Умер романтик андерграунда Александр Глезер
ARTinvestment.RU   06 июня 2016

В среду, 8 июня на парижском русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа пройдут похороны Александра Давидовича Глезера (10.03.1934–4.06.2016), поэта, писателя, коллекционера и одной из самых ярких фигур в послевоенном неофициальном искусстве

Он не был художником. Но в справочнике «Другое искусство» ему посвящено более десяти страниц, не считая упоминаний. Больше написано, может быть, только о его друге Оскаре Рабине. И думаю, что если изъять оттуда события и процессы, инициатором которых был Глезер, то летопись неофициального искусства похудела бы больше чем на треть. Она не досчиталась бы как минимум выставки в ДК «Дружба» 1967 года — случай первого резонансного разгона выставки неофициальных художников. В ней не было бы «Бульдозерной выставки» 1974 года. Не было бы «Музея русского современного искусства в изгнании», значительной части публикаций о русских художника на Западе. И именно благодаря Глезеру мы сегодня говорим о таком повороте событий лишь в сослагательном наклонении.

Конечно, перечисленные резонансные события в истории нонконформистского искусства — это заслуга не исключительно Глезера. Но он был их катализатором, личностью из породы «настоящих буйных мало». Его помнят как человека, решительно преодолевающего «точку невозврата» в моменты, когда у многих был соблазн отступить. В этом амплуа его многие уважали. А многие не любили, критиковали: лезет вперед, мозолит глаза, перегибает палку, тянет одеяло на себя, требует героизма от окружающих, одиозен, создает другим неприятности, служит для многих немым укором. Может, и так. Но неспроста же именно в такие сложные моменты история вводит в игру таких противоречивых людей. Вспомним, что Глезер шел на обострение с властями в те времена, когда это не просто было чревато проблемами на работе, а буквально физически опасно — скандалил с подневольными милиционерами, с кагэбэшниками, с партийными начальниками. А ведь сиди он тихо, и у него была бы вполне успешная по советским меркам карьера: работа в НИИ, поэзия, переводы, хороший достаток на общем фоне. Но он сознательно отказался от размеренной жизни в неискренности, выбрав профессию, название которой в те времена и не существовало. Ну а как назвать? Арт-менеджер, промоутер, «евангелист» искусства? Да вот все сразу. А еще дилер, переговорщик, куратор, издатель — яркий пассионарий, чье имя вписано в историю неофициального послевоенного искусства наравне с художниками первого ряда.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20160606_glezer.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20160606_glezer.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх