Художник недели: Игорь Вулох
ARTinvestment.RU   11 сентября 2017

28 ноября 2017 года исполнится 5 лет со дня кончины, а в следующем году будет 80 лет со дня рождения выдающегося художника-шестидесятника, новатора русской послевоенной абстракции Игоря Вулоха

Говоря об Игоре Александровиче Вулохе (1938–2012), искусствовед Михаил Боде в статье 2015 года вышел на многое объясняющую формулу: «Нонконформист советских времен – не столько идеологический, сколько эстетический». Действительно, если заглянуть в справочники и мемуары, то участие Вулоха в истории открытого идеологического и политического сопротивления второго русского авангарда ограничивается лишь двумя эпизодами. Первый эпизод - на 16 странице справочника «Другое искусство» - это когда Игорь Вулох, Эдуард Штейнберг, Валентин Воробьев и Владимир Каневский в 1961 году устроили первую свободную выставку искусства в Доме культуры города Таруса. Молодым художникам помогал с организацией Паустовский и другие писатели, жившие тогда в Тарусе. Позвали людей. Посмотреть на абстракции приехали видные представители интеллигенции из Москвы и иностранцы. Но, увы, по-умному среагировать у советских властей снова не получилось: выставку зачем-то со скандалом закрыли, виновных наказали, западные «голоса» на блюдечке получили острую тему для обсуждения. А художников-участников — студентов художественного факультета ВГИКа Вулоха, Воробьева и Каневского — «по чистому совпадению» уже в феврале 1962 года отчислили из института с формулировкой, назидательно намекающей на их профнепригодность.

Впрочем, история ведь не смотрит в «зачётки» и не проверяет дипломы. К тому же, у нее прекрасное чувство юмора. «Профнепригодность» Вулоха вовсе не помешала покупать его картины знаменитому коллекционеру Георгию Костаки и другим визионерам, жившим и приезжавшим в СССР. И кто бы мог подумать: вечной и всесильной советской власти ныне уже и след простыл, а работы Вулоха – вот они. В Третьяковской галерее и Русском музее, в ведущих музеях современного искусства России и мира, в важных собраниях коллекционеров Семенихиных, Алшибаи, Курцера, Минчиных и других.

Впрочем, нужно признать, что «китайскими предупреждениями» власти в те времена не разбрасывались, и ЧП в Тарусе кроме отчисления имело более глубокие последствия. Не могу утверждать, насколько прямо это связано, но после скандала 1961 года Игорь Вулох больше не принимал участие в резонансных выставках неофициального искусства. Намеренно держался в стороне. Он дружил с Шукшиным (даже должен был сыграть в его нереализованном фильме про Разина «Я пришел дать вам волю»), со Зверевым, с Яковлевым, с чувашским поэтом-новатором Айги, лично был знаком с живыми свидетелями первого русского авангарда Алексеем Крученых и Николаем Харджиевым, общался с многими нонконформистами. Но сам предпочитал тихую работу, без шума, без политики, без открытой фронды. В том числе и по этой причине его позицию не получается поместить в привычную систему координат – ни причислить к одной из групп («лианозовской», «сретенской» и др.), ни «провести» по резонансным выставкам («бульдозерной», «пчеловодству» и пр.). Вулох – одиночка. Одиночка со своим узнаваемым стилем, погруженный в себя мастер, сфокусировавшийся на реализации своих идей беспредметными выразительными средствами.

Одним из важных творческих периодов Игоря Вулоха стало многолетнее сотрудничество с чувашским поэтом Геннадием Айги. Вулох – автор многочисленных вдохновенных абстрактных иллюстраций к его стихам. В частности, Вулох сделал рисунки к лирическому циклу Айги «Тетрадь Вероники», который вышел и в иностранных переводах. Всего у Айги вышло 10 книг с иллюстрациями Игоря Вулоха. Одна из них – «Друг этих лет» (1989) – со стихотворениями, посвященными художнику. Важным эпизодом в творчестве Вулоха стала серия иллюстраций к поэзии шведского лауреата Нобелевской премии 2011 года Тумаса Транстрёмера. В 2012 году по мотивам этих рисунков была сделана серия коллекционного фарфора Вулоха.

Аукционный рынок произведений Игоря Вулоха подчиняется общим тенденциям, характерным почти для всех шестидесятников. Пик цен и качества предложения пришелся на 2006-2007 гг. В тот момент на самых дорогих лондонских аукционах абстракции ценного периода 1970-х годов продавались за $ 12 000 – 18 000, включая комиссию. Аукционный рекорд для творчества художника был установлен в 2007 году - $ 28 784. С ним Игорь Вулох входит в топ-100 самых дорогих художников-шестидесятников. Правда, сегодня важно учитывать, что все эти рекорды были зарегистрированы до кризиса, до первой ценовой коррекции на шестидесятников, которая последовала после 2008 года. А коррекций с тех пор было зафиксировано уже несколько.

Но в 2012-2013 годах произошел заметный всплеск интереса к творчеству художника. Можно сказать, что произошло второе открытие Игоря Вулоха для русской публики. Оно было связано с основанием Фонда Вулоха и с проведением в Москве нескольких важных персональных выставок, на которых впервые его творчество было представлено с такой полнотой. К этим проектам в Московском музее современного искусства и в фонде «Екатерина» были изданы научные каталоги. В частности, картина, представленная сейчас на AI Аукционе, как раз опубликована в одном из них - в издании «Игорь Вулох», подготовленном ММСИ к выставке 2013 года. 

Источники: Игорь Вулох на сайте ARTinvestment.ru, Фонд Игоря Вулоха, AI Аукцион

Что еще почитать по теме:
Игорь Вулох в ММСИ
Игорь Вулох на Петровке 25. Фоторепортаж
Игорь Вулох в Фонде Екатерина. Фоторепортаж
Умер Игорь Вулох



Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх