- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей
Художник недели. Александр Ней
ARTinvestment.RU 25 сентября 2017
В этом году выдающемуся русскому художнику и скульптору — 78, больше половины жизни он прожил и проработал в США. Но его невероятной красоты терракоты стали украшением большинства значимых русских коллекций неофициального послевоенного искусства
Рядовые русские ценители искусства поколения «кому за сорок» вряд ли до недавних пор могли быть хорошо знакомы с творчеством Александра Нея (1939). Почему? Привычная история: 33-летний Ней-Нежданов одним из первых эмигрировал из СССР — аж в 1972 году. На целых 7 лет раньше Довлатова. Сначала художник направился в Париж. А через два года Ней переехал в США и окончательно осел в Нью-Йорке.
Естественно, дальше информационный занавес опустился и надежно скрыл от русских нью-йоркскую арт-сцену на долгие тридцать лет. Сами представьте, какая в 1970–80-х могла доходить с Запада информация? «Голоса»? Публикации в парижском журнале «А-Я» у Игоря Шелковского или в «Новом американце» у Довлатова? Что-то, конечно, просачивалось через границу подпольно. Но круг посвященных был слишком узок. В итоге за 30 лет информационной изоляции от Нея на родине остались преимущественно воспоминания друзей, легенды о дерзком независимом художнике и странные, очень характерные скульптуры в немногочисленных частных собраниях. По-настоящему наше поколение смогло познакомиться с творчеством выдающегося соотечественника лишь в начале 2000-х годов, когда прошли его первые персональные выставки. И еще примерно в это же время работы Нея стали предлагаться на «русских торгах» мировых аукционных домов.
Вероятно, самая известная из скульптур Александра Нея — большой терракотовый череп в руках Владимира Высоцкого на фотографии из довлатовского «Нового американца». На черно-белом снимке терракота Александра Нея выглядит словно кружевной — полой и невесомой. На самом деле это иллюзия. Терракоты Нея довольно тяжелые и отнюдь не пустые внутри. Обман зрения достигается за счет самобытной техники скульптора. У частых отверстий обычно не видно дна Ней наносит глубокий симметричный «узор» на поверхности терракоты при помощи хирургических и стоматологических инструментов. Филигранная кропотливая работа, почти ювелирная. Недаром его скульптуры когда-то были выбраны для украшения витрины флагманского бутика Tiffany на Пятой Авеню.
Слово «узор» в описании техники Нея мною взято в кавычки не случайно. Это не чисто декоративный прием, не орнамент, а особый формальный ход в работе с поверхностью — аллегория взаимопроникновения пространств, связи нашего мира с космосом. Откуда это? Известно, что еще в детском возрасте у московских родственников на Сашу Нежданова произвели сильное впечатление работы Николая Рериха, а позже он познакомился с религиозно-философским учением «Живая этика». Впрочем на уровне первосимволов в языке Нея довольно много заимствований из разных цивилизаций, культур и философий. Например, квадраты, круги и точки в «орнаменте» на терракотах отсылают к китайской мистике. Где квадрат, например, это обозначение четырех сторон света, знак выбора. Что же касается любимых скульптурных формы мастера — голов, это уже влияние культуры шумеров, африканской скульптуры и даже древних наскальных рисунков.
Художник родился в Ленинграде в 1939 году, застал блокаду. Мальчика звали тогда еще, конечно, не Александр Ней, а Саша Удино-Нежданов. Ney — это краткий запоминающийся псевдоним, который художник взял на Западе. Впрочем, и «Нежданов», по рассказам скульптора, тоже была не совсем настоящая фамилия. Его отец был вынужден сменить броскую иностранную на простую русскую фамилию после революции.
В 1950-х художник закончил художественную школу в Ленинграде, потом учился в Москве, в художественной школе при институте имени Сурикова, позже — на факультете скульптуры в ленинградском институте имени Репина. Несмотря на хорошую успеваемость, после окончания учебы Нею, по его собственным словам, не дали развернуться в профессиональной области. Работал преимущественно дома, в стол. В конце 1960-х Александр Нежданов был занят в отделе реставрации Государственного Эрмитажа, а также работал по заданиям Ленфильма. Самый запомнившийся его заказ тех времен — декорации для шекспировского «Короля Лира» — шедевра режиссера Козинцева. В титрах Нежданова не найдете, там указан художник-постановщик Евгений Еней, под руководством которого Ней делал настенные росписи и создавал предметы бутафории. Интересным эпизодом его биографии стало преподавание в ленинградском Доме пионеров в 1960-х годах, где одним из его учеников был писатель Сергей Довлатов. С которым через 15 лет он встретится в Америке. Преподавание, реставрация, кино, помощь в исполнении художественных заказов, которые получала жена. А что с выставками в СССР? Может, небольшие и были, но сведений о них в справочниках не сохранилось. Резонансных не было точно.
Зато вскоре после эмиграции выставки Нея пошли просто чередой — как персональные, так и групповые. Ней к тому моменту уже прочно входил в обойму художников-нонконформистов, работы которых показывались на многочисленных выставках русского современного искусства в изгнании под кураторством Александра Глезера. Париж — Венеция — Лондон — Токио и др. Больше всего персоналок было сделано, конечно, в Америке с конца 1970-х годов. С Неем работали знаменитые галереи, представляющие шестидесятников, — Нахамкин, Мими Ферц и другие. В России в наше время выставки Александра Нея проходили в Государственном центре современного искусства, на площадке Art4.ru (проект галереи pop/off/art), в Музее декоративно-прикладного искусства и др.
Теперь, как положено, про аукционный рынок. По ценовым тенденциям у Нея все примерно так же, как у большинства шестидесятников. С 2003–2004 года был бурный рост, в 2007-м цены достигли пика и был установлен ценовой рекорд на отметке $26 160. С которым Ней сегодня входит в топ-100 самых дорогих шестидесятников. Дальше прошла череда экономических кризисов. И теперь, к немалой радости новых коллекционеров, пятизначные цены в долларах можно вспоминать лишь как исторический эпизод. Или как потенциальный ценовой ориентир. Потому что в последние годы на аукционном рынке хорошие скульптуры Алекснадра Нея можно купить в гораздо более комфортном ценовом диапазоне $1 500–3 500. Компактные работы могут стоить даже дешевле. На крупные же скульптуры цены могут доходить на открытых торгах до $6000. Плюс-минус. Это за рубежом. А в России рынок работ Нея пока практически полностью является дилерским, на внутреннем аукционном рынке в нашей стране продажи работ Александра Нея пока и вовсе не регистрировались. Так что, возможно, как раз терракотовый «Гриб» 1975 года, который сейчас выставлен на нашем AI Аукционе, сформирует первую запись в аукционной статистике в России. К слову, именно терракотовые скульптуры Нея — флагманские вещи в узнаваемой технике, с которой ассоциируется имя художника — являются наиболее ликвидными и перспективными для коллекционирования. Кроме терракот, у Нея есть интересная графика, живопись и объекты из папье-маше с песком. Но подобные вещи пока совсем уж редко появляются на аукционах. Остается добавить, что специалисты ARTinvestment.RU относят Александра Нея к числу важных, но при этом пока недооцененных художников со значительным потенциалом ценового роста.
Источники: facebook.com, youtube.com, svoykrug.com
Что еще почитать по теме:
Александра Нея выселяют из его нью-йоркской мастерской из-за слишком высокой арендной платы;
«В поисках смысла: работы Александра Нея из коллекции ГЦСИ и частных коллекций»
talula-talula.livejournal.com.
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20170925_artist_alexander_ney_nezhdanov_bio.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20170925_artist_alexander_ney_nezhdanov_bio.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей