Художник недели. Игорь Снегур
ARTinvestment.RU   20 ноября 2017

Снегуровская абстрактная композиция 1989 года — самое значительное живописное произведение шестидесятника, участника «Таганки» и «Пчеловодства», выставленное на публичных торгах в России

Еще студентом Полиграфического института в составе белютинской группы Игорь Снегур (1935) участвовал в резонансной «Таганке» — экспериментальной выставке в Доме народного творчества на Большой Коммунистической, 9. Выставка открылась 26 ноября 1962 года — скоро исполнится 55 лет. Редчайшее событие — полузапретную абстракцию официально показывают в Москве! — собрало не только прогрессивную столичную публику, но и многочисленных иностранных корреспондентов. Художник и педагог Элий Белютин в тот раз придумал усилить экспозицию художников своей студии, пригласив к участию Эрнста Неизвестного, Владимира Янкилевского, Юло Соостера и Юрия Соболева-Нолева. Что, знакомый состав? Вы правильно догадались. Вскоре большую часть этой группы художников заманят в ловушку на выставку 30-летия МОСХа. И внезапно экспериментальная «Таганка» превратится в исторический «Манеж-62», где блистал самый влиятельный арт-критик 1960-х Никита Сергеевич Хрущев.

Второй раз Игорь Снегур попал в большую историю послевоенного неофициального искусства в феврале 1975 года. В числе 20 московских художников, среди которых были Оскар Рабин, Владимир Яковлев, Анатолий Зверев, Дмитрий Краснопевцев, Владимир Немухин, Дмитрий Плавинский, Владимир Янкилевский, Олег Целков, он участвовал в знаменитой выставке независимого искусства на ВДНХ в павильоне «Пчеловодство» (не путать с «Домом культуры» ВДНХ, которая была позже и в другом составе).

«Пчеловодство» стало глотком свежего воздуха в душной атмосфере соцреалистического единообразия. К великому неудовольствию властей и номенклатуры от искусства, посмотреть актуальную выставку выстроились длинные очереди москвичей и гостей столицы.

Реакционно настроенная к несоветскому искусству «Вечерняя Москва» (это в ней ранее были опубликованы «Жрецы “Помойки №8”» и другие исторические опусы) отреагировала на «Пчеловодство» разгромной статьей советского искусствоведа и журналиста Юрия Нехорошева «Авангард мещанства». Претензии были знакомые: «Большинство работ — лишь рабское повторение (мягко выражаясь) тех открытий или экспериментов формального порядка, которые были за последние 75–80 лет в русском и европейском искусстве. Это мое утверждение легко проверить: возьмите альбомы, полистайте, и вы увидите, что нынешние “авангардисты” заимствуют все, что попадается им на глаза. Здесь и “Мир искусства”, и абстрактный импрессионизм, сюрреализм и экспрессионизм, начало “попарта” и “новая вещественность”, “наивные” и “кинетисты” — словом, с миру по нитке — “авангардисту” рубашка. Известно, что повторение — мать учения, но известно также, что повторение в искусстве — смертельный враг творчества. Хорош авангард, плетущийся в обозе истории!»

Вроде бы все понятно. Разве что чересчур прямолинейно, до абсурда, до полной противоположности по смыслу. Зачем? И ведь не в первый раз. И вот это странно. Поэтому позвольте сделать лирическое отступление и предложить конспирологическую гипотезу. Разгромных статей подобных этой мы с вами начитались немало. Написаны они нарочито грубо, без куража. Смущает, что писали-то их далеко не дуболомы. Тогда, может быть, они специально? Судите сами, ну как иначе в то время в советской прессе можно было написать о художниках-несоцреалистах? Восторженно? Не пропустят. Хвалебно? А нужно ли Рабину и Кропивницкому, чтобы их хвалила ненавистная «Вечерняя Москва»? Ну конечно, нет — наоборот, это было бы оскорбительно. Важнее, чтобы было написано хоть что-то вообще, чтобы публика узнала, что существует «другое искусство», запомнила фамилии художников. Для истории, как мы сейчас понимаем, важна не авторская оценка событий, а информация о факте. И все эти по форме нарочито разоблачительные публикации эту ценную информацию, как будто специально, несли. А читать между строк думающие люди в СССР очень даже умели. Гипотеза, конечно, так себе — но ведь должно быть хоть какое-то объяснение всей этой бессмыслицы, выдаваемой за критику.

В конце 1970-х, после скандала с «бульдозерной» выставкой, власти несколько снизили политическое давление на художников, работающих вне системы соцреализма. Появилась если не совсем свободная, то куда более либеральная художественная резервация — зал в подвале на Малой Грузинской, 28, где располагался Горком художников-графиков и могли выставляться нонконформисты. Художники «Грузинки» объединялись в отдельные группы по общности взглядов. Вы, может быть, слышали такие названия, как «Двадцатка», группа «Двадцать один» или «Семерка»? Везде были свои лидеры, выставочный план, творческая конкуренция. Снегур был одним из основателей «Двадцатки» — горкомовской группы «Двадцать московских художников». С первых выставок в нее входили, например, хорошо известные участникам наших аукционов Сергей Симаков и Константин Худяков. Позже, почти в конце восьмидесятых, с группой выставлялись Петр Беленок, Александр Харитонов и Семен Файбисович. Снегур участвовал во всех десяти выставках двадцатки — с 1978 по 1987 год. А дальше началось новое время и новые роли. В 1988 году Игорь Снегур стал учредителем первой частной галереи «Марс», с 1993 года — издателем журнала «Арт-Панорама», выставлялся в российских и зарубежных галереях. И продолжает выставляться. В марте 2017 года большая персональная ретроспективная выставка Игоря Снегура «Бесконечное путешествие» (более 120 работ) прошла в музейно-выставочном комплексе Академии художеств на Пречистенке, 19.

К настоящему времени картины Игоря Снегура находятся в собраниях Новой Третьяковки, Государственного Русского музея, Московского Музея Современного Искусства и других музеев страны. С шестидесятых годов магистральной темой в творчестве Снегура остается взаимоотношение пространства и времени. Кроме оригинального самобытного пластического решения, его абстрактные картины часто носят красивые философские названия — подсказки для расшифровки замысла: «Мимикрия жеста», «Три инверсии» — вот примеры названий его абстракций 1980-х годов.

Про публичный рынок. В нашей базе по Снегуру — 14 аукционных событий, с живописью, графикой, коллажем. За последние пару лет мы на AI Аукционе тоже несколько раз успешно продавали произведения Снегура. Но прежде у нас это была либо графика, либо небольшая живопись на картоне в районе 30 000 рублей. Сейчас же выставлен большой холст — 100 × 120. Вещь куда более высокого уровня, поэтому сравнивать пока не с чем. В России — так уж точно. Последний раз картины такого размера выставлялись на аукционах 9 лет назад, причем на зарубежных. Тогда за них просили и давали в районе $ 4 500–6 000. Текущий аукционный рекорд для творчества художника — $6 000 — был установлен на американском аукционе Shapiro в 2008 году, до кризиса. Сейчас произведения художника, с моей точки зрения, значительно недооценены. Но, думаю, коллекционеры над этим упущением еще поработают.

 

Источники: artinve stment.ru, snegur-art.ru



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх