- Оценка картины
- Реставрация иконы
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Старинные рисунки (карандаш) АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, экзамен, зачет
- Пономаренко Михаил Григорьевич, "Прибытие поезда"
- С.М.Каманин "Утро на Волге" (холст, масло, 1947 г.)
- Картина М.А.Фейгина
- Помогите узнать кто автор и оценить картину
- М.А.Фейгин, нечастый гость на форуме
- В.С.Казарин (1948-2021), нонконформизм
Художник недели: Ефим Рояк — авангардист, уновисовец, советский художник
ARTinvestment.RU 06 марта 2018
Ученик Шагала, Пэна и Малевича, некогда самый молодой художник в УНОВИСе, Рояк в итоге сделал успешную карьеру в системе советского искусства и промдизайна. И мало кто знал, что в душе он до конца дней сохранял верность идеям авангардной молодости
Жизнь и творчество Ефима Рояка на удивление мало изучены в России. Единственный альбом, посвященный его творчеству, был выпущен за рубежом уже после смерти. При жизни Рояк опасался рассказывать об авангардной молодости. Я бы сказал, что довоенная биография в каких-то деталях выглядит скорее мифологизированной. Впрочем, есть фотографии, свидетельства, бесспорные факты выставок с УНОВИСом и учебы у Малевича. По счастью, в конце жизни Рояк все-таки оставил воспоминания. Позже они были переданы вдовой художника Давиду Симановичу, который опубликовал их в «Шагаловском сборнике».
Ефим Моисеевич Рояк (Раяк) родился 12 (25) декабря 1906 года в Витебске, в семье еврейского портного Моисея Рояка. И возможно, быть ему ремесленником, если бы в 1919 году в дом к портному не зашел Марк Шагал. Его заинтересовали детские рисунки рыбок и зверей на печке, спросил, кто рисовал, и пригласил тринадцатилетнего паренька учиться. Сам давал уроки, потом отвел к своему учителю Юрию Моисеевичу Пэну. По рекомендации Шагала в 1919-м Ефим Рояк поступил в Витебское народное художественное училище (ВНХУ). В 1920-м произошел переворот в преподавательских кругах училища, Шагал потерял влияние, а главным стал Казимир Малевич. Вокруг основателя супрематизма собралась группа единомышленников — «Утвердителей нового исукусства» (УНОВИСа), в которую вступил и четырнадцатилетний Ефим. Рояк стал самым молодым членом товарищества — на известном общем снимке это особенно бросается в глаза. Но возраст в искусстве не помеха. С начала 1920- в его послужном списке появляются Витебская выставка УНОВИСа (1921), Первая русская художественная выставка в Берлине (1922). В 1922 году училище, ставшее к этому времени Витебским художественно-практическим институтом, закрыли, и Рояк вслед за Малевичем и художниками УНОВИСа отправился покорять Петроград. Там с 1924-го по 1926 год он был практикантом, а позднее научным сотрудником в формально-теоретическом отделе ГИНХУКа (Государственный институт художественной культуры).
Работы Рояка начала 1920-х, сделанные под влиянием Малевича, отчетливо показывают перенятые методику и стилистические особенности учителя, но имеют свою индивидуальность. Супрематические формы в картинах Рояка носят, скорее, декоративный характер и являются частью композиции, а не фундаментальной основой, как у его учителя. В конце 1920-х художник вернулся к фигуративной живописи и работе с натуры, сделал серию акварельный пейзажей.
В 1927-м, после закрытия ГИНХУКа как самостоятельного исследовательского учреждения, Рояк переехал в Москву. В 1928-м прошла его первая персональная выставка в Государственном институте строительства цементных фабрик. Начиная со второй половины 1930-х разработал большое число декоративно-оформительских проектов: делал советские павильоны на международных выставках в Париже (1936) и в Нью-Йорке (1939), оформлял станцию метро «Павелецкая», участвовал в проектировании московской жилой застройки и в соавторстве с Эль Лисицким создавал конкурсный проект текстильного комбината. С 1934-го работал проектировщиком в архитектурной мастерской братьев А. А. и В. А. Весниных.
Ефим Моисеевич прошел всю войну, не раз был награжден, участвовал в Параде Победы.
После войны, в 1945–1948, работал во Всесоюзном НИИ стекла, где проектировал светильники для станций московского метрополитена. Знания и умения, полученные еще в ГИНХУКе, кардинальным образом повлияли на становление Рояка как оформителя, архитектора и дизайнера по стеклу и очень пригодились в работе. В 1948 году он вернулся к работе в мастерской братьев Весниных, а в 1954-м был назначен главным художником Киевского района Москвы и проработал на этом посту 20 лет.
О том, что он продолжает заниматься творчеством, мало кто знал. Рояк не участвовал в выставках, не был близок к кругу неофициального искусства, да вообще не показывал свои работы даже друзьям. По сути, работал для души, тайно, «в стол».
К числу самых узнаваемых работ Ефима Рояка относятся коллажи, которые он делал на протяжении всей творческой жизни. «Автопортрет» (1925) является ярким примером раннего периода в технике коллажа. Во второй половине 1930-х коллажи приобретают черты конструктивистского минимализма в сочетании с декоративностью и сочностью цветов, свойственных большинству его работ. В 1950-х Рояк прибегает к внедрению в работу «вторичного материала» — кусков газет, обрезков журналов и фотографий. К позднему периоду деятельности коллаж затмил и вытеснил другие художественные форматы в творчестве автора. В шестьдесят-семьдесят лет он снова делал для себя геометрическую абстракцию, обращался к идеям своей юности.
Особое место в творчестве художника занимают портреты, создававшиеся на протяжении всей жизни. На этих полотнах друзья и коллеги, запечатлены на фоне или в окружении узнаваемых мотивов своего творчества. Так, Малевич, взирающий на нас словно из потустороннего мира, находится в круговороте кубистически-супрематических форм и знаменательной фигуры крестьянина с топором, стоящей на вертикальной линии на переднем плане. Создается ощущение пробегающих титров, хода времени, быстрой смены течений двадцатого столетия и того, как продолжает жить творчество художников после их кончины.
Ефим Моисеевич Рояк скончался 30 сентября 1987 года в Москве. В 1991 году персональные выставки Рояка прошли в городах Германии. Его работы выставляются на выставках художников круга Малевича. В частности, в 2015 году его произведения можно было увидеть в ГТГ на выставке «Под знаком Малевича». Кроме Третьяковки, работы Рояка хранятся в Русском музее и Белорусском государственном музее.
Что с рынком и ценами? Достоверного массива информации на основе показательных публичных (то есть открытых аукционных) продаж сегодня все еще нет. Известны лишь отдельные эпизоды. В 2008 году (апогей цен на русское искусство) на самых дорогих торгах, на «Сотбисе», его среднеразмерный коллаж был продан за $10 000. На «Магнум Арсе» в 2011 году выставлялась абстрактная маленькая гуашь из собрания Николая Харджиева. Эстимейт был $ 2000–2500, данных о продаже нет, может быть, ее и не купили. Из более актуальной информации: у нас на AI Аукционе коллаж втрое меньшего размера год назад был продан за 42 500 рублей. То есть чуть больше $700 после падения курса рубля. Что еще можно вспомнить? На галерейном рынке два года назад за масло Рояка просили $30 000. Но это тоже не совсем релевантная информация, поскольку обычно первая цена объявляется с большим запасом на торг вниз. Где еще посмотреть цены? Сделки с карандашными рисунками, которые фигурируют в базе, в расчет брать нельзя. Они продавались на мелких зарубежных аукционах и, главное, на настоящие совсем не похожи. Так что интуитивно можно сказать: ориентиры за коллажи — в пределах $1000, за оригинальную графику — от $2000, живопись — от $4000–6000. Это именно «от», за вещи поздние (1970-х годов) и со множеством прочих оговорок. Слишком многое на практике зависит от сюжета, периода создания, размера, безупречно установленной подлинности. Если вещи ранние, то стоить они могут значительно дороже. В общем, художник интересный, материал в дефиците, все известные цены сделок позволяют говорить, что он, скорее, недооценен. У нас на этой неделе на аукционе продается коллаж Рояка — тоже обратите внимание.
Источники: artinvestment.ru, chagal-vitebsk.com, w.histrf.ru, russian-bazaar.com, artinvestment.ru
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20180306_Efim_Royak_avantgarde_auction_prices.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20180306_Efim_Royak_avantgarde_auction_prices.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 12.04.2024 Ключевые драйверы, определяющие вектор развития арт-рынка Азии По версии Artsy, ими являются арт-ярмарки Дели, Гонконга, Токио и Сеула
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Итоги AI Аукциона № 524 Общая выручка составила 14,3 млн рублей
- 05.04.2024 За £25 млн на Christie’s выставили картину Тициана Работа в свое время была похищена наполеоновскими войсками
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 26.03.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Личность Второй материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
- 11.04.2024 В Москве открывается второй выпуск ярмарки |catalog| В смотре примет участие более 50 галерей
Топ 24
- 1. Джефф Кунс$91,07 млн
- 2. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 3. Герхард Рихтер$46,3 млн
- 4. Цуй Жучжо$39,57 млн
- 5. Джаспер Джонс$36 млн
- 6. Эд Рушей$30,4 млн
- 7. Кристофер Вул$29,9 млн
- 8. Питер Дойг$28,81 млн
- 9. Фрэнк Стелла$28 млн
- 10. Ёсимото Нара$24,95 млн
- 11. Цзэн Фаньчжи$23,3 млн
- 12. Роберт Райман$20,6 млн
- 13. Дэмиен Херст$19,2 млн
- 14. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 15. Марк Гротьян$16,8 млн
- 16. Такаси Мураками$15,16 млн
- 17. KAWS$14,48 млн
- 18. Цзинь Шани$13,89 млн
- 19. БЭНКСИ$12,14 млн
- 20. Джон Каррен$12 млн
- 21. Брайс Марден$10,917 млн
- 22. Пьер Сулаж$10,6 млн
- 23. Чжан Сяоган$10,16 млн
- 24. Брюс Науман$9,9 млн
- Оценка картины
- Реставрация иконы
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Старинные рисунки (карандаш) АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, экзамен, зачет
- Пономаренко Михаил Григорьевич, "Прибытие поезда"
- С.М.Каманин "Утро на Волге" (холст, масло, 1947 г.)
- Картина М.А.Фейгина
- Помогите узнать кто автор и оценить картину
- М.А.Фейгин, нечастый гость на форуме
- В.С.Казарин (1948-2021), нонконформизм