагала в 1919-м Ефим Рояк поступил в Витебское народное художественное училище (ВНХУ). В 1920-м произошел переворот в преподавательских кругах училища, Шагал потерял влияние, а главным стал Казимир Малевич. Вокруг основателя супрематизма собралась группа единомышленников — «Утвердителей нового исукусства» (УНОВИСа), в которую вступил и четырнадцатилетний Ефим. Рояк стал самым молодым членом товарищества — на известном общем снимке это особенно бросается в глаза. Но возраст в искусстве не помеха. С начала 1920- в его послужном списке появляются Витебская выставка УНОВИСа (1921), Первая русская художественная выставка в Берлине (1922). В 1922 году училище, ставшее к этому времени Витебским художественно-практическим институтом, закрыли, и Рояк вслед за Малевичем и художниками УНОВИСа отправился покорять Петроград. Там с 1924-го по 1926 год он был практикантом, а позднее научным сотрудником в формально-теоретическом отделе ГИНХУКа (Государственный институт художественной культуры).
Работы Рояка начала 1920-х, сделанные под влиянием Малевича, отчетливо показывают перенятые методику и стилистические особенности учителя, но имеют свою индивидуальность. Супрематические формы в картинах Рояка носят, скорее, декоративный характер и являются частью композиции, а не фундаментальной основой, как у его учителя. В конце 1920-х художник вернулся к фигуративной живописи и работе с натуры, сделал серию акварельный пейзажей.
В 1927-м, после закрытия ГИНХУКа как самостоятельного исследовательского учреждения, Рояк переехал в Москву. В 1928-м прошла его первая персональная выставка в Государственном институте строительства цементных фабрик. Начиная со второй половины 1930-х разработал большое число декоративно-оформительских проектов: делал советские павильоны на международных выставках в Париже (1936) и в Нью-Йорке (1939), оформлял станцию метро «Павелецкая», участвовал в проектировании московской жилой застройки и в соавторстве с Эль Лисицким создавал конкурсный проект текстильного комбината. С 1934-го работал проектировщиком в архитектурной мастерской братьев А. А. и В. А. Весниных.
Ефим Моисеевич прошел всю войну, не раз был награжден, участвовал в Параде Победы.
После войны, в 1945–1948, работал во Всесоюзном НИИ стекла, где проектировал светильники для станций московского метрополитена. Знания и умения, полученные еще в ГИНХУКе, кардинальным образом повлияли на становление Рояка как оформителя, архитектора и дизайнера по стеклу и очень пригодились в работе. В 1948 году он вернулся к работе в мастерской братьев Весниных, а в 1954-м был назначен главным художником Киевского района Москвы и проработал на этом посту 20 лет.
О том, что он продолжает заниматься творчеством, мало кто знал. Рояк не участвовал в выставках, не был близок к кругу неофициального искусства, да вообще не показывал свои работы даже друзьям. По сути, работал для души, тайно, «в стол».
К числу самых узнаваемых работ Ефима Рояка относятся коллажи, которые он делал на протяжении всей творческой жизни. «Автопортрет» (1925) является ярким примером раннего периода в технике коллажа. Во второй половине 1930-х коллажи приобретают черты конструктивистского минимализма в сочетании с декоративностью и сочностью цветов, свойственных большинству его работ. В 1950-х Рояк прибегает к внедрению в работу «вторичного материала» — кусков газет, обрезков журналов и фотографий. К позднему периоду деятельности коллаж затмил и вытеснил другие художественные форматы в творчестве автора. В шестьдесят-семьдесят лет он снова делал для себя геометрическую абстракцию, обращался к идеям своей юности.
Особое место в творчестве художника занимают портреты, создававшиеся на протяжении всей жизни. На этих полотнах друзья и коллеги, запечатлены на фоне или в окружении узнаваемых мотивов своего творчества. Так, Малевич, взирающий на нас словно из потустороннего мира, находится в круговороте кубистически-супрематических форм и знаменательной фигуры крестьянина с топором, стоящей на вертикальной линии на переднем плане. Создается ощущение пробегающих титров, хода времени, быстрой смены течений двадцатого столетия и того, как продолжает жить творчество художников после их кончины.
Ефим Моисеевич Рояк скончался 30 сентября 1987 года в Москве. В 1991 году персональные выставки Рояка прошли в городах Германии. Его работы выставляются на выставках художников круга Малевича. В частности, в 2015 году его произведения можно было увидеть в ГТГ на выставке «Под знаком Малевича». Кроме Третьяковки, работы Рояка хранятся в Русском музее и Белорусском государственном музее.
Что с рынком и ценами? Достоверного массива информации на основе показательных публичных (то есть открытых аукционных) продаж сегодня все еще нет. Известны лишь отдельные эпизоды. В 2008 году (апогей цен на русское искусство) на самых дорогих торгах, на «Сотбисе», его среднеразмерный коллаж был продан за $10 000. На «Магнум Арсе» в 2011 году выставлялась абстрактная маленькая гуашь из собрания Николая Харджиева. Эстимейт был $ 2000–2500, данных о продаже нет, может быть, ее и не купили. Из более актуальной информации: у нас на AI Аукционе коллаж втрое меньшего размера год назад был продан за 42 500 рублей. То есть чуть больше $700 после падения курса рубля. Что еще можно вспомнить? На галерейном рынке два года назад за масло Рояка просили $30 000. Но это тоже не совсем релевантная информация, поскольку обычно первая цена объявляется с большим запасом на торг вниз. Где еще посмотреть цены? Сделки с карандашными рисунками, которые фигурируют в базе, в расчет брать нельзя. Они продавались на мелких зарубежных аукционах и, главное, на настоящие совсем не похожи. Так что интуитивно можно сказать: ориентиры за коллажи — в пределах $1000, за оригинальную графику — от $2000, живопись — от $4000–6000. Это именно «от», за вещи поздние (1970-х годов) и со множеством прочих оговорок. Слишком многое на практике зависит от сюжета, периода создания, размера, безупречно установленной подлинности. Если вещи ранние, то стоить они могут значительно дороже. В общем, художник интересный, материал в дефиците, все известные цены сделок позволяют говорить, что он, скорее, недооценен. У нас на этой неделе на аукционе продается коллаж Рояка — тоже обратите внимание.
Источники: artinvestment.ru, chagal-vitebsk.com, w.histrf.ru, russian-bazaar.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20180306_Efim_Royak_avantgarde_auction_prices.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20180306_Efim_Royak_avantgarde_auction_prices.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.