Artist of the week. Sixties Eduard Zelenin
ARTinvestment.RU   23 октября 2017

Drawing on current bids of the Auction was an occasion to read about the fate and work of one of the most important artists in the history of the "new Russian Diaspora", participant "bulldozer" and Izmailovsky Park exhibitions, emigrated to France in 1975

"In a forest glade in Sochi recently hosted a screening of the works of the so-called artists-модернистов.... First impression from watching — diversity of directions. The abundance of different manner of perceiving the world and the art works of artists unwittingly triggered the question: why these artists together that they can combine?

This “Broken life” lamma: dim gray-зеленому canvas attached what-то wooden objects, crutches, Reiki. Next — “Butterfly-махаон” Zelenin: student primitively depicted Pokrovsky monastery in Suzdal, and at the bottom of the canvas — huge, just a picture of Brema, painted butterfly. Here ... and “Shirt” Rabin: on the background of the black city, the black rope — torn shirt for women, white with pink flowers. On anything new in these, I may say, works, no: there was the speak much, collagists and other formalists of the West... Professional and moral immaturity resulted in participants viewing a greater evil than the lack of his artistic style. Their paintings are spiritually weak, because there is in them a person."

"in General, that Sunday afternoon was shattered by Western propaganda myth of "unrecognized talent." The king was naked. Modernists brought to the public, and they put yourself throughout the misery, because as a phenomenon of art works of the modernists look is simply not serious. Seriously, there is just a reminder that our ideological opponents rise to shield their propaganda anything just to create the illusion of “protoobject” in our country, in the spiritual life of the people. When you analyze most of the work, unwittingly come to the conclusion about the spiritual crisis of their authors or, rather, certain of their intent, which is dictated by the hostile attitude to reality, to the Russian national culture".

Yes, it's from the heart. Great. Admirable. And most importantly, it's modern. Just change "modernists" on the "actionists" — and straight ready narration what-нибудь information evening-аналитической transmission on TV channel "Russia", REN or NTV. Congratulate yourself. Meanwhile, there are long quote 43. It is excerpts from two articles from the "Evening Moscow" — criticism forced the authorities permitted a "Second autumn viewing pictures outdoors" in Izmailovo, which was held on 29 September 1974. One of those publications that were not shamefully buried in a library file, and included in the textbooks and handbooks. Together with the names of the authors. Like these — quoted on 203-й page of the "Other art" published by the NCCA.
in addition to the aforementioned Lamm, Yitzhak Rabin, and Zelenin, zlopyhaniya in those articles the authors of "Vecherka" walked many artists — Valentin Vorobiev, Eugene Rufino, Hope Elskaya Kropiwnicki, not yet known to me the Zevin and Kalugin. But today, in the framework of the theme you are interested in Eduard Zelenin.

two weeks before the show in the Izmailovo forest Park, September 15, 1974 36-летний Eduard Zelenin came up with his picture on a vacant lot in Belyaevo. To participate in inconsistent with the authorities of the exhibition almost immediately dispersed and went down in history under the name of "Bulldozer exhibition". Zelenin came to the wasteland as the independent candidate, in the invitation card his name was not. He was connecting to the action on their own initiative, as Mikhail Fedorov-Рошаль, Michael Odnoralov, Valeriy Gerlovin, Sergei Bordachev and ten artists. The fact of participation to remain for an artist without consequences could not. After the outcry in the Western press and TV reports on the "votes" of Soviet power took into account the negative experience of open detention Rabin, Rukhin and others. They waited until the noise will subside, and then used a proven repressive Arsenal: who would — caused trouble at work, who-то threatened with a mental hospital (precedents, so the threat was taken seriously), and then brought under the article of administrative offences. By a strange coincidence, shortly after the "bulldozer" Zelenin was arrested for disorderly conduct. In General, it happened that in 1975-м — in a year when the artists were preparing for big shows at ENEA, — Zelenin emigrated. In the "Beekeeping" and "House of culture" he was not involved. The artist went on Israeli call, as did all who were badly need, including Russian.

Left nothing or no — to anyone in advance can not know, and not for me to judge. Then, because it is unclear how to live and where to go. Stay in Novokuznetsk or in Sverdlovsk — be doomed to obscurity. And to go to Moscow and Leningrad (where there is a chance to gain fame) — so, at least make tricks and humiliation of the status of Soviet "an artist without a permanent residence permit".

However, talented person to break even in the capitals gradually succeeded. Look at the chronology of exhibitions Zelenin. 1965 — solo exhibition in the cultural Institute of atomic energy imeni I. V. Kurchatov. Though not a Museum, but definitely a legendary meeting place of the "physicists" and "lyricists". A real man-to-man. But Zelenin only 27. In 1969-1972 — solo exhibition in Komsomolsk cafe "Blue bird". Densely patronized by secret services, but also a legendary place, where he had the rare opportunity to communicate with the public, the informal artists. There was opened the exhibition many of the current famous sixties — Kabakov, Bulatov, Bahchanyana and others. There were less legitimate, and certainly not welcomed by the authorities of the place. For example, in 1970-м Zelenin took part in the exhibition in the open air in the courtyard of the mansion of American journalist Stevens toRyleeva, 11. Along with Vechtomova Rohini, Plavinsky, Nemukhin and others. Countryman Ernst Neizvestny, man Shemyakin, Zelenin many years revolved in the circle of the artistic underground. Well, about the "Bulldozers" and "Izmailovo" in 1974 — we started with this.

After the emigration of Edward Zelenin his works included in the exhibition cage, "Museum of contemporary Russian art in exile" Alexander Glezer, as well as numerous fashionable exhibitions of the format la Nuova arte Sovetica (i.e. new Soviet art): Russian art, which well could not be called socialist realism, in 1970-х was interesting as a phenomenon around the world. In November 1977-го work Zelenina, along with other paintings of unofficial artists (including those who remained in the USSR) showed at the Biennale in Venice. The exhibition "New Soviet art", which is called "Biennale of dissent", took in the West with indignation and — at the official level in the Soviet Union. Power with persistence, worthy the best application, looking for treason is not where she matured. And once again doing what-то foolishness. For example, artists who worked in Moscow under the auspices of the municipal Committee of artists-графиков, was forced to sign a collective letter to "Literaturnaya Gazeta", in which those, of course, strongly delimited with the "organizers of such gatherings". The long newspaper quotes it for now, so just trust me on word: composition of participants in the Venetian "gatherings" today would have done honor to any Russian Museum of modern art.

As happened in France? Information is contradictory, it is well known sketchy, subjective memories of friends. Write that in Paris, the apartment Seleninic was famous for the hospitality of the owners. The artist himself at one time for many was the soul of the burgeoning Russian art community. Friends say that Zelenin has always worked hard, preferred to work at night, created a lot of exhibition material. Not without the help of friends, the artist began to cooperate with the French galleries — sometimes more successfully, sometimes less. On the one hand, in comparison with Russia, France Zelenin exhibitions was much more. But rich, the most expensive and successful among French collectors to become he was not destined. Did not, did not work — so happens, the card will not lay down.

In the early [email protected] ndashх paintings were sold at the French auction in the neighborhood of $ 600-1 200. In creative and everyday terms are the hardest to handle was, oddly enough, after the beginning of Perestroika. Premature and sudden departure from the life of St. in 2002, some associated with high emotional fatigue on the background of organizational failures with exhibitions. Edward L. Zelenin was 64 years old.

What is the situation with the recognition, the evaluation of the role of the artist in the postwar history of unofficial art in Russia today? The iron curtain contributed to the fact that in the USSR artist managed to forget. The Restructuring began to feel that there is a chance to catch up. So, in 1988, the artist was flown to the USSR for a solo show in his hometown of Novokuznetsk, organized under the auspices of the Soviet culture Fund. In 1989-м "Mail of the USSR" issued a stamp with a picture of Edward Zelenin, "the Lady in the hat". Then, the country has become not toart and exhibitions in Russia again there was a long pause. In mid-2000-х and early 2010-х people had again a long time to explain who Zelenin. The name was not at the hearing. Now there have been positive shifts. In particular, after a very long pause this year finally-то in Kazan "Arena" held an exhibition of the artist's work. It is very good. Nevertheless, the question of information and creative rehabilitation of Edward L. St. we are probably only at the beginning. A noticeable effect will come only with significant mobilization of motive forces: need a exhibition in Moscow — gallery and museums, and catalogs, monographs, the Foundation of the creative heritage — all the usual complex of measures for promotion of the artist.

That market? Good news for potential collectors is that the auction market works St. there are quite developed. In our database was auction more than 70 episodes, including 50 paintings. The current auction record for creativity Edward Zelenin was set at auction in Monaco in 2010. Large (over five feet in height) canvas "Chardonnay with Apple" was sold for a fantastic $45 000. With this result, the answer today is in the middle of top-100 artists-шестидесятников. At the price peak for Russian art, closer to 2008, Zelenin was another sale at $10 000-30 000. But these were exceptional cases, today those prices are not market benchmark. After two crises they are strongly corrected downward for all of the sixties, without exception. Today at Russian and foreign auctions paintings Edward Zelenin medium size sold between $1 000 200-6. Graphics — $500-2500. Prices vary depending on size, specificity of the plot, and generally are in the range that is comfortable for emotional purchases.

Represented at the present auction a watercolor Zelenin — thing affordable, inexpensive, very expensive for many. While definitely pleasant and, most importantly, very distinctive, surreal air, i.e. accurately zeleninskie. It is strikingly embodied all the things for which the artist some love, and others Vice versa. Why? Today we are at a moment when art is not afraid of the word, not in fashion. Try it today-то to sell at the intersection of surrealism — will be surprised how hard it is. Abstraction, metaphysics, conceptualism — that's what won the market in 2010-х. Maybe not completely and not forever, you never know. But in any case, arguing about the role of ideas, values, styles and genres, there is no doubt that Zelenin — is an important part of the history of Russian post-war non-art, artist with dozens of references in the "Other art", and even with personal the head of the "Leftists".

Sources:zerkalo-litart.com, ru.wikipedia.org



Attention! All materials of the site and database of auction results ARTinvestment.RU, including illustrated reference information about the works sold at auctions, are intended for use exclusively for informational, scientific, educational and cultural purposes in accordance with Art. 1274 of the Civil Code. Use for commercial purposes or in violation of the rules established by the Civil Code of the Russian Federation is not allowed. ARTinvestment.RU is not responsible for the content of materials submitted by third parties. In case of violation of the rights of third parties, the site administration reserves the right to remove them from the site and from the database on the basis of an application from an authorized body.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Show:

Top 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

This site uses cookies, it can collect data about IP addresses and users. N 152-FZ «On Personal Data» and continue working with this site, you confirm your consent to the processing of personal data in accordance with the law N 152-FZ «On Personal Data» and «The policy of LTD «ArtIn» with regard to the processing of personal data».
Back to Top

Художник недели. Шестидесятник Эдуард Зеленин
ARTinvestment.RU   23 октября 2017

Рисунок на текущих торгах AI Аукциона стал поводом почитать о судьбе и творчестве одного из важных художников в истории «нового русского зарубежья», участника «бульдозерной» и «измайловской» выставок, эмигрировавшего во Францию в 1975 году

«На лесной поляне в Измайлове недавно состоялся просмотр работ так называемых художников-модернистов…. Первое впечатление от просмотра — пестрота направлений. Обилие разных по манере восприятия мира и по технике работ художников невольно вызвало вопрос: почему эти художники вместе, что их может объединять?

Вот “Сломанная жизнь” Ламма: к тусклому серо-зеленому полотну прикреплены какие-то деревянные предметы, костыли, рейки. Рядом — “Бабочка-махаон” Зеленина: ученически примитивно изображен Покровский монастырь в Суздале, а внизу полотна — огромная, как картина из Брема, раскрашенная бабочка. Вот … и “Рубашка” Рабина: на фоне черного города, на черной веревке — порванная женская рубашка, белая с розовыми цветочками. По приемам ничего нового в этих, с позволения сказать, произведениях нет: все это было уже у ташистов, коллажистов и иных формалистов Запада… Профессиональная и нравственная незрелость обернулась для участников просмотра бóльшим злом, чем отсутствие своей творческой манеры. Их картины духовно немощны, потому что нет в них человека».

«А в общем, в тот воскресный день был развеян созданный западной пропагандой миф о “непризнанных талантах”. Король оказался голым. Модернистов вывели на публику, и они выставили себя во всем убожестве, потому что как явление искусства работы модернистов выглядят просто несерьезно. Серьезно здесь только напоминание о том, что наши идейные противники поднимают на щит своей пропаганды все, что угодно, лишь бы создать иллюзию “противообщества” в нашей стране, в духовной жизни народа. Когда анализируешь большинство работ, невольно приходишь к выводу о духовном кризисе их авторов или, вернее сказать, определенном их умысле, который продиктован враждебным отношением к действительности, к русской национальной культуре».

Да, это от души. Замечательно. Достойно восхищения. И главное, совершенно ж современно. Достаточно заменить «модернистов» на «акционистов» — и прям готовый закадровый текст какой-нибудь вечерней информационно-аналитической передачи на телеканале «Россия», РЕН или НТВ. Поздравим себя. Между тем приведенной длинной цитате 43 года. Это фрагменты двух статей из «Вечерней Москвы» — критика вынужденно разрешенного властями «Второго осеннего просмотра картин на открытом воздухе» в Измайлово, который состоялся 29 сентября 1974 года. Из числа тех публикаций, что не были стыдливо похоронены в библиотечных подшивках, а вошли в учебники и справочники. Вместе с фамилиями авторов. Как эти — процитированные на 203-й странице «Другого искусства» издательством ГЦСИ.
Кроме упомянутых Ламма, Рабина и Зеленина, в тех злопыхательских статьях авторы «Вечерки» прошлись еще по многим художникам — Валентину Воробьеву, Евгению Рухину, Надежде Эльской, Кропивницкому, еще не известным мне Зевину и Калугину. Но сегодня в рамках темы интересует Эдуард Зеленин.

За две недели до упомянутого показа в Измайловском лесопарке, 15 сентября 1974 года 36-летний Эдуард Зеленин приехал со своей картиной на пустырь в Беляево. Чтобы участвовать в несогласованной с властями выставке художников, почти сразу разогнанной и вошедшей в историю под именем «Бульдозерной выставки». Зеленин приехал на пустырь как самовыдвиженец, в пригласительном билете его фамилии не было. Он присоедился к акции по своей инициативе, как и Михаил Фёдоров-Рошаль, Михаил Одноралов, Валерий Герловин, Сергей Бордачёв и еще человек десять художников. Сам факт участия остаться для художника без последствий не мог. После резонанса в западной прессе и репортажей по «голосам» советские власти учли негативный опыт открытых задержаний Рабина, Рухина и других. Они выждали, пока шум поутихнет, и только потом задействовали проверенный репрессивный арсенал: кому могли — устроили неприятности на работе, кому-то пригрозили психбольницей (прецеденты были, поэтому угроза воспринималась всерьез), а то и подвели под статью об административных правонарушениях. По странному совпадению вскоре после «бульдозеров» Зеленина арестовали за хулиганство. В общем, так вышло, что в 1975-м — в год, когда художники готовились к большим выставкам на ВДНХ, — Зеленин эмигрировал. Ни в «Пчеловодстве», ни в «Доме культуры» он так и не участвовал. Художник уехал по израильскому вызову, как делали тогда все, кому было сильно нужно, включая русских.

Уехал зря или нет — никому наперед знать не дано, и не мне судить. Тогда ведь было совершенно непонятно, как жить и куда деваться. Оставаться в Новокузнецке или в Свердловске — обречь себя на безвестность. А ехать в Москву и Ленинград (где есть шанс снискать славу) — значит, как минимум принять каверзы и унижения статуса советского «художника без постоянной прописки».

Впрочем, талантливому человеку пробиваться даже в столицах понемногу удавалось. Смотрю на хронологию выставок Зеленина. 1965 год — персональная выставка в Доме культуры Института атомной энергии имени И. В. Курчатова. Пусть не музей, но однозначно легендарное место встречи «физиков» и «лириков». Настоящая персоналка. А ведь Зеленину в это время всего 27. В 1969–1972 — персональные выставки в комсомольском кафе «Синяя птица». Плотно опекаемое спецслужбами, но тоже легендарное место, где имели редкую возможность общаться с публикой неофициальные художники. Там открывали выставки многим из нынешних известных шестидесятников — Кабакову, Булатову, Бахчаняну и другим. Были и менее легальные, и уж совсем не приветствуемые властями места. Например, в 1970-м Зеленин принимал участие в выставке на открытом воздухе во дворе особняка американского журналиста Стивенса на Рылеева, 11. Вместе с Вечтомовым, Рухиным, Плавинским, Немухиным и другими. Земляк Эрнста Неизвестного, друг Шемякина, Зеленин много лет вращался в кругу художественного подполья. Ну, а про «Бульдозеры» и «Измайлово» в 1974 году — мы с этого начали. 

После эмиграции Эдуарда Зеленина произведения его вошли в выставочную обойму «Музея русского современного искусства в изгнании» Александра Глезера, а также многочисленных модных тогда выставок формата la Nuova arte Sovetica (т. е. новое советское искусство): русское искусство, которое ну никак нельзя было назвать соцреализмом, в 1970-х было интересно как феномен всему миру. В ноябре 1977-го работы Зеленина, вместе с картинами других неофициальных художников (включая тех, что остались в СССР) показали на биеннале в Венеции,. Выставку «Новое советское искусство», которую прозвали «Биеннале несогласия», с интересом приняли на Западе и с возмущением — на официальном уровне в СССР. Власти с упорством, достойным лучшего применения, искали измену совсем не там, где она зрела. И в очередной раз занимались какой-то дурью. Например, художников, работавших в Москве под эгидой городского комитета художников-графиков, заставили подписать коллективное письмо в «Литературной газете», в котором те, конечно же, решительно размежевались с «организаторами подобных сборищ». Длинных газетных цитат на сегодня хватит, так что просто поверьте на слово: состав участников того венецианского «сборища» сегодня сделал бы честь любому русскому музею современного искусства.

Как сложилось во Франции? Сведения противоречивы, об этом известно обрывочно, по субъективным воспоминаниям друзей. Пишут, что в Париже квартира Зелениных славилась хлебосольством хозяев. Сам художник одно время для многих был душой разрастающегося русского художественного сообщества. Друзья отмечают, что Зеленин всегда много работал, предпочитал трудиться по ночам, создавал много выставочного материала. Не без помощи друзей художник начал сотрудничать с французскими галереями — временами более удачно, временами менее. С одной стороны, по сравнению с Россией во Франции у Зеленина выставок было гораздо больше. Но при этом богатым, особо дорогим и успешным среди французских коллекционеров стать ему было не суждено. Не успел, не сложилось — так бывает, карты не легли.

В начале 1990-х картины Зеленина продавались на французских аукционах в районе $ 600–1 200. В творческом и бытовом плане тяжелее всего справляться стало, как ни странно, после начала Перестройки. Преждевременный и внезапный уход Зеленина из жизни в 2002 году некоторые связывают как раз с высокой эмоциональной усталостью на фоне организационных неудач с выставками. Эдуарду Леонидовичу Зеленину было 64 года.

Какова ситуация с признанием, оценкой роли художника в истории послевоенного неофициального искусства сегодня в России? Железный занавес способствовал тому, что в СССР художника успели забыть. В Перестройку начало казаться, что есть шанс наверстать. Так, в 1988 году художник прилетал в СССР на персональную выставку в родном Новокузнецке, организованную под эгидой Советского фонда культуры. В 1989-м «Почта СССР» выпустила марку с репродукцией картины Эдуарда Зеленина «Дама в шляпе». Потом в стране резко стало не до искусства и с выставками в России снова наступила долгая пауза. В середине 2000-х и в начале 2010-х людям приходилось снова долго объяснять, кто такой Зеленин. Имя было уже не на слуху. Сейчас наметились положительные сдвиги. В частности, после очень долгой паузы в этом году наконец-то в казанском «Манеже» состоялась выставка работ художника. Это очень хорошо. Тем не менее в вопросе информационной и творческой реабилитации Эдуарда Леонидовича Зеленина мы находимся скорее лишь в начале пути. Заметный эффект наступит только при серьезной мобилизации движущих сил: нужны выставки в Москве — галерейные и музейные, а еще каталоги, монографии, фонд творческого наследия — весь обычный комплекс мер, требующийся для продвижения художника.

Что с рынком? Хорошая новость для потенциальных коллекционеров состоит в том, что аукционный рынок работ Зеленина есть и довольно развит. В одной только нашей базе зарегистрировано более 70 аукционных эпизодов, включая 50 с живописью. Текущий аукционный рекорд для творчества Эдуарда Зеленина был установлен на аукционе Монако в 2010 году. Большой (более полутора метров в высоту) холст «Лейда с яблоком» был продан за фантастические $45 000. С этим результатом Зеленин сегодня находится в середине рейтинга топ-100 художников-шестидесятников. На ценовом пике для русского искусства, ближе к 2008 году, у Зеленина были еще продажи в районе $10 000–30 000. Но это были исключительные случаи, сегодня те цены не являются рыночным ориентиром. После двух кризисов они сильно скорректировались вниз для всех шестидесятников, без исключения. Сегодня на зарубежных и русских аукционах картины Эдуарда Зеленина среднего размера продаются в диапазоне $1 200–6 000. Графика — $500–2500. Цены варьируются в зависимости от размера, характерности сюжета и в целом находятся в диапазоне, комфортном для эмоциональных покупок.

Представленная на нынешних торгах акварель Зеленина — вещь доступная, недорогая, по карману очень многим. При этом безусловно приятная и, главное, очень характерная, воздушная сюрреалистичная, т. е. безошибочно зеленинская. В ней поразительно воплотилось все то, за что художника одни любят, а другие наоборот. Почему? Сегодня мы переживаем момент, когда такое искусство, не побоюсь этого слова, не в моде. Попробуйте сегодня что-то продать на стыке сюрреализма — сильно удивитесь, как это сложно. Абстракция, метафизика, концептуализм — вот, что победило на рынке в 2010-х. Может, не окончательно и не навсегда, как знать. Но в любом случае, споря о роли идей, значениях стилей и жанров, не стоит сомневаться, что Зеленин — важная часть истории русского послевоенного неофициального искусства, художник с десятками упоминаний в справочнике «Другое искусство», да еще и с персональной главой в «Леваках».

Источники: zerkalo-litart.com, ru.wikipedia.org



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх