Художник недели. Александр Ней
ARTinvestment.RU   25 сентября 2017

В этом году выдающемуся русскому художнику и скульптору — 78, больше половины жизни он прожил и проработал в США. Но его невероятной красоты терракоты стали украшением большинства значимых русских коллекций неофициального послевоенного искусства

Рядовые русские ценители искусства поколения «кому за сорок» вряд ли до недавних пор могли быть хорошо знакомы с творчеством Александра Нея (1939). Почему? Привычная история: 33-летний Ней-Нежданов одним из первых эмигрировал из СССР — аж в 1972 году. На целых 7 лет раньше Довлатова. Сначала художник направился в Париж. А через два года Ней переехал в США и окончательно осел в Нью-Йорке.

Естественно, дальше информационный занавес опустился и надежно скрыл от русских нью-йоркскую арт-сцену на долгие тридцать лет. Сами представьте, какая в 1970–80-х могла доходить с Запада информация? «Голоса»? Публикации в парижском журнале «А-Я» у Игоря Шелковского или в «Новом американце» у Довлатова? Что-то, конечно, просачивалось через границу подпольно. Но круг посвященных был слишком узок. В итоге за 30 лет информационной изоляции от Нея на родине остались преимущественно воспоминания друзей, легенды о дерзком независимом художнике и странные, очень характерные скульптуры в немногочисленных частных собраниях. По-настоящему наше поколение смогло познакомиться с творчеством выдающегося соотечественника лишь в начале 2000-х годов, когда прошли его первые персональные выставки. И еще примерно в это же время работы Нея стали предлагаться на «русских торгах» мировых аукционных домов.

Вероятно, самая известная из скульптур Александра Нея — большой терракотовый череп в руках Владимира Высоцкого на фотографии из довлатовского «Нового американца». На черно-белом снимке терракота Александра Нея выглядит словно кружевной — полой и невесомой. На самом деле это иллюзия. Терракоты Нея довольно тяжелые и отнюдь не пустые внутри. Обман зрения достигается за счет самобытной техники скульптора. У частых отверстий обычно не видно дна Ней наносит глубокий симметричный «узор» на поверхности терракоты при помощи хирургических и стоматологических инструментов. Филигранная кропотливая работа, почти ювелирная. Недаром его скульптуры когда-то были выбраны для украшения витрины флагманского бутика Tiffany на Пятой Авеню.

Слово «узор» в описании техники Нея мною взято в кавычки не случайно. Это не чисто декоративный прием, не орнамент, а особый формальный ход в работе с поверхностью — аллегория взаимопроникновения пространств, связи нашего мира с космосом. Откуда это? Известно, что еще в детском возрасте у московских родственников на Сашу Нежданова произвели сильное впечатление работы Николая Рериха, а позже он познакомился с религиозно-философским учением «Живая этика». Впрочем на уровне первосимволов в языке Нея довольно много заимствований из разных цивилизаций, культур и философий. Например, квадраты, круги и точки в «орнаменте» на терракотах отсылают к китайской мистике. Где квадрат, например, это обозначение четырех сторон света, знак выбора. Что же касается любимых скульптурных формы мастера — голов, это уже влияние культуры шумеров, африканской скульптуры и даже древних наскальных рисунков.

Художник родился в Ленинграде в 1939 году, застал блокаду. Мальчика звали тогда еще, конечно, не Александр Ней, а Саша Удино-Нежданов. Ney — это краткий запоминающийся псевдоним, который художник взял на Западе. Впрочем, и «Нежданов», по рассказам скульптора, тоже была не совсем настоящая фамилия. Его отец был вынужден сменить броскую иностранную на простую русскую фамилию после революции.

В 1950-х художник закончил художественную школу в Ленинграде, потом учился в Москве, в художественной школе при институте имени Сурикова, позже — на факультете скульптуры в ленинградском институте имени Репина. Несмотря на хорошую успеваемость, после окончания учебы Нею, по его собственным словам, не дали развернуться в профессиональной области. Работал преимущественно дома, в стол. В конце 1960-х Александр Нежданов был занят в отделе реставрации Государственного Эрмитажа, а также работал по заданиям Ленфильма. Самый запомнившийся его заказ тех времен — декорации для шекспировского «Короля Лира» — шедевра режиссера Козинцева. В титрах Нежданова не найдете, там указан художник-постановщик Евгений Еней, под руководством которого Ней делал настенные росписи и создавал предметы бутафории. Интересным эпизодом его биографии стало преподавание в ленинградском Доме пионеров в 1960-х годах, где одним из его учеников был писатель Сергей Довлатов. С которым через 15 лет он встретится в Америке. Преподавание, реставрация, кино, помощь в исполнении художественных заказов, которые получала жена. А что с выставками в СССР? Может, небольшие и были, но сведений о них в справочниках не сохранилось. Резонансных не было точно.

Зато вскоре после эмиграции выставки Нея пошли просто чередой — как персональные, так и групповые. Ней к тому моменту уже прочно входил в обойму художников-нонконформистов, работы которых показывались на многочисленных выставках русского современного искусства в изгнании под кураторством Александра Глезера. Париж — Венеция — Лондон — Токио и др. Больше всего персоналок было сделано, конечно, в Америке с конца 1970-х годов. С Неем работали знаменитые галереи, представляющие шестидесятников, — Нахамкин, Мими Ферц и другие. В России в наше время выставки Александра Нея проходили в Государственном центре современного искусства, на площадке Art4.ru (проект галереи pop/off/art), в Музее декоративно-прикладного искусства и др.

Теперь, как положено, про аукционный рынок. По ценовым тенденциям у Нея все примерно так же, как у большинства шестидесятников. С 2003–2004 года был бурный рост, в 2007-м цены достигли пика и был установлен ценовой рекорд на отметке $26 160. С которым Ней сегодня входит в топ-100 самых дорогих шестидесятников. Дальше прошла череда экономических кризисов. И теперь, к немалой радости новых коллекционеров, пятизначные цены в долларах можно вспоминать лишь как исторический эпизод. Или как потенциальный ценовой ориентир. Потому что в последние годы на аукционном рынке хорошие скульптуры Алекснадра Нея можно купить в гораздо более комфортном ценовом диапазоне $1 500–3 500. Компактные работы могут стоить даже дешевле. На крупные же скульптуры цены могут доходить на открытых торгах до $6000. Плюс-минус. Это за рубежом. А в России рынок работ Нея пока практически полностью является дилерским, на внутреннем аукционном рынке в нашей стране продажи работ Александра Нея пока и вовсе не регистрировались. Так что, возможно, как раз терракотовый «Гриб» 1975 года, который сейчас выставлен на нашем AI Аукционе, сформирует первую запись в аукционной статистике в России. К слову, именно терракотовые скульптуры Нея — флагманские вещи в узнаваемой технике, с которой ассоциируется имя художника — являются наиболее ликвидными и перспективными для коллекционирования. Кроме терракот, у Нея есть интересная графика, живопись и объекты из папье-маше с песком. Но подобные вещи пока совсем уж редко появляются на аукционах. Остается добавить, что специалисты ARTinvestment.RU относят Александра Нея к числу важных, но при этом пока недооцененных художников со значительным потенциалом ценового роста.  

Источники: facebook.com, youtube.com, svoykrug.com

Что еще почитать по теме:
Александра Нея выселяют из его нью-йоркской мастерской из-за слишком высокой арендной платы;
«В поисках смысла: работы Александра Нея из коллекции ГЦСИ и частных коллекций»
talula-talula.livejournal.com.



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх